Interested Article - Хиялетдинов, Шакир Шайхисламович

Шакир Шайхисламович Хиялетдинов, 1960 год

Шакир Шайхисламович Хиялетдинов ( 3 [15] мая 1890 , Звериноголовское , Оренбургская губерния 15 июня 1974 , Уфа ) — российский учёный - богослов , религиозный и общественный деятель СССР. В 1951—1974 годах возглавлял Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири .

Биография

Шакир Хиялетдинов родился 3 ( 15 ) мая 1890 года в станице Звериноголовской Звериноголовского станичного юрта Челябинского уезда Оренбургской губернии , который относился к Войсковой территории Челябинского уезда (3-й военный отдел Оренбургского казачьего войска ), ныне село — административный центр Звериноголовского муниципального округа Курганской области .

В 1909 году окончил медресе « Расулия » в городе Троицке Оренбургской губернии. Затем продолжил образование в ( тат. ) села Иж-Бобья Вятской губернии , ныне в Агрызском районе Республики Татарстан .

С 1910 года преподавал в мусульманских учебных заведениях уездных городов Кустанай Тургайской области и Кокчетав Акмолинской области , Джамбейта Уральской области .

В 1918—1930 годах являлся имамом - хатибом мечети города Атбасар Акмолинской губернии .

В 1930—1943 годах работал бухгалтером в Ташкенте и Петропавловске .

С 1943 года исполнял обязанности председателя ревизионной комиссии Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана в Ташкенте, на эту должность его пригласил ташкентский муфтий Ишан Бабахан (1858–1957).

С 1947 года был имамом-хатибом в мечетях городов Панфилов (ныне Жаркент) и Чимкент (ныне Шымкент) в Казахской ССР .

Во главе ДУМЕС

После смерти муфтия Габдрахмана Зайнуллович Расулева 6 июля 1950 года обязанности руководителя Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири с июля 1950 по март 1951 года исполнял казый . Одновременно шла работа по подбору кандидатуры на должность муфтия ДУМЕС. 21 марта 1951 года в Уфе открылся съезд представителей мусульманского духовенства Европейской части СССР и Сибири, на котором присутствовало 70 человек. На этом съезде новым муфтием ДУМЕС единогласно был избран казый Шакир-хазрат ибн Шейхислам Хиялетдинов, который прибыл на съезд в качестве гостя от ташкентского муфтията .

К 1952 году ДУМЕС объединяло 129 зарегистрированных мечетей, в том числе 16 в Татарской АССР, 23 — в Башкирской АССР, 20 — в Куйбышевской области, 15 — в Пензенской области, 13 — в Ульяновской области. Под юрисдикцией ДУМЕС тогда находились и три татарские мечети за пределами РСФСР — две в Белорусской ССР и одна в Литовской ССР.

Деятельность Хиялетдинова на посту главы ДУМЕС была полностью подконтрольна советским властям. Хиялетдинов должен был :

  • Два раза в месяц бывать с отчётами о деятельности своего Управления у Уполномоченного Совета по делам религиозных культов;
  • Спрашивать у Уполномоченного разрешение на все назначения в Управлении;
  • Получать разрешение на любой свой выезд за пределы Уфы.

С 1955 года, начиная со Всемирной ассамблеи миролюбивых сил в Хельсинки, муфтий Ш. Хияледтинов неоднократно присутствовал на мероприятиях, посвященных борьбе за мир, диалогу между религиями.

При Хиялетдинове 7 марта 1960 года была издана фетва «о прекращении паломничества к так называемым святым местам».

18 июня 1961 года Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири выпустило фетву против «бродячих мулл» . В ней сообщалось следующее :

Чтобы пятничный намаз был признан Аллахом , он должен совершаться в специальных молитвенных помещениях и имамами, назначенными Духовным Управлением мусульман. Исполненные пятничные намазы под открытым небом и муллами-самозванцами не принимаются Аллахом

В этой же фетве казыи и мухтасибы крупнейших регионов, подписавшие фетву, выступают против «такбира» (громкого прославления Аллаха) по пути следования верующих и обязательного жертвоприношения животных в дни Курбан-байрама .

Модернистское отношение Ш. Хиялетдинова к ряду традиционных обрядов отражает его джадидский дореволюционный опыт .

Шакир Шайхисламович Хиялетдинов скончался 15 июня 1974 года в городе Уфе Башкирской АССР , ныне город — административный центр Республики Башкортостан . Похоронен на Магометанском (мусульманском) кладбище города Уфы .

Награды

Примечания

  1. (недоступная ссылка)
  2. . Дата обращения: 16 ноября 2020. 26 февраля 2021 года.
  3. Юнусова А. Б. Ислам в Башкортостане. — Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 1999. — С. 247.
  4. Гусева Ю. Н. Ишанизм как суфийская традиция средней Волги в XX в.: формы, смыслы, значение. — М.: Медина, 2013. — С. 167.
  5. Юнусова А. Б. Ислам в Башкортостане. — Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 1999. — С. 260.
  6. Дата обращения: 16 ноября 2020. 17 февраля 2020 года.
  7. Дата обращения: 16 ноября 2020. 14 марта 2022 года.

Литература

Источник —

Same as Хиялетдинов, Шакир Шайхисламович