Кронштадтское восстание (1921)
- 1 year ago
- 0
- 0
Антибольшевистское восстание в Северном Казахстане (8 февраля — 22 марта 1921 года) — крупнейшее антибольшевистское вооружённое выступление крестьян, казахов и казаков в Северном Казахстане [ источник не указан 181 день ] .
Причина восстания и его основные задачи ясно были описаны в листовке кокчетавских повстанцев : «…ни с чем не сообразная разверстка на предметы нашего труда, бесконечная подводная повинность, постоянные страхи за лишнее сказанное слово, за лишний кусок хлеба, тряпку, лишнюю вещь — всё это жизнь нашу, и без того невеселую, обратило в ад, превратило нас в рабов, случайных выскочек, мальчишек с сомнительным прошлым и настоящим» .
Первые проявления активного сопротивления крестьян начались уже в августе 1920 года , когда во Всесвятском районе Петропавловского уезда явился отряд «зеленых» в количестве 200 человек. Но в первых числах сентября восставшие были разбиты. Однако расправа над «зелеными» только обострила ситуацию. В разных волостях стали вспыхивать неорганизованные бунты .
В конце 1920 — начале 1921 гг. на территории Западной Сибири , куда в административном отношении входил и Северный Казахстан , органы местной власти стали проводить семенную развёрстку . Это нарастило недовольство крестьян и стало поводом для вооруженных восстаний .
8 февраля 1921 года весь район между северной и южной ветвями Транссиба и долинами рек Ишим и Тобол был захвачен восставшими. С целью прекратить вывоз хлеба восставшие разрушали пути и мосты на железнодорожной магистрали Омск - Челябинск . Власти были готовы к такому обороту событий, но выводы были сделаны довольно странные. На заседании Сибирского бюро ЦК РКП(б) , проходившем 11 февраля 1921 г., председатель Сибирского революционного комитета И.Н. Смирнов сказал: «Несмотря на восстания, нажим надо продолжать. Если кровь проливается, то пусть на пользу государства. Надо нажимать». Было принято решение впредь до выполнения 75% разверстки никакое ослабление продовольственной политики не допускать .
Восстание передвинулось в Петропавловский уезд Акмолинской губернии . Повстанцы повсеместно самоорганизовывались в армейском порядке в роты, эскадроны, полки, армии и прочее. Повсюду формировались повстанческие штабы, но единого штаба повстанцев не было .
Для подавления восстания создали полномочную «тройку», в которую вошли председатель Сибирского революционного комитета И.Н. Смирнов, помощник главнокомандующего вооруженными силами Республики по Сибири В.И. Шорин и председатель Сибирского ЧК И. П. Павлуновский . На борьбу с восставшими было переброшено несколько частей стрелковых дивизий, кавалерийские и стрелковые полки, 4 бронепоезда, а также части особого назначения (ЧОН). 14 февраля 1921 г. была издана секретная инструкция «О применении высшей меры наказания в районе, охваченном восстанием» .
13 февраля повстанцы захватили г. Петропавловск и несколько станций. По этой причине была создана Петропавловская группа советских войск, которая уже 17 февраля выбила отряды повстанцев из города (основная часть повстанцев была разбита только к 14 марта ). 18 февраля 1921 г. И.Н. Смирнов докладывал В.И. Ленину : «Кулацко-казацкое восстание в районе Ишима -Петропавловска подавляется успешно. Движение поездов и телеграфная связь от Омска до Петропавловска и 80 верст западнее Ишима и до ст. Мамлютка восстановлены. От железной дороги движение отходит в сторону и, вероятно, выразится в разгромлении продовольственных складов в Кокчетавском уезде , в котором неспокойно» .
К середине февраля в северо-западной части Кокчетавского уезда восстала Корнеевская волость. Под влиянием корнеевцев восстала станица Чалкарская , в которой для формирования повстанческой кавалерии собрали 500 лошадей. Коммунисты оценивали отряды повстанцев в районе Кривоозерного-Чалкарской в 2000 человек. Важнейшее значение имели преувеличенные слухи о победах повстанцев Петропавловского и Ишимского уездов .
Перелом в уезде произошел 18-19 февраля, когда под лозунгами «Довольно разверсток!», «Долой коммунистов!», «За свободную торговлю!» восстали станицы к западу и юго-западу от Кокчетава: Лобановская, Аиртавская, Имантавская, Арык-Балыкская, Верхне-Бурлукская, Нижне-Бурлукская, Якши-Янгизставская и Акан-Бурлукская. Из этого района восстание стало стремительно распространяться на восток, к станицам Зерендинская и Сандыктавская, на тракте Кокчетав - Атбасар .
Восстание приняло массовый характер. О нем Чрезвычайный уполномоченный Сибирского революционного комитета Е.В. Полюдов докладывал: «Самое же движение считаю серьезным. В него втянуто все казачество, до половины крестьянства и часть киргиз» .
В некоторых боевых отрядах преобладало казахское население . Е.В. Полюдов это положение объяснял тем, что казахское население было неграмотным, «кроме богатых, и проводить воспитательную работу было почти невозможно, а переводчиков среди русского местного населения было мало» - писал он. Однако вряд ли неграмотность казахов и слепое послушание баям вынудили их вступить в ряды повстанцев. Точные причины вскрыл председатель Кокчетавской револоционной тройки Т.Ф. Розенбах: «По всем признакам, повстанцы стараются разжечь восстание среди киргизов. Почва для этого благоприятна. Константин Андреевич Попов помнит, какое значение я придавал в докладах губис-полкому невыдаче киргизам мануфактуры и хлеба. Теперь это сказывается - киргизы уже убивают в аулах отдельных красноармейцев» .
На борьбу с повстанцами в село Еленинское , в 30 км западнее Кокчетава , уездные власти сосредоточили 200 штыков и 150 сабель с пулеметами. 20 февраля в 10 верстах от Еленовки начался бой с повстанцами. Оставив в плену около 100 человек, бросив начальника штаба и два пулемета без замков, остатки отряда отступили .
Отступление этого отряда навело панику в Кокчетаве. В ночь в ночь на 21 февраля уездная ревтройка оставила город и ушла на северо-восток, в сторону Омска. Об этом Т.Ф. Розенбах докладывал Омскому губкому РКП(б): «400 штыков состояли из всякого сброда - милиционеров, повстанцев-«алтайцев» и, как метко выразился один товарищ, сибирских «смежных коммунистов». Вся эта публика при первых выстрелах побежала без оглядки. Много дезертировало и побросало винтовки. Нельзя на словах передать весь тот кошмар, который пришлось пережить в Кокчетаве». Отряд ревтройки остановился в немецком селе Золоторунное , в 90 км от Кокчетава .
23 февраля отряды повстанцев вошли в город Кокчетав. Под их контролем город был всего 10 дней. За это время был создан Главный военный совет, штаб, комендатура, объявлена всеобщая мобилизация . Началась организация органов власти. Было оповещено, что во всех волостях и станицах вместо исполнительных комитетов должны быть временно организованы военные советы в составе председателя, двух заместителей по военной и хозяйственной частям и секретаря, в прочих селениях и аулах - сельские и аульные военные советы в составе председателя, его заместителя и секретаря. В Кокчетавской типографии печатались приказы, воззвания, распространялись слухи о падении города Омска и Иркутска и т.д. Повстанцы широко пропагандировали «истинное народовластие», была объявлена советская власть без коммунистов, свободная торговля .
В городе новая власть производила только аресты, никого не расстреливала. Но восставшие устраивали самосуд над плененными представителями власти и их родственниками, убивали продработников. Над коммунистами расправлялись с крайней жестокостью .
На охваченной восстанием территории произошла полная ликвидация партийных организаций и советской власти. На подавление восстания в соседнем Атбасарском уезде был организован отряд во главе с помощником начальника уездной милиции И. Плескачом. Попытки повстанцев уничтожить отряд Плескача не принесли успеха .
12 марта из Акмолинского уезда к атбасарскому отряду прибыло подкрепление. Это соединило значительные силы повстанцев на западе Кокчетавского уезда и отвлекло их внимание от главного направления удара карательных войск Красной армии . В первых же числах марта Южная группа советских войск, действовавшая под Петропавловском, очистила тракт Петропавловск-Кокчетав .
5 марта в ходе ожесточенного двухчасового боя повстанцев выбили из Кокчетава. При отступлении повстанцев в пяти верстах от города ими было брошено около 600 пленных советских работников и красноармейцев .
За неделю Южная группа войск заняла фактически все населенные пункты, за исключением казачьих станиц. расположенных в 80-100 км западнее Кокчетава. Кровопролитные бои продолжались с 12 по 22 марта , пока не было сломлено сопротивление восставших. Только в боях за станицу Лобаново повстанцы потеряли убитыми и раненными около 1100 человек. Впоследствии восстание пошло на убыль. Часть повстанцев, не сдавшихся советской власти, через Акмолинские степи ушла на юг. На время им удалось захватить город Каркаралинск . Но в середине апреля регулярные войска выбили их из города. Часть повстанцев была уничтожена, а спасшимся удалось уйти на территорию Китая . Отголоски восстания в виде разрозненных повстанческих отрядов тянулись до 1923 года .
Восстание было подавлено властями в самой жестокой форме. Т.Ф. Розенбах в своем донесении Омскому губкому РКП(б) писал: «Я противник каких бы то ни было насилий в политической борьбе, всегда отказывался работать в ЧК и три-буналах, но теперь дошел до того, что подписы-ва приговоры о расстрелах, и у меня рука не дро-жит...». На местах нахождения регулярных войск творился самосуд теперь уже со стороны красноармейцев и командиров. Сводки пестрят сведениями о «грабежах, насилиях, убийствах и других беззаконных действиях, чинимых войсками в отношении сельского населения в местах расквартирования войск» .
Определить количество погибших повстанцев было тяжело. Только по данным председателя Сибирского революционного комитета И.Н. Смирнова, к 12 марта 1921 г. в Ишимском и Петропавловском уездах было убито около 22 тыс. повстанцев .
После взятия регулярными войсками сел и станиц Кокчетавского уезда Чрезвычайная тройка представительства ВЧК по Сибири уже 31 марта вынесла смертные приговоры 55 повстанцам из Кокчетавского уезда. После ликвидации восстания в Имантавской станице было расстреляно около 40 человек, в селе Лобаново - 11 человек. В архиве сохранился список, состоящий из фамилий 232 повстанцев, расстрелянных в Кокчетавском уезде в дни подавления восстания .
Причиной поражения стала неспособность повстанцев, представляя сельское население, состоявшее из крестьян, казаков и казахов, не зависимо от опыта не могли противостоять регулярным войскам. Более того, они не ставили своей целью захват государственной власти, а лишь выступали против тотальной конфискации необходимого продовольствия и скота. Продовольственная политика центральных и местных властей, не считавшаяся с реальными интересами и возможностями сельского населения, а также формы и методы проведения этой политики в жизнь, легализовавшие насилие и унижавшие человеческое достоинство, постоянное увеличение силового давления до предела обостряли ситуацию. Население нашло выход только в вооруженной борьбе .
Восстание носило антикоммунистический характер. Хоть и большая часть восставших не разбиралась в программных целях и задачах коммунистов, но они прекрасно понимали решающую роль партии и коммунистов в проведении продовольственной политики советской власти. Поскольку эта политика разоряла их хозяйства и обрекала их семьи на полуголодное существование, восставшие выступали с лозунгом «За советы без коммунистов!», стремились насильственно отделить советы от коммунистов .
В то время, когда восстание было в разгаре, в Москве шел Х съезд РКП(б) . На этом съезде был провозглашен курс на новую экономическую политику, в соответствии с которой продразверстка заменялась продовольственным налогом. Однако продовольственный налог вводился только в тех губерниях, которые выполнили продразверстку. Петропавловский и Кокчетавский уезды, прежде чем перейти к сдаче продналога, должны были рассчитаться с Центром по долгам прошлого года, оставшимся от продразверстки .
11 мая 1921 года в Акмолинской губернии было введено военное положение для вывоза изьятого хлеба. Продорганы сначала принимали форму принудительных товарообменов. Затем начали попросту реквизировать у населения продукты питания. Именно таким способом была изьята основная масса хлеба, заготовленного государством к июлю 1921 г. Выполнение этих «боевых заданий», наряду с причинами естественного характера, имело чрезвычайные последствия: в 1921 и 1922 гг. в хлебных районах Северного Казахстана разразился голод .