Петров, Виктор Афанасьевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Ви́ктор Алекса́ндрович Петро́в ( 11 ноября 1897 , Пермь — не ранее 1959 ) — советский оператор документального кино, фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны.
Родился в Перми . С 1913 года ходил на пароходах в качестве ученика, затем помощника механика (в том числе на пароходе « Иртыш ») .
В период 1916—1917 годов служил в Русской императорской армии . С 1918 по 1921 год — помощник машиниста на пароходе по рекам Сибири. В 1922—1923 годах работал в акционерном обществе « Пролеткино », собирал автокинопередвижки. С 1923 года — механик в кинотеатре и фото-кино мастерской в Иркутске .
В кино попал благодаря оператору Василию Беляеву из Ленинграда, зашедшего в мастерскую устранить неисправность камеры, и в благодарность пригласившего поучаствовать в съёмках. Вскоре, раздобыв кинокамеру, он и сам начал снимать для лаборатории акционерного общества «Кино-Сибирь» .
В 1928 году во время киноэкспедиции в Сибирь московский оператор-хроникёр провёл в Новосибирске операторские курсы , обучив Петрова обращению с профессиональной камерой « Дебри ». Тогда же Константинов поспособствовал открытию иркутского корпункта « Совкино » . В том же году по заказу новосибирской студии «Совкино» Петров осуществил репортажную съёмку первомайской демонстрации в Иркутске .
С первого дня работал на учреждённой в 1930 году на месте лаборатории « Базе хроники Восточно-Сибирского края » (с 1936 года — Иркутская студия кинохроники). Как опытный кинохроникёр, обучал азам профессии учеников . Вышедший в октябре 1932 года первый номер киножурнала «Восточная Сибирь» почти полностью состоял из материалов Петрова .
С июня 1936 года — оператор на Тульском корпункте Ростовской студии кинохроники . Вместе с операторами И. Беляковым , Е. Богоровым , С. Гельманом и другими стал автором сборника «Записки кинооператоров» (1938) .
В Красной армии с июня 1941 года . С декабря 1941 года служил во фронтовой киногруппе Юго-Западного фронта , снимал в Севастополе, Новороссийске . С сентября 1942 года — в киногруппе Закавказского фронта , с июля 1943 года по февраль 1945-го — в киногруппах 3-го и 4-го Украинского фронтов , снимал освобождение Болгарии и Югославии .
Тов. Петров лишь за последние месяцы подошёл вплотную к осуществлению основной задачи фронтового корреспондента — к съёмке боевых операций. Перелом обозначился вместе со съёмкой неплохого сюжета — «Людмила Павличенко» (СКЖ № 62) .
Петров с июля работал интенсивно и плодотворно. В Ясско-Кишиневской операции он дал яркие, очень сильные оригинальные кадры разгрома немецких войск. Эти съёмки получили высокую оценку в Москве. Правда, боевые кадры в Ясско-Кишиневской операции ему не удались.
Его опыт, умение снимать репортаж, смелая, инициативная работа по организации хроникального материала уживались с дисциплинарными проблемами. Приказом председателя Комитета по делам кинематографии при СНК СССР от 4 сентября 1943 года ему в числе других был объявлен выговор с предупреждением о «необходимости улучшения качественных показателей своей работы» .
В 1945 году незадолго до окончания войны он был переведён в тыл — вновь на корпункт Ростовской студии кинохроники в Туле , где проработал до 1959 года .
Кроме фильмов является автором более 1000 сюжетов для кинопериодики: «Восточная Сибирь», «На страже СССР», « Новости дня », «Новости недели», « Пионерия », «По Дону и Кубани», «Северный Кавказ», «Советский спорт», «Советский юг», «Социалистическая деревня», «Союзкиножурнал» .
В Ростове-на-Дону в сквере напротив «Дома кино» в мае 2015 года был открыт памятный знак с фамилиями 11 ростовских фронтовых операторов .