Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека
— официальный документ
Русской Православной Церкви
, утверждённый в Храме Христа Спасителя 26 июня на
Архиерейском соборе
2008 года.
Содержание
Задачи и предмет документа
«На протяжении всей истории человечества понимание того, что есть человек, существенно влияло на устроение частной и общественной жизни людей. Несмотря на глубокие различия между отдельными цивилизациями и культурами, в любой из них наличествуют некоторые представления о правах и обязанностях человека.
В современном мире значительное распространение получило убеждение, что институт прав человека сам по себе может наилучшим образом способствовать развитию человеческой личности и организации общества. При этом со ссылкой на защиту прав человека на практике нередко реализуются такие воззрения, которые в корне расходятся с христианским учением. Христиане оказываются в условиях, когда общественные и государственные структуры могут принуждать, а зачастую уже принуждают их мыслить и поступать вопреки Божиим заповедям, что препятствует достижению самой важной цели в жизни человека — избавлению от греха и обретению спасения.
В этой ситуации Церковь, основываясь на Священном Писании и Священном Предании, призвана
напомнить основные положения христианского учения о человеке и оценить теорию прав человека и её осуществление в жизни
».
—
, Преамбула.
Содержание документа
Официальный документ разбит на следующие параграфы:
I. Достоинство человека как религиозно-нравственная категория.
II. Свобода выбора и свобода от зла.
III. Права человека в христианском миропонимании и в жизни общества.
III.1. Каждый человек от Бога наделён достоинством и свободой.
III.2. Права человека не могут быть выше ценностей духовного мира.
III.3. Разработку и применение концепции прав человека необходимо согласовывать с нормами морали, с нравственным началом, заложенным Богом в
природу человека
и опознаваемым в голосе совести.
III.4. Права человека не должны противоречить любви к Отечеству и к ближним.
III.5. Реализация прав человека не должна вести к деградации окружающей среды и истощению природных ресурсов.
IV. Достоинство и свобода в системе прав человека.
IV.1. Существуют разные традиции толкования и национальные особенности реализации комплекса прав и свобод.
IV.2. Право на жизнь.
IV.3. Свобода совести.
IV.4. Свобода слова.
IV.5. Свобода творчества.
IV.6. Право на образование.
IV.7. Гражданские и политические права.
IV.8. Социально-экономические права.
IV.9. Коллективные права.
V. Принципы и направления правозащитной деятельности Русской Православной Церкви.
История обсуждения прав человека в Церкви
До Архиерейского Собора 2008 года тему прав и достоинства человека уже поднимал
X Всемирный Русский Народный Собор
, который вызвал неожиданно сильный резонанс в обществе. Принятую им «Декларацию о правах и достоинстве человека» обсуждали центральные российские средства массовой информации
, дебаты шли даже на телевидении. При ВРНС был создан Правозащитный центр
.
Ряд положений «Декларации о правах и достоинствах человека» получил отражение в
.
Примечания
«Зачастую люди приносят в Церковь свои земные представления о жизни, политике. Мы знаем, что в нашей стране, к сожалению, некоторые пытаются искать в Церкви не Христа, а „патриотизм“, „русскость“, „самодержавие“ и так далее. В условиях нарастания авторитарных тенденций во власти и обществе проявления таких настроений в Церкви очень опасны. В конечном счете, они дискредитируют христианство. Поэтому когда Церковь в таких условиях затрагивает тему прав человека — это акт гражданского мужества. Это шаг, призванный обеспечить развитие Церкви как одного из важнейших институтов гражданского общества, призванный окончательно порвать с вековой, опасной и бесперспективной традицией подчинения Церкви государству».
Григорий Явлинский
, экс-председатель
партии «Яблоко»
«Сама по себе постановка вопроса о правах человека, осознание этих прав Церковью, чрезвычайно важны. Они разрушают миф о том, что якобы Церковь является реакционным институтом, для которого-де не важен человек, а важен только некий набор обрядов и обычаев. Как раз наоборот, Церковь напоминает, что именно христианство, христианская традиция первыми заявили о свободе и достоинстве личности как высшей ценности». Андрей Исаев, председатель Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике.
(неопр.)
. Дата обращения: 19 декабря 2010.
15 декабря 2010 года.
«Есть ценности, стоящие не ниже прав человека. Это такие ценности как вера, нравственность, святыни, Отечество. Когда эти ценности и реализация прав человека вступают в противоречие, общество, государство и закон должны гармонично сочетать то и другое.
Абсолютизация прав человека, взятых в отрыве от нравственных законов, может дезориентировать человека или целые социальные группы. Именно отсюда проистекают движения в поддержку эвтаназии и однополых браков, в защиту «прав» гомосексуалистов, лесбиянок и трансвеститов, «права» на распространение и употребление легких наркотиков и прочей гадости. Отсюда — «право» на издевательства над русскими святынями и оскорбление национальных и религиозных чувств наших людей».
от 1 июня 2008 на
Wayback Machine