Смит, Элдер и Ко
- 1 year ago
- 0
- 0
Марк Элдер , настоящее имя — Марсель Тандрон ( фр. Marc Elder, Marcel Tendron 31 октября 1884, Нант, Франция — 16 августа 1933, Сен-Фьякр-сюр-Мэн, Франция) — французский прозаик, искусствовед и критик, лауреат Гонкуровской премии (1913) за роман «Народ моря».
Марк Элдер — литературный псевдоним Марселя Тандрона, уроженца Нанта . Родился в состоятельной семье (его мать носила фамилию Бланш, в девичестве — Розье) и провел детство в Ла-Бернери-ан-Ресе. Учился в иезуитском колледже святого Франсуа-Ксавьера в Ванне , затем ( 1890 — 1892 ) в Малом нантском лицее. Ориентировочно в 1901 — 1904 году окончил студии риторики и философии в Лицее Клемансо. По специальности был критик и искусствовед.
Из-за слабого здоровья Марсель регулярно отдыхал в Сен-Фьякр-сюр-Мэне, в имении родственников матери. Литературную деятельность начал в 1906 году , выбрав псевдоним Марк Элдер . Также писал статьи для журналов l’Action Nationale, La Vie, La Renaissance contemporaine, La Revue française, La Grande Revue .
9 октября 1907 года Марк Элдер был призван на армейскую службу в 65 Нантский пехотный полк, 11 июля 1908 он демобилизовался.
26 января 1911 женился на Жермене Марте Малаваль, от которой потом имел сына Ива .
В 1913 Марк Элдер получил Гонкуровскую премию . На предыдущих этапах претендентами на премию были, среди прочих, также Леон Верт ( La maison blanche ), Анри Дагерш и Валери Ларбо . В одиннадцатом туре голосования «Народу моря» Элдера отдали предпочтение перед произведениями «Большой Мольн» (Le Grand Meaulnes) Ален-Фурнье и « По направлению к Свану » (Du côté de chez Swann) Марселя Пруста .
Когда началась Первая мировая война , его мобилизовали 3 августа 1914 года , а 9 декабря 1914 признали негодным к службе из-за туберкулеза легких и сняли с учета. 20 апреля 1915 года это решение было подтверждено на высшем уровне .
17 марта 1919 года Марк Элдер занимает должность архивариуса-библиотекаря при городском театре Нанта . В мае 1919 возглавляет новообразованное «Общество друзей музея изобразительного искусства», предназначенное внедрять произведения современного искусства в Нантский музей.
23 июля 1921 года Марк Элдер стал секретарем городской администрации, ответственным за развитие искусства и сохранение культурных памятников. 19 декабря 1924 года был назначен куратором Замка герцогов Бретонских . На этой должности он находился до самого конца. За всю жизнь писатель собрал коллекцию произведений искусства, которая после его смерти стала собственностью Нантского музея изобразительного искусства .
16 августа Марк Элдер умер в Сен-Фьякр-сюр-Мэне. Похоронили его 18 августа на нантском кладбище «Милосердие» (Miséricorde) .
Марк Элдер дебютировал во многом автобиографическим романом «Кризис», в котором главный герой часто болеет и становится сиротой ещё в детстве. Четыре года спустя он опубликовал «Три истории». В 1912 году вышел роман «Марта Рушар». Элдер стал автором двух эссе об Октаве Мирбо и Ромене Роллане . К эссеистике принадлежат также произведения, написанные о художниках-современниках — «В Живерни, у Клода Моне» (1924), «Габриель Бело, художник-просветитель» (1927), «Луи-Робер Антраль» (1927) и «Ателье Ренуара» (1931).
Особняком стоит «Апостольская жизнь Венсана Венжама» (1917). В герое этого романа можно узнать Винсента Ван Гога . Автор рассматривает судьбу художника прежде всего с точки зрения христианина.
В 1913 году Марк Элдер получил Гонкуровскую премию за роман «Народ моря» ( Le Peuple de la mer ), в котором изображена жизнь рыбаков с острова Нуармутье . Композиционно произведение состоит из трех отдельных повестей — «Барка», «Женщина» и «Море». Об этой книге, как и о творческой манере автора, литературный критик Ж. Талландо высказался так:
Чувствуется, что Марк Элдер жил с людьми, которых изображал. Он, так сказать, „практиковал“ с ними, как художники, которые очерчивают этюд с натуры свободным движением карандаша и не заставляют модель позировать, потому что опасаются исказить искренность поведения и гибкость движений. Он смотрел, наблюдал и слушал. Благодаря вниманию и проницательности сумел пробиться сквозь гладкую, холодную и замкнутую маску моряков. Более того, он уловил их жесты, амбиции, соперничество и раздоры. Передал их чувства, зафиксировал самые тайные движения души. И его наблюдения настолько совершенны, что это уже не только начерченный портрет. Он рисовал персонажей. Вот что придает силу и ценность красоте его книги
На военную тематику написан его роман «Жак Бономм и Жан Ле Блан» (1919). Первый из этих двух персонажей — пехотинец — вернулся с фронта без ноги и «коронован боевыми медалями и деревянной ногой», а второй — моряк — утонул вместе с кораблем, который плыл в Салоники .
Особенностью творческой манеры писателя является определённый консерватизм и традиционализм. Литературовед Билл Маршалл характеризует Марка Элдера как антикоммуниста, врага демократии и ретрограда .
В литературной тематике Марка Элдера большое место занимают произведения о море. Знаток этой отрасли, Рене Монио в разделе XXIII своей «Истории маринистической литературы», описывая развитие этого жанра и его представителей в начале XX века, отдает Элдеру должное и упоминает имя его произведения — «Народ моря» .
В марте 1924 года Марк Элдер с подачи министра культуры стал кавалером ордена Почётного легиона .
Когда писатель умер, в знак траура на Замке герцогов Бретонских были приспущены флаги .
В нантской газете L’Ouest Éclair 19 августа 1933 опубликован некролог: «В лице Марка Элдера потерян один из наших замечательных писателей, безупречно владеющий языком, один из тех, кто во всяком случае может лучше понимать и изображать морскую Бретань и воскрешать богатых судовладельцев и корсаров восемнадцатого века».
11 мая 1934 на стене Замка герцогов Бретонских установлена мемориальная доска в честь Марка Элдера. 30 ноября 1936 бывшую «Замковую площадь» (place du Château), находящуюся перед входом в этот замок, переименовали в площадь Марка Элдера. Именем писателя названа площадь в Сен-Фьякр-сюр-Мэне, а также улицы в Резе, Ла-Бернери-ан-Ресе, Ванне и Бресте.