Interested Article - Шотландская фантазия для скрипки с оркестром
- 2021-03-16
- 2
Шотландская фантазия для скрипки с оркестром Op. 46 ( англ. Scottish Fantasy , нем. Fantasie für die Violine mit Orchester und Harfe unter freier Benutzung schottischer Volksmelodien ) — произведение Макса Бруха , написанное в 1880 году. Посвящена Пабло Сарасате .
История создания и исполнения
Брух работал над фантазией зимой 1879—1880 гг. в Берлине . Он использовал в произведении ряд шотландских народных мелодий, включая патриотический гимн Scots Wha Hae в финале, что отражено в полном немецком названии фантазии — «со свободным использованием шотландских народных мелодий» ( нем. unter freier Benutzung schottischer Volksmelodien ). Отмечалось, что Брух и раньше интересовался шотландским музыкальным материалом (в вокальном цикле 1864 года), напрямую наследуя в этом Феликсу Мендельсону (в частности, обозначение темпа финала редкой краской Allegro guerriero воспроизводит аналогичное обозначение, употреблённое Мендельсоном в предисловии к его ).
При первых исполнениях Брух ставил в афиши различные названия, в том числе Третий концерт для скрипки с оркестром (в Бреслау в 1888 году) . Считается, что Сарасате, которому произведение было посвящено, полагал, что оно должно называться концертом, а Йозеф Иоахим , консультировавший композитора в ходе работы и исполнивший сольную партию на премьере, ратовал за то, чтобы в названии было слово «фантазия».
Иоахим и Ливерпульский филармонический оркестр под управлением автора впервые исполнили Шотландскую фантазию в Ливерпуле 22 февраля 1881 года . Сарасате в дальнейшем также неоднократно исполнял её вместе с автором.
Среди скрипачей, оставивших записи Шотландской фантазии, были Яша Хейфец (1947, в сокращении, и 1961), Майкл Рабин (1957), Давид Ойстрах (1962), Артюр Грюмьо (1973), Сальваторе Аккардо (1977), Ицхак Перлман (1986), Джошуа Белл (2018).
Состав
- Introduktion; Grave, Adagio cantabile
- Scherzo; Allegro
- Andante sostenuto
- Finale; Allegro guerriero
Примерная продолжительность звучания 30 минут.
Интерпретация
«Я представляю себе „Шотландскую фантазию“ Бруха как „лебединую песнь“ героя народной легенды, которого воспевали в старину шотландские барды, аккомпанируя своему „сказу“ на арфе», — писал Леопольд Ауэр .
Примечания
- Michael Steinberg. The Concerto: A Listener’s Guide. — Oxford University Press, 2000. — P. 154.
- Christopher Fifield. Max Bruch: His Life and Works. — Boydell Press, 2005. — P. 168.
- Л. Ауэр. Моя школа игры на скрипке. — М.: Музыка, 1965. — С. 223—224.
Ссылки
- 2021-03-16
- 2