Heathen (группа)
- 1 year ago
- 0
- 0
Фёдор Васильевич Семёнов-Амурский (23 марта 1902, Благовещенск-на-Амуре — 21 июля 1980, Москва ) — русский советский художник-живописец, мастер пейзажа, портрета и символико-аллегорических композиций.
Фёдор Васильевич Семёнов-Амурский родился 23 марта 1902 в Благовещенске-на-Амуре . Его родители приехали в город на заработки из села Покровское Томской губернии . Позднее, следуя традиции старых мастеров и желая выделится из массы современников, Фёдор Васильевич взял вторую часть фамилии по месту рождения.
Рано начал интересоваться живописью, много рисовал после школы. В 1920—1925 учился в . Уже в 1923 начал работать профессионально — иллюстратором в областных газетах « Амурская правда » и «Молодая гвардия».
В 1925 по комсомольской путёвке Амурского Губкома комсомола направлен в Москву для учёбы в Высших государственных художественно-технических мастерских ( ВХУТЕМАС ). До 1930 учился на графическом факультете у В. А. Фаворского , П. В. Митурича , Н. Н. Купреянова , И. И. Нивинскиго , П. И. Львова .
В 1930 женился на молодой художнице Елизавете Измаиловне Елисеевой и прожил с ней полвека, вплоть до кончины.
В 1933, после службы в Красной Армии, стал членом секции графики Московской организации Союза художников . Несмотря на то, что художник много работал, особенно в своей любимой техники рисунка тушью, от раннего периода его творчества до нас дошло не более десяти-пятнадцати произведений. Служба в армии и небольшой достаток не способствовали их сохранению, к тому же художник не раз переписывал или уничтожал собственные произведения .
Несмотря на то, что Семёнов-Амурский игнорировал политические потрясения времени, которые в его представлении не несли никакого культурного смысла и не имели отношения к собственно культуре, его постигла трагическая судьба художников в советской России, чьё творчество выходило за рамки «правильной» идеологии. В 1946 он был обвинён в формализме , переведён из членов Союза в кандидаты и с тех пор, испытывая постоянную нехватку средств, боялся потерять минимально приемлемые условия для работы . Возможно, именно нужда заставила его использовать технику собственного изобретения — маслом на тщательно загрунтованной бумаге (холст был слишком дорог). Но именно такой стиль рождал интересный эффект: в этих его произведениях никогда не проступает структура холста, в самой живописи иной раз появляется что-то от цветной графики.
Много работая, создавая до тысячи произведений в год, он почти никогда не выставлялся, за исключением участия в нескольких квартирных выставках. Его работы не закупались, он зарабатывал на жизнь ретушированием фотографий для Большой Советской энциклопедии . В 1960—1962, перед выходом на пенсию, Семёнов-Амурский принимал участие в крупном проекте — реставрации панорамы «Бородинская битва» . Только в 1967 в Институте физических проблем АН СССР в Москве состоялась первая персональная выставка художника.
В 1972—1976 вместе с , Павлом Ионовым, Ростиславом Лебедевым , Александром Максимовым, Борисом Орловым , Дмитрием Приговым , Иваном Смирновым и Игорем Шелковским участвовал в однодневных выставках в мастерской Игоря Шелковского . Кроме того, принимал участие в творческих вечерах с выставками работ и дискуссиями.
В 1976 состоялась выставка произведений художника в Малом зале Центрального дома работников искусств , ставшая последней прижизненной.
21 июля 1980 художник скончался в Москве. Хранителем и пропагандистом творческого наследия Семёнова-Амурского стала его вдова Елизавета Измаиловна Елисеева.
Семёнов-Амурский изучал не только творчество своих соотечественников и современников, но и обращал внимание на историю и основные тенденции развития мирового искусства. Искусствоведы отмечают влияние на него французских , прежде всего Матисса и Ван Гога . Сохранившиеся записи художника свидетельствуют о пристальном внимании, анализе их творческого метода. В творчестве мастера чувствуется обращение к древнему, первобытному искусству, он пытался найти универсальные истоки искусства, его первооснову, понять и переосмыслить средства выражения. Фёдор Васильевич обращался к наивному народному искусству, культуре Византии и Древнего Египта , большое внимание уделял детскому рисунку, сохранившему первобытную чистоту. Отсюда отход художника от трёхмерного изображения, в графике и на холстах, и неоднократное обращение, в 1930-х, к изображению и даже изготовлению масок, «приобретавших в его творчестве характер тотемных изображений, хранителей древних культурных смыслов и одновременно атрибутов современной карнавальной культуры» . Его работы сохраняют архаичную природность искусства, в центре внимания художника прежде всего формы, их ритмика и органика, цветовая и линейная структура.
Произведения художника входят в собрания крупнейших музеев, в том числе Государственной Третьяковской галереи , Государственного Русского музея , Государственного центра современного искусства , Воронежского областного художественного музея им. И. Н. Крамского , Серпуховского историко-художественного музея , Чувашского государственного художественного музея и многих других государственных музеев, а также в частные собрания.
.