Фальконе, Этьен Морис
- 1 year ago
- 0
- 0
Мори́с Бюка́й ( фр. Maurice Bucaille ; 19 июля 1920, Пон-л’Эвек , Франция — 17 февраля 1998 , Париж, Франция) — французский врач - гастроэнтеролог и писатель . Член Французского общества египтологии. Широкую известность получил как автор книги « Библия, Коран и наука ».
Родился 19 июля 1920 года в городе Понт-Элевек во Франции в семье Мориса и Марии Бюкай.
В 1945—1982 годах занимался медицинской практикой в качестве врача-гастроэнтеролога . Начал изучать арабский язык, когда узнал, что один из его пациентов-мусульман читает Коран в подлиннике . С 1973 года являлся семейным врачом короля Саудовской Аравии Фейсала и членов семьи президента Египта Анвара Садата .
Букаиллеизм — это термин, использующийся для обозначения убеждения в том, что современная наука не противоречит религии, а также утверждение что «Коран предсказал теорию большого взрыва, космические путешествия и другие современные научные открытия» .
Журналист The Wall Street Journal отмечает, что букаиллеизм «в каком-то смысле мусульманский аналог христианского креационизма », хотя «в то время как креационизм отвергает многое из современной науки, букаиллеизм охватывает его».
Находясь в Египте занимался медицинским изучением мумий в Каирском египетском музее . В это же время он пришёл к выводу о том, что при более пристальном рассмотрении некоторых арабских понятий становится понятным согласованность между утверждениями содержащимися в коранических стихах и современными научными и историческими данными. Ещё большая уверенность у него возникла после того, как он исследовал мускульные ткани мумии фараона Мернептаха , установив, что причиной смерти послужил сильный удар водой, и отождествил умершего с тем египетским царём, который преследовал Моисея и ушедших из Египта евреев . Бюкай утверждал, что в Коране ( 28 сура , 40 аят; 51 сура , 40 аят) прямо сказано, что фараон Исхода и его воины преследуя евреев были брошены (набадха) в воды Красного моря , в то время как библейское представление (Исход 14, 28-29) о том, что фараон утонул неверно, поскольку тело не могло так долго пролежать под водой и сохраниться. Также Бюкай обращал внимание на то, что в Коране в этом случае не только имеет место согласие ислама и науки, но и также происходит исполнение пророчества, поскольку говорится, что тело фараона было бы сохранено «чтобы ты стал знамением для тех, кто будет после тебя» ( 10 сура аят 92). Именно этой вере в божественное происхождение Корана обязан выход 1976 году в свет его книга « Библия, Коран и наука », в которой он отстаивал подобную точку зрения.
Книга сразу же стала популярной, получила широкую известность в мусульманском мире, была продана миллионами копий и переведена на многие языки. В ней Бюкай утверждал, что Коран содержит много научных открытий и находится в согласии с научными фактами, в отличие от Библии. Кроме того он заявлял, что в исламе религия и наука всегда были как «две сестры» (vii). Согласно его работе есть монументальные научные ошибки в Библии и ни единой ошибки в Коране. Бюкай утверждает, что описания природных явлений в Коране, полностью совместимы с современной наукой, в то время как в Библии видит сплошные ошибки (в частности считает особенно противоречивым рассказ о сотворении мира в книге Бытия, где сообщается о создании растений до того как появилось Солнце, что невозможно без фотосинтеза ). В другом месте Корана Бюкай связал сотворение людей с чем-то, именуемым «алак», что имеет отношение к одной из ступеней «мудха» ( 23 сура , аят 14). Оба слова Бюкай перевёл, как «то, что цепляется» и «жуёт плоть», соответственно и указал на то, что оплодотворенная яйцеклетка прикрепляется к матке , а одна из первых стадий развития эмбриона внешне напоминает разжёванную плоть. Таким образом он пришёл к выводу, что и в этом случае Коран полностью согласуется с научным представлением об оплодотворении. Бюкай приходит к выводу, что Коран — это, действительно, Слово Божье. Бюкай утверждал, что Ветхий Завет был искажен из-за многочисленных переводов и коррекции, так как он был передан в устной форме. Он подчеркивал, что «из-за многочисленных разногласий и повторений», в Ветхом Завете и Евангелиях. В своем анализе, Бюкай утверждает, что он использует множество предложений библейской критики , такие, как документальная гипотеза .
В 1982 году вышла его книга «Откуда произошёл человек? Ответы науки и Священного Писания» в которой выступил с критикой эволюционной теории . В 1987 году подробный отчёт об исследований мумий вышел в виде книги «Мумии фараонов. Рамзеc II в Париже. Фараон и Моисей». А 1989 году совместно с тунисским историком выпустил книгу «Размышления о Коране». А в своей последней книге «Моисей и фараон», вышедшей в 1994 году, Бюкай расширил связь между археологическими данными и Исходом.
Бюкай широко выступал по всему миру с лекциями, где рассказывал о своих исследованиях, как и принимал участие в документальном фильме «Книга знаков» снятом в 1986 году в Малайзии режиссёром Шахром Мохаммедом Домом, также посвящённом его идеям.
Бюкай сам не являясь философом науки, тем не менее пытался собрать воедино различные части знания в общее дело. Он сосредотачивал своё внимание на различиях теории и фактов, хотя и считает, что они оба касаются подлинных научных исследований, но в то же время полагает, что к ним нужно относиться совсем по-другому. Факты он определял, как некие явления и механизмы, знание которых можно считать само собой разумеющимся, как то, что может быть доказано в любое время. Они могут быть на протяжении какого-то времени определены с большей точностью, но их суть уже не подвергается сомнению. Так Бюкай ссылался на такие факты космологического уровня, как вращение Земли вокруг Солнца , к биологическим фактам — зачатие у человека . К частным фактам Бюкай относил состояние мумий, которые он исследовал. Теории Бюкай определял, как гипотетические конструкции, использующиеся для истолкования фактов, и которые всегда могут быть подвергнуты сомнению или из-за того, что недостаточно подтверждаются фактами, или же противоречат каким-то новым открытиям. В целом к любым теориям Бюкай относился отрицательно, поскольку считал, что они по своей природе очень зыбкие и всё время меняются. Отсюда любая теория у Бюкая это уничижительное определение дарвинизма в любом его виде, который он считал излишне преувеличенным и слабо подтверждённым фактами явлением. Именно поэтому во всех своих книгах Бюкай постоянно проводил различие между теориями и фактами и всегда отдавал предпочтение только последним.
Научный сотрудник Центра ближневосточных исследований Лундского университета исламовед отмечая, что идеи Бюкая не следует рассматривать как очень новые, поскольку и ранее исламскими учёными предпринимались попытки «научного обоснования» Корана и выявление научных понятий и открытий заложенных в его аятах , в то же время указывает, что Бюкай предпринял это рассмотрение под новым углом, поскольку «его анализ был беспрецедентным в сочетании археологических данных, критики Библии и совместимой с исламом защиты креационизма ». С тех пор идеи Бюкая оказались успешными и обрели много сторонников и последователей, а также были подхвачены различными фондами, публиковались в книгах, конвенциях и буклетах, которые выпускались в геометрической прогрессии. К таковым, в частности, Биглиарди относит египетского геолога и турецкого писателя Аднана Октара (Харун Яхья), которые достаточно часто повторяют доводы своего предшественника. И именно благодаря этому определённые работы Бюкая до сих пользуются спросом. Биглиарди отмечает, что «через тридцать пять лет после его первой книги наследие Бюкая процветает: его книги с восторгом перечитываются участниками исламских форумов, его конференции и видеозаписи имеют тысячи просмотров на YouTube , а также недавно был выпущен документальный фильм с его объяснением Исхода, Моисея и фараона».
Работа Бюкая способствовала началу широкого обсуждения утверждения о том, что ислам, при посредничестве Корана, находится в согласии с естественно-научной мыслью . Подобные утверждения держатся на нескольких доводах, которые под разными углами подчёркиваются и преподносятся различными авторами. Обычно указывается на то, что в Коране существует как большое количество отсылок к различным явлениям природы, так и призывы наблюдать за происходящим в природном мире и стремиться к распространению знаний о нём через обнаружение причинно-следственной связи. При этом особо подчёркивается, что исторически это согласие в полной мере проявлялось в « золотом веке ислама », охвативший исторический период с VIII по XIII века , когда в мусульманских странах произошёл расцвет науки. Стремление вернутся к тому времени вызвало у сторонников идей Бюкая мысль, что полное осознание, а затем и восстановление утраченного согласия между исламом и наукой способно помочь устранить „недостатки“, которые по их мнению, есть у западной (светской) науки. И, следовательно, способствовать созданию такого общественного уклада, где бы можно было пользоваться плодами технологий без отказа от религиозного образа жизни.
Биглиарди в связи с этим отмечает, что подобного рода мысли можно найти и у Бюкая, поскольку «его работы можно рассматривать как ускоритель культурного феномена, но также как научный вклад». Биглиарди ссылается на директора Центра ближневосточных исследований Лундского университета исламоведа , который изучил работы Бюкая, пытаясь понять как они добились такого успеха у широкого читателя, а также провёл сравнительный анализ взглядов Бюкая и других мусульманских интеллектуалов, взявших на себя бремя доказать созвучие идей изложенных в Коране и современной наукой. К таковым Штенберг отнёс британско-пакистанского научного журналиста , иранского философа и религиоведа Сейида Хоссейна Насра и палестинско-американского философа .
С тех пор на сцену вышло «новое поколение» сторонников Бюкая в вопросах согласия науки и ислама, представители которого обогатили свои знания в области естественных наук глубоким пониманием как мусульманской культуры и философии, так и различных умм . К ним относятся иранский физик и философ , иракский физик , пакистанско-канадский химик и писатель , алжирский астрофизик и французский астрофизик .