Володарский мост
- 1 year ago
- 0
- 0
В. Волода́рский (настоящее имя Моисе́й Ма́ркович Гольдште́йн ; 11 декабря 1891 , Острополь , Волынская губерния (ныне Хмельницкая область , Украина ) — 20 июня 1918 , Петроград, ныне Санкт-Петербург ) — деятель российского революционного движения, марксист, политик, редактор. Убит в результате покушения 20 июня 1918 года .
Родился в местечке Острополь Остропольской волости Новоград-Волынского уезда Волынской губернии (ныне — село Старый Острополь Староконстантиновского района Хмельницкой области , Украина ) в семье еврея -ремесленника.
Поступил в 5-й класс гимназии в Дубно , уже через год был исключён оттуда за неблагонадёжность и ненадолго арестован.
Член Бунда с 1905 года , затем работал в организации украинских социал-демократов « Спілка ».
Во время революции 1905—1907 годов составлял и печатал нелегальные воззвания, организовывал митинги.
С 1908 по 1911 год работал революционным агитатором в Волынской и Подольской губерниях .
В 1911 году сослан в Пинегу Архангельской губернии . Провёл там два года. В феврале 1913 году в честь 300-летия дома Романовых была объявлена амнистия для мелких преступников. Был освобождён по амнистии.
В 1913 году эмигрировал в США , где вступил в Социалистическую партию Америки и международный профсоюз портных (работая закройщиком на портняжной фабрике в Филадельфии ). Во время Первой мировой войны вместе с Троцким и Бухариным издавал в Нью-Йорке еженедельную газету « Новый Мир » .
В мае 1917 года , после Февральской революции и объявления амнистии политэмигрантам Временным правительством , вернулся в Россию, « межрайонец », затем член РСДРП(б) , назначен главным агитатором Петроградского комитета большевиков .
Вошёл в президиум Петроградского совета и Петроградской городской Думы. Делегат VI съезда РСДРП(б) . На 2-м Всероссийском съезде советов избран в Президиум ВЦИК . Участник Октябрьской революции . Комиссар по делам печати, пропаганды и агитации Петрограда.
В начале 1918 года командирован Центральным комитетом партии на съезд армий Румынского фронта для агитации среди военных. В 1918 году — комиссар печати, пропаганды и агитации в Союзе коммун Северной области . На этом посту руководил цензурой и репрессиями в отношении оппозиционной прессы, особенно усилившимися в мае 1918 года, когда он был главным обвинителем на получившем широкую огласку публичном процессе против нескольких небольшевистских вечерних газет [ каких? ] .
В середине июня 1918 года стал также основным организатором подтасовки результатов выборов в Петроградский совет, а также создателем и главным редактором одного из главных органов печати этого совета — « Красной газеты ». Всё это сделало его одним из наиболее ненавистных со стороны врагов Советской власти деятелей .
20 июня 1918 года В. Володарский на автомобиле направлялся на очередной митинг на Обуховский завод , однако бензин закончился и он пошёл дальше пешком. В это время в Прямом переулке за часовней его уже поджидал эсер-боевик рабочий Никита Сергеев (по некоторым сведениям, это псевдоним, организатором был Григорий Семёнов ) , который выстрелом из пистолета убил его . О покушении на Володарского сохранились показания его шофёра Гуго Юргенса.
Торжественно похоронен 23 июня 1918 года на Марсовом поле в Петрограде . На месте его убийства в июне 1919 года был открыт памятник из тонированного гипса (скульптор М. Ф. Блох), и, согласно изданию «Энциклопедия Санкт-Петербурга», был «взорван контрреволюционерами вскоре после открытия». О памятнике В. Володарскому и надписи на Медном всаднике: « Ничего не понимаю. Или, может быть, слишком много понимаю… Памятник Володарскому в начале Конногвардейского бульвара с разрушенными ногами и в грязном, рваном чехле, из которого торчит протянутая рука,— страшный символ несчастной России. Я не могу без содрогания сердца проходить мимо этого безобразия… А там, неподалёку, другой памятник — Гиганта на взбешённом коне. Он ещё цел. Только буквы скрали. Нет, нет жива ещё Россия ». (Из дневника Г. А. Князева, запись от 27 апреля 1922 года).
Похороны Володарского газеты описывали как «путь следования мученика пролетарской революции на Красную Голгофу ― Площадь Жертв Революции». Вот что писала «Правда»:
«Ещё с утра над городом повисли мрачные свинцовые тучи и льёт непрекращающийся проливной дождь. Льёт дождь и сливается со слезами горечи, злобы. Ибо плачет сегодня петроградский рабочий, провожая останки убитого вождя и трибуна своего. Тяжёлую утрату понёс питерский пролетариат. Он это ярко почувствовал и весь, как один, явился отдать последний долг Володарскому. Несмотря на проливной дождь, улицы с утра полны народом. Вокруг Таврического дворца сплошная масса рабочих и красноармейцев… В Екатерининском зале, утопая в цветах, стоит гроб, окружённый почётным караулом. Из-за груды цветов выделяется почти не изменившееся лицо точно живого тов. Володарского с его характерной улыбкой. Беспрерывной чередой проходят мимо гроба сотни и тысячи рабочих, красноармейцев, женщин… Слышатся рыдания, клятвы. Цветы и венки берутся с гроба на память. У Смольного гроб был положен на специальный катафалк, воздвигнутый на грузовом автомобиле. Гроб окружают видные партийные рабочие; процессия двинулась к Марсову полю. Огромное поле запружено народом в продолжение нескольких часов, несмотря на проливной дождь, поджидавшим прибытие процессии. Гроб ставится у могилы. Воцаряется жуткая тишина. Тихо проходят мимо бесчисленное количество рабочих делегаций, воинские части, конница, пехота и артиллерия. Вокруг могилы растёт лес знамён. При спуске гроба в могилу с Петропавловской крепости дан пушечный салют в 21 выстрел».
— .
В советской историографии убийство Володарского считалось актом индивидуального белого террора , совершённого от имени партии правых эсеров и послужившего, наряду с убийством Моисея Урицкого и покушением на Владимира Ленина , причиной начала ответного красного террора . Несмотря на то что ЦК партии эсеров категорически отрицал свою причастность к преступлению, данное обвинение было выдвинуто на прошедшем в 1922 году «процессе эсеров», на котором Григорий Семёнов, ранее написавший в эмиграции книгу о военной и боевой работе эсеров в 1917—1918 годах, выступил с признательными показаниями. Существуют и другие версии, в частности что преступление носило бытовой характер и было связано с личной жизнью Володарского. Незавершённость следствия и отсутствие открытого слушания дела в суде не позволяла сделать окончательных выводов о мотивах убийства .
Версия теракта была подтверждена в исследовании петербургского историка, исследователя Гражданской войны И. С. Ратьковского .