Родился в семье
ссыльнопоселенцев
.
Еврей
. Получил начальное образование и в 9 лет поступил учеником в переплётную мастерскую, проработал в ней три года. В 1892 году закончил в Чите городское 3-классное училище. По окончании его сдал экстерном экзамен за четыре класса гимназии, и больше нигде не учился.
В 1901 году — за границей, корреспондент «
Искры
».
В 1902 году, будучи членом Читинского комитета РСДРП, арестован за составление и распространение революционных листовок. Освобожден под надзор полиции.
С 1903 года на
нелегальном положении
, член Петербургского комитета РСДРП. Стал одним из руководителей
. Боевой центр создал хорошо вооружённые формирования, занимавшиеся так называемыми
экспроприациями
— грабежами банков и частных лиц, средства от которых направлялись, в том числе, на партийные нужды.
Организатор стачки текстильщиков в
Ярославле
(отсюда псевдоним
Ярославский
).
После
Февральской революции
1917 года стал членом Якутского комитета общественной безопасности, затем в мае возглавил Якутский
совдеп
. С июля 1917 работал в Московской военной организации Московского комитета РСДРП(б).
В 1923—1934 годах — член
Центральной контрольной комиссии
(в 1923—1934 годах член Президиума, в 1923—1926 член Секретариата, в 1924—1934 секретарь Партколлегии Центральной контрольной комиссии). Кандидат в члены
Исполкома
Коминтерна
(1928).
С начала 1930-х Ярославский — активный сторонник
Сталина
.
На
XVII съезде ВКП(б)
заявил: «Товарищ Сталин был наиболее зорким, наиболее далеко видел, наиболее неуклонно вёл партию по правильному, ленинскому пути».
В 1939 году написал книгу «О товарище Сталине». Одну из глав книги Ярославский назвал «Вождь народов». Главная её идея: «Рядом с Лениным, начиная с конца 1890-х годов, и всегда вместе с Лениным, всегда по одной дороге, никогда не сворачивая с этого пути, идёт товарищ Сталин…»
. В этой книге-
панегирике
Ярославский несколько раз подчёркивает «беспощадность Сталина к врагам»
.
Был автором большого числа других публикаций по истории Коммунистической партии и революции.
В годы
Великой Отечественной войны
статьи и речи Ярославского призывали бойцов
Красной Армии
и всех советских людей к стойкости и мужеству, полному разгрому врага.
С. Л. Фирсов
отмечает, что Ярославский «вынужден был по воле Сталина в первые месяцы войны написать статью „Почему религиозные люди против Гитлера“, тональность которой кардинально отличалась от тональности всех его антирелигиозных статей, написанных до того»
.
Н. С. Хрущёв
вспоминал, что в ВКП(б) Ярославского называли «советским попом», так как в 1920—1930-х годах он являлся главным авторитетом партии по «церковному вопросу», был одним из главных инициаторов и руководителей антирелигиозной политики советского руководства
. Многократно переиздававшаяся книга Ярославского «
Библия для верующих и неверующих
» обосновывала положение о том, что содержание Библии свидетельствует о полном отсутствии в ней чего-либо священного, ибо она представляет собой собрание различных мифов, сказаний, преданий древних народов, а также сочинений древних писателей
.
С 1925 года Ярославский — председатель Центрального совета
Союза воинствующих безбожников
(1925—1943). В 1923 году вышла его книга «О религии».
Ярославскому принадлежит ставшая знаменитой в СССР
максима
: «Борьба против религии — борьба за социализм». Был редактором журналов «
Безбожник
», «
», под его руководством издавалось множество антирелигиозных брошюр, плакатов и открыток.
Журнал «Безбожник» печатал статьи большевистских лидеров, дававшие ориентиры для деятельности местных партийных и советских структур, такие как «…выселение богов из храмов и перевод в подвалы, злостных — в концлагеря» (из статьи
Николая Бухарина
).
Главный вдохновитель кампании против рождественских ёлок и инициатор отмены рождественского выходного и гонений на новогодние ёлки в СССР в 1929—1935 гг. в рамках антирелигиозной кампании.
…одним из убежищ, одним из прикрытий для крестьянина, который не хочет в колхоз… остаётся религиозная организация с гигантским аппаратом, полторамиллионным активом попов, раввинов, мулл, благовестников, проповедников всякого рода, монахов и монашек, шаманов и колдунов
и т. п.
В активе этом состоит вся махровая контрреволюция, ещё не попавшая в
Соловки
, ещё притаившаяся в складках огромного тела СССР, паразитирующая на этом теле
.
В частности, Ярославский говорил: «Религия там, где нет знания, религия против науки».
Дочь —
(1915—2003) — скульптор. Была женой кинооператора
Романа Кармена
(1906—1978), затем женой полпреда СССР в Испании
Марселя Розенберга
(1896—1938)
.
На самой высокой горе Хабаровского края "Берилл"
, туристами с Днепропетровска, в 1978 году установлена металлическая стелла о восхождении в честь 100 летия со дня рождения Е. М. Ярославского.
Биография В. И. Ленина. — М.: Госполитиздат, 1940, 216 с.
Борьба славянских народов против германского фашизма. — М.:
, 1941.
Биография В. И. Ленина. — М.—Л.: изд. АН СССР, 1942.
В руках Красной Армии судьба нашей Родины. Роль и задачи агитаторов в Красной Армии. (Статьи из газет «Советская Сибирь» и «Красная звезда»). — Новосибирск: Новосибизд. 1942.
Великая Отечественная война советского народа против гитлеровской Германии. (Статьи из газет и журналов). — М.: Госполитиздат, 1942.
За боевую, доходчивую, правдивую агитацию. — Пенза: Газета «
», 1942.
«Заметную роль в подрыве влияния религии и распространении атеизма в нашей стране сыграли книги Ярославского „Как родятся, живут и умирают боги и богини“ (1923) и „
Библия для верующих и неверующих
“ (1923—1924). Обе эти книги и ныне широко используются в атеистическом воспитании» («
Атеистический словарь
» / Абдусамедов А. И., Алейник Р. М., Алиева Б. А. и др.; Под общ. ред. М. П. Новикова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1985. — 512 с. / С. 511)
«Его [Ярославского] книги „Как родятся, живут и умирают боги и богини“ (1923) и „Библия для верующих и неверующих“ (1923—1924) сыграли значительную роль в атеистическом просвещении трудящихся» («
» / [Беленкин И. Ф. и др.]. / Под общей редакцией доктора философских наук Н. С. Гордиенко/ — М. : Политиздат, 1988. — 270,[2] с.; 17 см;
ISBN 5-250-00079-7
/ С. 271)
, с. 488.
(неопр.)
. Дата обращения: 6 апреля 2013. Архивировано из
8 марта 2013 года.
Емельян Ярославский
. Соцсоревнование и антирелигиозная пропаганда. // Правда. — 1 мая 1929
. // Православие: Словарь атеиста / Под общ. ред.
Н. С. Гордиенко
. М.: Политиздат, 1988. 272 с. — С. 271.
Свердлова К. Т.
Яков Михайлович Свердлов. — 4-е изд. — М.: Мол. гвардия, 1985.
(недоступная ссылка)
(неопр.)
.
Классификатор адресов Российской Федерации
. Государственный реестр адресов ФНС России (20 марта 2017). Дата обращения: 22 марта 2017.
23 марта 2017 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 20 октября 2015.
4 марта 2016 года.
Ульяна Зайкова.
(неопр.)
. 74.RU (28 марта 2023). Дата обращения: 30 марта 2023.
29 марта 2023 года.
Виктор Елисеев.
(неопр.)
. РИА «Новый День» (28 марта 2023). Дата обращения: 30 марта 2023.
30 марта 2023 года.
(рус.)
. Дата обращения: 5 января 2024.
5 января 2024 года.
Литература
Абрамов А.
У Кремлёвской стены. — М., 1978. С. 253—255.
Агалаков В. Т.
Ем. Ярославский в Сибири. — [Иркутск], 1964.