Два лица доктора Джекила
- 1 year ago
- 0
- 0
«Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» ( англ. Strange Case of Dr Jekyll and Mr Hyde ) — готическая повесть (иногда называется романом ) шотландского писателя Роберта Стивенсона , опубликованная 5 января 1886 года в Лондоне . По жанру представляет собой переосмысление традиционной для романтизма и готического романа темы двойничества под углом зарождающейся научной фантастики , где зловещий двойник получает свободу действий благодаря раздвоению личности , вызванному изобретённым веществом.
Прототипом главного героя стали известные шотландские преступники, которые вели двойную жизнь: Томас Вейр и Уильям Броди , а общим фоном — городские легенды и исторические пейзажи Эдинбурга .
Повествование ведётся от третьего лица, представляемое через стороннего наблюдателя нотариуса Габриэля Джона Аттерсона. В Лондоне происходят странные события — некий демонический человек по имени Эдвард Хайд, внушающий необъяснимое отвращение всякому, кто с ним общается, совершает ряд отвратительных, жестоких и бессмысленных поступков. В числе прочего, его разыскивают по подозрению в убийстве члена парламента Дэнверса Кэрью. Выясняется, что Хайд каким-то образом тесно связан с уважаемым в обществе доктором Генри Джекилом. Хайд временами появляется у него дома, и слугам дано распоряжение выполнять все его просьбы. Более того, доктор пишет завещание, в котором в случае своей смерти или долгосрочного исчезновения оставляет всё своё состояние Хайду.
Однажды доктор Джекил запирается в своём кабинете, отказываясь показываться на глаза, общаясь с домашними неестественным голосом. Слуги доктора предполагают, что преступный Хайд убил доктора и, не в силах покинуть дом доктора, выдаёт себя за убитого. Дворецкий Пул обращается к Аттерсону, и они взламывают дверь, обнаруживая в комнате только умирающего Хайда, принявшего смертельную дозу яда. Тело Джекила они не находят.
В найденном посмертном письме, полученном Аттерсоном, доктор Джекил признаётся, что он пришёл к научному открытию, заключающемуся в том, что в человеческой психике существуют одновременно несколько аспектов одной и той же личности, а человек как таковой есть продукт одновременного совмещённого действия всех этих личностей. Сам Джекил на протяжении многих лет вёл двойную жизнь, одну — респектабельного учёного, и другую — распутника. В результате не до конца удавшегося научного эксперимента со смешением разных лекарственных препаратов он смог найти способ своему отрицательному «я» временно занимать главенствующее положение. Мистер Хайд, совершающий чудовищные злодеяния, — это тот же доктор Джекил, в котором его злое начало получало власть и могло спокойно грешить в этой оболочке. Однако доктор перестал контролировать процесс своего превращения в Хайда, что и привело доктора к отчаянию и гибели.
Классическое представление о мистере Хайде сложилось как о волосатом человеке огромного роста и физической силы, больше ростом, крепче сложением и физически сильнее чем его альтер эго. В традицию этот медийный образ начал входить после выхода не самой удачной экранизации Виктора Флемминга 1941 года и пародийной картины «Эббот и Костелло встречают Доктора Джекила и Мистера Хайда»; на подобную трактовку в англоязычных медиа и мультипликации также повлияли комиксы о Халке . Однако в книге Эдвард Хайд — это невысокий и худощавый, вместе с тем проворный человек, намного моложе Генри Джекила, отличающийся так же повышенным оволосением на лице и на руках. После превращения одежда становится ему велика . В описанном Стивенсоном поведении Хайда можно проследить после действия злоупотребления наркотиком и черты деградации личности в свете популярной в конце XIX века трактовки теорий Мореля и Ломброзо так и общего представления о теории Дарвина (в экранизации 1931 года). Из особенностей: Хайд вызывает у всех, кто встречается с ним, крайне неприятные чувства на грани физического отвращения и ужаса, что может быть связано с эффектом зловещей долины . После убийства Хайд не решается открыто передвигаться по городу и отсиживается в лаборатории Джекила .
Упомянут Эрихом Мария Ремарком в романе « Тени в раю »:
— Я вас понимаю, — сказал он. — Когда торгуешь искусством, тоже надо уметь всё сразу. Любить искусство и продавать его. Каждый торговец искусством — это Джекиль и Хайд.
«Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда» была экранизирована множество раз. Всего существует . Отдельные мотивы повести фигурируют в фильмах: