Interested Article - Берсерк
- 2021-08-06
- 2
Берсе́рки , или берсе́ркеры (скандинав. от ber — медведь и serker — рубаха, шкура , др.-сканд. berserkr ) — воины из древнегерманской и древнескандинавской мифологии .
Считается, что они отличались неистовостью в сражениях. Норвежские берсеркеры , приходившие по временам (как гласят о том легенды ) в сильное бешенство и исступление, по мнению Г. Шюблера (Gustav Schübler), также опьяняли себя мухомором . Исступленное состояние и жажда крови, во время битв, свойственное многим и дикарям — Берсеркерство .
Этимология
Берсерки впервые упоминаются в саге Торбьёрна Хорнклови , посвящённой победе короля Харальда Прекрасноволосого в битве при Хаврсфьорде (около 872 года ):
Берсерки, облаченные в медвежьи шкуры, рычали, потрясали мечами, кусали в ярости край своего щита и бросались на своих врагов. Они были одержимы и не чувствовали боли, даже если их поражало копье. Когда битва была выиграна, воины падали без сил и погружались в глубокий сон.
Оригинальный текст (др.-исл.)Hlaðnir voro þeir hꜹlda
ok hvitra sciallda
vigra vestrø̨ɴa
ok valscra sverða
grenioðo berserkir
ok ísarn glumdo .
guðr var þeim a siɴom
emiaðo úlfheðnar
— Þorbjǫrn hornklofi. Haraldskvæði
Другое известное упоминание берсерков датируется XIII веком. Снорри Стурлусон в «Саге об Инглингах», входящей в цикл саг « Круг Земной », рассказывает о воинах Одина :
…и его воины бросались в бой без кольчуги, ярились, как бешеные собаки или волки, кусали свои щиты, и были сильными, как медведи или быки. Они убивали людей, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда. Такие воины назывались берсерками .
Оригинальный текст (др.-исл.)…en hans menn fóru brynjulausir ok váru galnir sem hundar eða vargar, bitu í skjöldu sína, váru sterkir sem birnir eða griðungar; þeir drápu mannfólkit, en hvártki eldr né járn orti á þá. Þat er kallaðr berserksgangr.
Неясно, существовало ли слово в языке ранее или введено Торбьёрном. Также неясно его точное значение. Вторая часть слова (-serk) означает «рубашка», однако насчёт первой однозначного мнения нет: оно может означать «медвежий» (от др.-сканд. bjǫrn «медведь») или «голый» ( berr ). Соответственно, слово «берсерк» может означать «медвежья шкура» либо «голая рубашка» (то есть, воин, сражающийся без кольчуги) . Обе трактовки находят подтверждение в саге Снорри.
Лингвист Анатолий Либерман полагает, что значение «голая рубашка» намного убедительнее, чем «медвежья шкура». По его словам, список доводов в её пользу довольно обширен, и главный заключается в том, что слово «медведь» не имело формы ber в древнескандинавском , также не зафиксированы другие слова, начинающиеся на ber- со значением «медвежий» (за одним сомнительным исключением) .
Упоминания
В письменных источниках берсерки впервые упомянуты скальдом Торбьёрном Хорнклови в песне о победе Харальда Прекрасноволосого в битве при Хафсфьорде (около 872 года).
Снорри Стурлусон в « Круге земном » пишет:
«Один мог сделать так, что в бою его недруги становились слепыми или глухими, или наполнялись ужасом, а их оружие ранило не больше, чем хворостинки, и его воины бросались в бой без кольчуги, ярились, как бешеные собаки или волки, кусали свои щиты и были сильными, как медведи или быки. Они убивали людей, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда. Такие воины назывались берсерками.»
В 31-й главе « Германии » римский писатель Тацит пишет о племени хаттов :
«…Едва возмужав, они начинают отращивать волосы и отпускать бороду и дают обет не снимать этого обязывающего их к доблести покрова на голове и лице ранее, чем убьют врага. И лишь над его трупом и снятой с него добычей они открывают лицо, считая, что наконец уплатили сполна за свое рождение и стали достойны отечества и родителей; а трусливые и невоинственные так до конца дней и остаются при своем безобразии. Храбрейшие из них, сверх того, носят на себе похожую на оковы железную цепь, что считается у этого народа постыдным, пока их не освободит от нее убийство врага. Впрочем, многим хаттам настолько нравится этот убор, что они доживают в нем до седин, приметные для врагов и почитаемые своими. Они-то и начинают все битвы.»
В 43-й главе Тацит упоминает также особую касту воинов германского племени гариев (лат. Harii , нем. Harier ) племенного союза лугиев (лат. Lugii , нем. Lugier ), которые имели все признаки берсерков (за 800 лет до битвы при Хафсфьорде ):
«…Превосходя силою перечисленные только что племена и свирепые от природы, они с помощью всевозможных ухищрений и используя темноту, добиваются того, что кажутся еще более дикими: щиты у них черные, тела раскрашены; для сражений они избирают непроглядно темные ночи и мрачным обликом своего как бы призрачного и замогильного войска вселяют во врагов такой ужас, что никто не может вынести это невиданное и словно уводящее в преисподнюю зрелище…»
Берсерком традиционно называли героя скандинавской мифологии Старкада , сына Сторверка, служившего, согласно Саксону Грамматику , легендарному датскому королю Фродо .
В книге VII «Деяний данов» Саксон Грамматик рассказывает также о свеоне Сивальде, у которого «было семеро сыновей, которые были столь искусны в колдовстве, что зачастую, внезапно охваченные дикой яростью, страшно выли, грызли зубами свои щиты, глотали раскалённые угли и проходили через любой огонь, зажжённый перед ними; и нельзя было усмирить их безумие иначе, чем либо крепко связав их, либо позволив им устроить ужасную резню среди людей» .
В «Саге о Харальде Прекрасноволосом» сообщается, что во время морских походов берсерки обычно располагались в средней части корабля .
В литературе берсерки нередко появляются парами, иногда упоминаются сразу двенадцать берсерков. Так, например, в « Саге об Одде Стреле » рассказывается о бое главного героя и его побратима шведского ярла Хьяльмара с 12 берсерками, «сыновьями ярла Арнгрима и Эйвуры с востока из Флэмингьяланда» (то есть Фландрии ), на острове Самсей (Sámsey) .
Нередко 12 берсерков играют роль личной охраны древнескандинавских конунгов , что указывает на элитарный характер этой касты воинов. Так, в одной из саг говорится, что у короля датчан Хрольфа Краке было 12 берсерков, которые были личной его охраной: «Бёдвар, Бьярки, Хьялти, Хохгемут, Цвитсерк, Кюн, Вёрт, Весети, Байгуд и братья Свипдаг».
Социальный аспект
На основании отрывочных сведений источников, в основном саг , можно получить некоторое представление о реальном социальном положении берсерков. В походах и в военное время многие из них поступали на службу к ярлам и конунгам , становясь дружинниками или телохранителями, получая за это богатое жалованье. В мирное же время они нередко оставались не у дел и становились изгоями.
Так, в «Саге о Битве на Пустоши» сначала говорится:
«В дружине ярла было двое берсерков. Один звался Халли, другой — Лейкнир, он был из них младшим. Ярл держал их для дел особенных, потому что они были люди видные и своенравные, а силой превосходили прочих людей. Ничто не могло остановить их, если они были раздражены или в гневе, и никто не мог совладать с ними, когда на них находило подобное бешенство. Поэтому всем казалось, что иметь с ними дело нельзя.»
И тут же сообщается:
«Скоро обнаружился нрав берсерков: они не любили работать, зато были склонны к убийствам и подвигам. Они сказали Вермунду, что ярл дал их ему для защиты от врагов, а не для работы. Настроение у них испортилось и они сделались для Вермунда обузой. Теперь он раскаивается в том, что выпросил себе у ярла такой подарок…»
В исландских родовых сагах берсерки нередко фигурируют в качестве грабителей и насильников, опасных для общества. Таковы берсерк-швед Льот Бледный из « Саги об Эгиле », убитый главным героем на поединке , берсерк Бьёрн Бледный из « Саги о Гисли », который бродил по хуторам, вызывая на бой их хозяев и отнимая у них жён и добро , берсерк Отрюгг из « Саги о Ньяле », про которого «рассказывали, что он не боится ни огня, ни меча» и от которого «язычники были в большом испуге» .
Некоторые из берсерков, получая богатое жалование или занимаясь грабежами, временно могли обзаводиться собственной дружиной и кораблями. Так, в «Саге о Храни Кольцо» говорится:
«В саге называются двое братьев. Одного звали Арнхёвди, а другого — Хильдир, великие викинги и смутьяны, временами впадавшие в ярость берсерков. Они воевали повсюду на отдалённых берегах и островах, и деньги и жизни людей были для них добычей. Каждый из них правил своим кораблём…»
В XX столетии появились теории, согласно которым берсерки являлись своего рода тайными военными сообществами вроде легендарных йомсвикингов . Так, немецкий историк-медиевист правого толка, профессор Кильского университета Отто Хёфлер , в своей диссертации «Культовые тайные союзы германцев» (1934), опираясь на древнеисландские саги, утверждал, что берсерки представляли собой тайный мужской союз, имитировавший дружину Вотана (Одина), ставший прототипом духовно-рыцарских орденов средневековья и чуть ли не прародителем германской государственности. Его воззрения подверглись острой критике со стороны филолога и фольклориста Фридриха фон дер Лайена, который в своей рецензии на книгу Хёфлера указывал на политическую и идеологическую ангажированность последнего, вступившего в национал-социалистическую партию и ставшего членом общества Аненербе . Хотя обособленные отряды воинской элиты у викингов в принципе могли существовать, никакого религиозного подтекста это не имело, в памятниках же германской мифологии среди пирующих в Вальгалле с Одином воинов какие-либо тайные союзы не упоминаются .
После принятия в Скандинавии христианства старые языческие обычаи запрещались, в частности, это коснулось и воинов в звериных шкурах. Изданный в Исландии закон 1123 года гласил: «замеченный в бешенстве берсерка будет наказан тремя годами ссылки». После этого упоминания о воинах-берсерках бесследно исчезли.
Происхождение агрессии
Существуют теории, согласно которым агрессивность берсерка объясняется приемом перед боем психотропных веществ , таких как мухомор , или большого количества алкоголя . Эта точка зрения является наиболее распространённой, однако ни в одном из источников употребление берсерками мухоморовой настойки, или чего-то подобного, не упоминается . Назывались и другие возможные причины, такие как эпилепсия , психические расстройства и наследственность .
Ряд исследователей сравнивали неистовое состояние берсерков с известным в старину у малайцев и индонезийцев амоком , который считался болезнью. Однако подобное возбуждённое состояние можно объяснить и боевым трансом, достигаемым без применения каких-либо наркотиков. Ближайший современный аналог — это «рам муай» тайских боксёров перед боем.
Реально существовавшие и легендарные берсерки
- Старкад
- Ангрим, сын Старкада из « Круга земного »
- Эгиль Скаллагримссон
- Торорм из «Саги о Гуннлауге Змеином Языке»
- Бьёрн Бледный из «Саги о Гисли»
- Льот Бледный из «Саги об Эгиле»
- Отрюгг из «Саги о Ньяле»
- Братья Торир Брюхо и Эгмунд Злой из «Саги о Греттире»
- Халли и Лейкнир из исландской «Саги о Битве на Пустоши»
- Ивар Бёггулль из «Саги о Хальвдане Эйстенссоне»
- Хергрим и Харек, Финнальв и Йольнир из «Саги об Асмунде сыне Атли»
- Гаут из Швеции и Гейр из Гардарики из «Саги о Золотом Торире»
- Арнхёвди и Хильдир из «Саги о Храни Кольцо»
- В сагах о Хрольфе Краки говорится о его личной гвардии, состоявшей из 12 берсерков — Бёдвар, Бьярки, Хьялти, Хохгемут, Цвитсерк, Кюн, Вёрт, Весети, Байгуд и братья Свипдаг.
- Хервард, Хьёрвард, Храни, Ангантюр, Бильд, Буи, Барри, Тинд, Тюрвинг, Токи и двое Хаддингов — 12 братьев-берсерков из « Саги об Одде Стреле ».
- В скальдической поэме др.-исл. — ««Песня ворона»») говорится о берсерках на службе у Харальда Прекрасноволосого . (с
В художественной литературе
- А. Н. Толстой . « Пётр Первый » (1934—1945):
«Слово берсеркиер , — или одержимый бешенством, — идет из глубокой древности, от обычая северных людей опьяняться грибом мухомором. Впоследствии, в средние века, берсеркиерами норманнов назывались воины, одержимые бешенством в бою, — они сражались без кольчуги, щита и шлема, в одних холщовых рубахах и были так страшны, что, по преданию, например, двенадцать берсеркиеров, сыновей конунга Канута, — плавали на отдельном корабле, так как сами норманны боялись их…»
- Франц Гуннар Бенгтссон . « Рыжий Орм » (1941—1945):
«Да, неудача, что им повстречался Стюрбьёрн, это так; но с другой стороны, большая удача, что встреча была именно такой; ведь успей они высадиться и нарваться там на его людей или других йомсборгских викингов, им бы вышел немалый вред. Все йомсвикинги, и в особенности люди самого Стюрбьёрна, наполовину берсерки, таких порой и железо не берет, они равно хорошо рубятся обеими руками, как лучшие бойцы из Листера.»
См. также
Примечания
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
- Снорри Стурлусон. от 18 января 2018 на Wayback Machine
- Snorri Sturluson. от 26 мая 2019 на Wayback Machine .
- ↑ Ляпин Антон. от 16 октября 2022 на Wayback Machine // Warspot.ru.
- Anatoly Liberman. от 26 мая 2019 на Wayback Machine .
- Снорри Стурлусон . от 2 апреля 2019 на Wayback Machine . — М.: Наука; Ладомир, 1995. — С. 13.
- Корнелий Тацит . О происхождении германцев и местоположении Германии / Пер. А. С. Бобовича // Корнелий Тацит. Сочинения: 2-х тт. — Т. I. Анналы. Малые произведения. — М.: Наука, 1969. — С. 366.
- Корнелий Тацит . от 6 сентября 2011 на Wayback Machine / Пер. А. С. Бобовича . — С. 371.
- Саксон Грамматик . Деяния данов / Пер. с лат. А. С. Досаева. — М., 2017. — Т. I. — С. 203.
- Саксон Грамматик . Деяния данов. — С. 238.
- Снорри Стурлусон . от 27 ноября 2018 на Wayback Machine . — С. 45.
- от 6 июня 2017 на Wayback Machine / Пер. Т. В. Ермолаева // Norroen.info.
- // Исландские саги / Пер. А. А. Циммерлинга. — М.: Языки рус. культуры, 2000. — С. 45-46.
- от 24 февраля 2022 на Wayback Machine / Пер. В. В. Кошкина // Исландские саги: В 2 тт. — СПб.: Журнал «Нева»; Летний сад, 1999. — Т. I. — С. 161—163.
- от 4 ноября 2018 на Wayback Machine / Пер. О. А. Смирницкой // Исландские саги. Ирландский эпос. — М.: Худож. лит-ра, 1973. — С. 23.
- от 4 ноября 2018 на Wayback Machine / Пер. В. П. Беркова // Исландские саги. Ирландский эпос. — С. 323.
- ↑ от 19 сентября 2018 на Wayback Machine / Пер. Т. В. Ермолаева // Norroen.info.
- Howard D. Fabing. On Going Berserk: A Neurochemical Inquiry // Scientific Monthly. — 83 [Nov. 1956] — p. 232.
- Robert Wernick. The Vikings. — Alexandria VA: , 1979. — p. 285.
- Peter G. Foote and David m. Wilson. The Viking Achievement. — London : Sidgewick & Jackson, 1970. — p. 285.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907. — Т. IIIa. — С. 586.
- от 8 июля 2018 на Wayback Machine / Пер. Т. В. Ермолаева // Norroen.info.
- от 8 июля 2018 на Wayback Machine / Пер. Т. В. Ермолаева // Norroen.info.
- Толстой А. Н. от 22 октября 2015 на Wayback Machine . — М.: Московский рабочий , 1986. — С. 635.
- Бенгтссон Ф. Г. от 16 октября 2022 на Wayback Machine / Пер. Е. М. Чевкиной. — М.: ТЕРРА, 1996. — С. 23.
Литература
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Акунов В. В. Берсерки. Воины-медведи древнего Севера. — М.: Вече, 2014. — 320 с.: ил. — (History Files). — ISBN 978-5-4444-1218-3 .
- Елифёрова М. В. // Valla. — 2015. — Т. 1, № 5 (1). — С. 66—80.
- Елифёрова М. В. // Valla. — 2017. — Т. 3, № 2 (9). — С. 44—72.
- Либерман А. С. // Древнейшие государства Восточной Европы. 2003 г. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН , 2005.
- Косарев В. А. // Классическая филология на современном этапе. Сб. научных. трудов. — М., 1996. — С. 92—100 (сопоставление мифа о бешенстве Геракла и боевого неистовства берсерков)
- Хит И. Викинги. История. Вооружение. Тактика / Пер. с англ. В. Е. Качаева. — М.: ООО «АСТ», Астрель, 2004. — 64 с.: ил. — (Элитные войска). — ISBN 5-17-021798-6 .
Ссылки
- 2021-08-06
- 2