Interested Article - Свято-Успенский Тадулинский монастырь

Свято-Успенский Тадулинский монастырь православный (бывший грекокатолический ) женский монастырь в деревне Слобода в Витебском районе Витебской области Белоруссии .

История

Униатский период

Монастырь был основан Тадеушем Огинским в 1740 году в деревне Тадулино как греко-католический и базилианский . Монастырю принадлежало 5 фольварков , 28 деревень, 8450 десятин земли и 1150 душ крепостных. Монахи также получили от Огинского право рыболовства в Тадулинском озере. В 1799 году в Тадулинский монастырь были переведены бывшие насельники упразднённого Витебского Успенского базилианского монастыря, все его имения также перешли к обители . В нём также хранились подаренная князем Огинским и считавшаяся чудотворной икона Богоматери, написанная в 1743 году, и принесённая базилианами из Витебска икона святого Николая .

Православный период

В 1842 году монастырь стал православным. Монастырю был присвоен II класс . До 1888 года монастырь оставался мужским и использовался как дисциплинарный (в него ссылалось провинившееся духовенство, неспособные выполнять служебные поручения, а также престарелые и больные монахи), а затем был преобразован в женский , его приняли насельницы Спасо-Евфросиниевского Полоцкого монастыря .

Монастырь был необщежительным — то есть монахи, а впоследствии монахини получали от монастыря только пищу и должны были самостоятельно приобретать одежду и необходимые предметы быта. Он находился под игуменским управлением . По штату в нём должно было проживать 16 монашествующих: настоятельница, десять монахинь и пять послушниц. Однако в разные годы число насельниц достигало 57 -58 человек.

В монастыре широко отмечался день святителя Николая 22 мая (9 мая по старому стилю ) — Никола Вешний . Он располагал Успенским храмом, построенным, по разным сведениям, в 1769, 1772 или 1774 году, храмом святого благоверного князя Александра Невского и домовой церковью Казанской иконы Божией Матери .

С 1891 года при Тадулинском монастыре действовало женское двухклассное училище, которое около 1910 года было преобразовано в двухклассную женскую школу с педагогическим курсом. При нём работала и церковно-приходская школа под руководством настоятельницы. В 1912 году в школе учились 21 мальчик и 11 девочек, а в 1917 году — 33 мальчика и 94 девочки. В 1918 году на её базе была открыта трудовая школа первой ступени, в которой преподавали послушницы монастыря .

Послереволюционный период

Часть зданий монастыря в начале 1920-х годов были переданы школе с пансионатом имени III Интернационала . В монастыре также размещались эвакуированные из голодающего Поволжья дети. 8 июня 1922 года в монастыре было произведено изъятие церковных ценностей. .

Витебский уездный исполнительный комитет советов зарегистрировал монастырь как приходскую общину 21 июля 1923 года. Председателем церковно-приходского совета была избрана последняя настоятельница монастыря — монахиня Есфирь (Вяль), которая сменила на посту настоятельницы шестидесятипятилетнюю игуменью Анфису (Кузмицкую) в 1922 году . В это же время монахини организовали сельскохозяйственную артель , и несколько лет обрабатывали монастырский огород. 14 марта 1928 года Витебский окружной исполнительный комитет принял решение о её ликвидации. После этого артель снова была создана, но уже не из монахинь, а из местных крестьян . Успенский храм монастыря при этом продолжал существовать как приходской до конца 1930-х годов , однако во время боевых действий Великой Отечественной войны в 1943 году был разрушен .

Настоятельница Эсфирь (Вяль) после ликвидации монастыря жила в Орле и работала одеяльщицей на фабрике имени Парижской коммуны. В 1937 году она была арестована и осуждена на 8 лет исправительно-трудовых лагерей , и умерла в 23 декабря 1940 года, отбывая наказание в Новосибирской области . Постановлением Президиума Орловского областного суда от 17 августа 1957 года её дело было прекращено за отсутствием состава преступления .

Возрождение монастыря

Священный синод Белорусской православной церкви принял решение о возрождении Свято-Успенского женского монастыря 4 апреля 2011 года. Его настоятельницей была назначена монахиня Илария (Болт). 17 мая 2011 года в ведение монастыря в качестве монастырского подворья был передан храм блаженной Ксении Петербургской в деревне Берники Витебского района, а в деревне Слобода на монастырском холме была построена часовня. На 2017 год в монастыре проживало 6 насельниц .

Известные настоятельницы

Известны следующие настоятельницы :

  • монахиня Александра (Твёрдая) — 1888 год, отказалась от управления монастырём.
  • игуменья Аристоклия (Маевская) — с 10 июня 1889 года. Дворянка, родилась в 1850 году и получила образование в пансионе в Полоцке, в 1899 году ещё находилась на посту настоятельницы . Весной 2012 года на месте монастыря были обнаружены две могилы, одна из которых, возможно, принадлежит игуменьи Аристоклии.
  • игуменья Анфиса (Кузмицкая) — настоятельствовала после игуменьи Аристоклии.
  • монахиня Эсфирь (Вяль) — не производилась в игуменьи; последняя настоятельница монастыря до закрытия.
  • игуменья Иллария (Болт) — с 4 апреля 2011 года; первая настоятельница возрождённой обители.

Примечания

  1. . Свято-Успенский женский монастырь . из оригинала 3 марта 2022 . Дата обращения: 27 марта 2021 .
  2. . monasterium.by . Дата обращения: 27 марта 2021. 9 июля 2021 года.
  3. Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи: с библиографическим указателем. — СПб. : Тип. В. Безобразова и К°, 1890. — Т. I. Преобразование старых и учреждение новых монастырей с 1764—95 по 1 июля 1890 года. — С. 251. — 294 с.
  4. / ред. Поповицкий Е. А.. — СПб. : Тип. П. П. Сойкина, 1909. — С. 544. — 712, VIII с. 16 апреля 2021 года.
  5. L.A. Vasilitsyna. // Language and Text. — 2015. — Т. 2 , вып. 4 . — С. 65–78 . — ISSN . — doi : . 27 ноября 2020 года.
  6. . Монастырский вестник . Дата обращения: 27 марта 2021.
  7. . — Санкт-Петербург: Синодальная типография, 1899. — С. 34. — 56 с. 27 сентября 2020 года.
Источник —

Same as Свято-Успенский Тадулинский монастырь