Interested Article - Марксистская эстетика

Марксистская эстетика — теория искусства , основанная на марксистском , материалистическом понимании истории . Методологически‐мировоззренческой основой марксистско‐ленинской эстетики является диалектический и исторический материализм . Опирается на ленинскую теорию отражения .

История

Маркс считал, что искусство является органической частью целостного процесса истории, одним из проявлений общественного сознания. По этой причине эволюции искусства, по мнению Маркса, следует искать в общественном бытии людей, в развитии производительных сил и производственных отношений .

Выработке общих принципов марксистской эстетики способствовал Франц Меринг . Большую роль в становлении марксистско-ленинской эстетической науки сыграли А. В. Луначарский и А. М. Горький .

В СССР существовали различные взгляды на марксистскую эстетику. Видное место среди них занимают взгляды Михаила Лифшица , который отстаивал идею коммунистического идеала как утверждения свободного творчества и всесторонне развитой личности. Не менее существенное влияние на развитие эстетической теории в Советском Союзе оказал Эвальд Васильевич Ильенков: несмотря на то что ключевым направлением его мысли были диалектико-материалистические исследования, а в последние годы - теория психологии, на протяжении жизни им оставлены многочисленные эстетическое работы, оформленные в сборник "Искусство и коммунистический идеал" (1980).

В восточноевропейском марксизме большое значение имели труды Дьёрдя Лукача , который в 1960ых годах писал в своей книге "Своеобразие эстетического" о том, что марксистской эстетики ещё не существует, что её только предстоит создать .

Существенное влияние на развитие марксистской эстетики оказали художественные концепции М.С.Кагана и И.И.Иоффе .

Основные принципы

Марксистско-ленинская эстетика провозглашала, что крупнейшим завоеванием эстетической мысли XX столетия было учение В. И. Ленина о партийности литературы и искусства, разработанное в статье « Партийная организация и партийная литература » и в других ленинских работах . Марксистская эстетика утверждает ведущее значение жизненного содержания искусства , его идейного смысла .

Одним из важных критериев художественности марксистская эстетика считает соответствие содержания форме .

Основные категории

Марксистская эстетика обозначила закономерную связь между прекрасным и трудовой деятельностью человека, которое послужило основой возникновению эстетического мироощущения как такового .

Что касается трагического как категории эстетики, марксистская эстетика основную причину трагических событий видит в столкновении противоположных социальных сил, вызванном законами общественного развития. Маркс и Энгельс различали трагический характер новых прогрессивных сил, выступающих против отживших старых порядков и не способных в данных условиях одержать победу, и трагический уход со сцены исторически изжившего себя класса, ещё не исчерпавшего окончательно своих возможностей, когда отдельные представители старых общественных порядков осознали обреченность своего класса, но не смогли порвать с ним связей и перейти на позиции нового класса, которому принадлежит будущее .

Марксистская эстетика отвергает индивидуалистическое понимание Г., когда утрачивается его объективный критерий, абсолютизируется личное бесстрашие, возводится в принцип самоценность последнего .

Марксистская эстетика видит основу возвышенного в объективной действительности и в отношении человека к ней, направленном на её революционное преобразование, а само В. рассматривает как концентрированное выражение красоты человеческого подвига, величия достижений творческого труда . Марксистская эстетика не противопоставляет Возвышенное прекрасному и рассматривает Возвышенное в тесной связи с героизмом, с пафосом борьбы и творческой деятельности масс .

См. также

Примечания

  1. , с. 22.
  2. Н.В. Чиркова. // Креативная экономика и социальные инновации. — 2019. — Сентябрь ( № 1 (26) ). — ISSN .
  3. . Дата обращения: 15 ноября 2014. 4 марта 2016 года.
  4. , с. 645.
  5. Н. А. Хренов, N. A. Khrenov. // Koinon. 2021. Т. 2. № 4. — 2021. — С. 13–25 . — ISSN . — doi : .
  6. Ананьева Екатерина Михайловна. // Международный журнал исследований культуры. — 2016. — Вып. 4 (25) . — С. 47–55 .
  7. , с. 369.
  8. . Дата обращения: 7 марта 2013. Архивировано из 13 марта 2013 года.
  9. . Дата обращения: 15 мая 2011. 7 июля 2013 года.
  10. [bse.sci-lib.com/article092446.html Прекрасное] — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)
  11. . Дата обращения: 15 мая 2011. 7 июля 2013 года.
  12. (недоступная ссылка)
  13. [bse.sci-lib.com/article006045.html Возвышенное] — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)

Литература

Источник —

Same as Марксистская эстетика