Цифрова́я антрополо́гия
(
англ.
Digital anthropology
) — область
социальной
и
культурной антропологии
, которая занимается изучением взаимодействия человека и
цифровых технологий
и, шире, антропологических аспектов цифровых технологий. Встречается употребление этого термина в отношении исследований в области социальной антропологии, использующих цифровые технологии как инструмент, ср. также в похожем значении выражение
цифровые гуманитарные науки
(
англ.
Digital Humanities
). Близкие по значению термины: техно-антропология
, цифровая этнография,
и виртуальная антропология
.
Направления
-
Изучение социотехнических систем, включающих в себя людей и технологии.
-
Уточнение представлений о человеке и границах человеческого в связи с распространением тех или иных технологий.
-
Изучение возникающих сообществ, ориентированных или опирающихся на технологии.
-
Применение методов антропологии, чтобы лучше понять и оптимизировать наше использование цифровых устройств.
-
Использование антропологами технологий как инструментов и в преподавании, и в исследованиях.
-
Изучение практик использования цифровых технологий и сравнение их культурных контекстов.
-
Контекстуализация цифровых технологий: социальные и культурные рамки, которые их порождают и в которые они встраиваются.
-
Исследование цифровых технологий как формы материальной культуры.
Антропология кибернетических систем
Некоторые ученые фокусируют внимание в своих исследованиях на культурно-ориентированных взаимоотношениях между людьми и технологиями. Эти взаимоотношения включают попытки соединить технологии с человеком и другими биологическими организмами (
киборги
), с человеческим обществом и с культурной средой
.
Киберпространство и виртуальные миры
Само
киберпространство
может служить для антропологов полем, позволяющим провести наблюдение, анализ и интерпретацию социокультурных феноменов, возникающих в любом интерактивном пространстве.
Ряд антропологов провели
этнографические
исследования виртуальных миров, например исследование
о
World Of Warcraft
и исследование
о
Second Life
.
Новые цифровые сообщества
У национальных и транснациональных сообществ, возникших благодаря цифровым технологиям, есть набор социальных норм, практик, традиций, своя история и единая коллективная память, периоды миграции, внутренние и внешние конфликты, потенциально неосознаваемые особенности языка
и
меметические
диалекты, сравнимые с теми, которые есть в традиционных, географически ограниченных сообществах. К ним относятся сообщества, сформировавшиеся вокруг открытых форумов, доступных ресурсов, онлайн-платформ, таких как
4chan
,
Reddit
и их проектов, а также более политически мотивированные группы, такие как
Anonymous
,
Wikileaks
или движение
Occupy
. Антрополог
провела этнографическое исследование сообщества операционной системы
Debian
и
хактивистской
сети
Anonymous
.
Антропология в технологиях
Традиционные методы антропологии, такие как этнография, включенное наблюдение и анализ рефлексивности, могут быть использованы дизайнерами и разработчиками для адаптации и усовершенствования технологий, упрощения и облегчения взаимодействия человека и техники. Корпорация
была одной из первых среди IT-компаний, кто включил в штат своих исследовательских подразделений антропологов и этнографов; антрополог
руководила там направлением User Experience Research.
Технологии в антропологии
Большинству антропологов в настоящее время не обойтись без цифровых технологий и на стадии исследования (в том числе в поле), и в процессе рассмотрения и публикации научных работ.
DANG
, группа по цифровой антропологии
Американской антропологической ассоциации
, представила список из шести категорий задач, пять из которых связаны с использованием цифровых технологий для будущего антропологии как дисциплины. Туда входят использование блогов, взаимодействие с общественностью, новые практики преподавания, свободный доступ и модернизированные полевые методы
.
-
-
-
-
-
-
Полемика
Методология
С точки зрения методов, есть разногласия по поводу того, можно ли проводить исследования исключительно онлайн, в Интернете, и нужно ли считать исследование завершенным только тогда, когда субъекты изучаются целостно, онлайн и офлайн.
, который проводил трехлетнее исследование в качестве
аватара
в виртуальном мире
Second Life
, защищает первый подход, заявляя, что не просто возможно, но необходимо взаимодействовать с субъектами «в их собственных условиях». Другие, такие как
, утверждают, что этнографические исследования не должны исключать изучение жизни субъекта вне Интернета.
Постчеловек
Теоретически, дискуссия о том, что значит быть человеком, — это проблема, которая имеет прямое отношение к антропологии, поскольку все человеческое («антропос») и есть то, что составляет антропологию как дисциплину. Эта идея, возникшая из теории
постмодерна
, оспаривается утверждением о том, что Интернет не создал виртуальность, поскольку мы воспринимаем и понимаем мир через культуру, посредством культуры.
Университетские курсы
Многие университеты предлагают курсы, которые дают общее представление о цифровой антропологии. Несколько университетов предлагают специализированные курсы по цифровой антропологии (под разными названиями), в том числе
University College London
, Kansas State University,
Binghamton University
, Aalborg University и University of Colorado at Boulder,
Европейский университет в Санкт-Петербурге
.
См. также
Примечания
-
«Techno-Anthropology course guide». Aalborg University. Retrieved 14 March 2013.
-
Knorr, Alexander (August 2011). «Cyberanthropology». Peter Hammer Verlag Gmbh.
ISBN 978-3779503590
. Retrieved March 14, 2013.
-
Weber, Gerhard & Bookstein, Fred (2011). Virtual Anthropology: A guide to a new interdisciplinary field. Springer.
ISBN 978-3211486474
.
-
Carvalko, Joseph (2012). The Techno-human Shell-A Jump in the Evolutionary Gap. Sunbury Press.
ISBN 978-1620061657
.
-
Nardi, Bonnie (2010). My Life as a Night Elf Priest: An Anthropological Account of World of Warcraft. University of Michigan Press.
ISBN 978-0472050987
.
-
Boellstorff, Tom (2010). Coming of Age in Second Life: An Anthropologist Explores the Virtually Human. Princeton University Press.
ISBN 978-0691146270
.
-
Word usage mirrors community structure in the online social network Twitter, EPJ Data Science, 25 February 2013.
-
Rodrigues, Jason (15 March 2013). «Twitter users forming tribes with own language, tweet analysis shows». The Guardian.
-
«Abstract of 'The social construction of freedom in free and open source software: Hackers, ethics, and the liberal tradition'». FlossHub. Retrieved 11 March 2013.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 19 января 2016. Архивировано из
28 апреля 2013 года.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 10 августа 2021.
14 марта 2009 года.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 19 января 2016.
13 февраля 2019 года.
-
Thompson, Mark (17 August 2012). «DANG in San Francisco». DANG, the Digital Anthropology Group, official blog. Retrieved 12 March 2013.
-
Thompson, Matt (22 January 2013). «Digital Anthropology’s To Do List». Savage Minds. Retrieved 12 March 2013.
Литература
-
Budka, Philipp and
. 2004. «
», in Contemporary issues in socio-cultural anthropology: Perspectives and research activities from Austria edited by S. Khittel, B. Plankensteiner and M. Six-Hohenbalken, pp. 213—226. Vienna: Loecker.
-
Escobar, Arturo. 1994. «Welcome to Cyberia: notes on the anthropology of cyberculture.» Current Anthropology 35(3): 211—231.
-
Fabian, Johannes. 2002. Virtual archives and ethnographic writing: «Commentary» as a new genre? Current Anthropology 43(5): 775—786.
-
Gershon, Ilana. 2010. The Break-up 2.0: Disconnecting over new media. Cornell University Press
-
Ginsburg, Faye. 2008. Rethinking the Digital Age. In The Media and Social Theory. Edited by Desmond Hesmondhalgh and Jason Toynbee. New York: Routledge
-
Hine, Christine. 2000. Virtual ethnography. London, Thousand Oaks, New Delhi: Sage.
-
Horst, Heather and Daniel Miller. 2012. Digital Anthropology. London and New York: Berg
-
Kremser, Manfred. 1999. CyberAnthropology und die neuen Räume des Wissens. Mitteilungen der Anthropologischen Gesellschaft in Wien 129: 275—290.
-
Ito, Mizuko, Sonja Baumer, Matteo Bittanti, danah boyd, Rachel Cody, Rebecca Herr-Stephenson, Heather A. Horst, Patricia G. Lange, Dilan Mahendran, Katynka Z. Martinez, C.J. Pascoe, Dan Perkel, Laura Robinson, Christo Sims and Lisa Tripp. (2010) Hanging Out, Messing Around, and Geeking Out: Kids Living and Learning with New Media. Cambridge: MIT Press.
-
Paccagnella, Luciano. 1997.
. Journal of Computer Mediated Communication 3(1).
-
Sugita, Shigeharu. 1987. "Computers in ethnological studies: As a tool and an object, " in Toward a computer ethnology: Proceedings of the 8th International Symposium at the Japan National Museum of Ethnology edited by Joseph Raben, Shigeharu Sugita, and Masatoshi Kubo, pp. 9-40. Osaka: National Museum of Ethnology. (Senri Ethnological Studies 20)
-
Wittel, Andreas. 2000.
. Forum Qualitative Sozialforschung / Forum: Qualitative Social Research 1(1).
-
киберантропология
-
, The Second Self: Computers and the Human Spirit, 1984
-
, «Welcome to Cyberia: Notes on the Anthropology of Cyberculture», 1994
-
, Life on the Screen: Identity in the Age of the Internet, 1995
-
Stefan Helmreich, Silicon Second Nature: Culturing Artificial Life in a Digital World, 1998
-
, Coming of Age in Second Life: An Anthropologist Explores the Virtually Human, 2008
-
, Tales from Facebook, 2011
-
Alexander Knorr, Cyberanthropology (in German), 2011
-
and
(editors) Human No More: Digital Subjectivities, Unhuman Subjects, and the End of Anthropology, 2012
Ссылки
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|