Interested Article - Охтервелт, Якоб

Я́коб Лукас О́хтервелт , Я́коб Лукас О́хтерфелт ( нидерл. Jacob Lucasz Ochtervelt, Jakob Ugtervelt ); февраль 1634 , Роттердам 1 мая 1682 , Амстердам ) — голландский рисовальщик и живописец бытового жанра , один из наиболее известных малых голландцев . Годы творчества художника совпали с временем заката Золотого века голландской живописи .

Биография

Крупнейшими современниками Охтервелта были Ян Вермеер Делфтский , Герард Терборх , Питер де Хох . Однако несмотря на его плодотворную работу, творчество Якоба Охтервелта игнорировали три главных историографа искусства XVII века: Андре Фелибьен , Иохаим фон Зандрарт и Роже де Пиль . Впервые художник был упомянут Арнольдом Хоубракеном в «Великом театре нидерландских художников и художниц» (De Groote Schouburgh der Nederlantsche Konstschilders en Schilderessen; 1718—1721), который писал, что «Якоб Угтервелт (Jakob Ugtervelt) был учеником Н. Берхема в тот же период, что и Питер де Хох (Pieter de Hooge), и который прославился своими интерьерами с кавалерами и дамами, но без особой перспективы дальних планов, что требует определённой математической проницательности и навыков» . Из более поздних источников следует, что Якоб ван Охтервелт был учеником живописца Николаса (Класа) Берхема в Харлеме , а также что он делил мастерскую Берхема с Питером де Хохом и был учеником Франса ван Мириса Старшего .

После обучения в Харлеме Якоб в 1655 году вернулся в Роттердам , где стал учеником . В том же году женился на Диркье Местерс (Dirkje Meesters). С 1655 по 1672 год работал в Роттердаме. После французского нашествия 1672 года Якоб Охтервелт покинул Роттердам, и с 1674 до последнего года жизни (1682) жил и работал в Амстердаме недалеко от Монетной башни. Похоронен в католической капеле Ньювезейдс (Nieuwezijds) в Амстердаме.

Творчество

Якоб Охтервелт писал пейзажи с пастухами и возчиками, с фигурами людей и животных, часто сочетая типично нидерландский пейзаж с «мифологическими фигурами». С Франсом Мирисом и Питером де Хохом Охтервелта роднит пристрастие к изображению сцен в жилых интерьерах типично голландского дома с фигурами и некоторой «кукольностью» в изображении голов и рук персонажей.

Излюбленный мотив картин Охтервелта — встреча хозяев на пороге своего дома с разного рода визитёрами: с разносчиками товаров («Покупка рыбы», ок. 1680, ГМИИ , Москва) с уличными музыкантами («Уличные музыканты (Менестрели)», 1682, Рейксмюсеум , Амстердам ).

В своих композициях мастер использует выигрышное противопоставление фигур: с одной стороны, освещённые со спины лучами льющегося из дверного проёма света посетители, с другой — мягко, объёмно вылепленные фронтальным светом обитатели жилища.

Сцены переданы с живым участием и с известной долей психологической занимательности. Хотя ван Охтервелт несколько уступает в ювелирной точности рисунка и филигранной отделке живописной поверхности ведущим мастерам этого жанра Герарду Терборху или Габриелю Метсю , его картины уникальны, несмотря на то, что автор неоднократно повторял свои композиции в разных вариантах .

В санкт-петербургском Эрмитаже имеется три картины Охтервелта: «Покупка рыбы», «Покупка винограда» и «Концерт». Картина «Покупка рыбы» известна в двух вариантах: один остался в Эрмитаже, другой в 1924 году передан в Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве . Другая картина, «Покупка винограда», имеет собственную историю. В начале XVIII века агенты царя Петра I Юрий Кологривов и Осип Соловьев закупили в Гааге, Амстердаме, Брюсселе и Антверпене 281 картину для дворца Монплезир в Петергофе . Среди них, наряду с произведениями Якоба Охтервелта, Яна Стена, Симона де Флигера, Яна Фейта, и первую из работ Рембрандта в России, картину « Прощание Давида с Ионафаном » .

Галерея

Примечания

  1. — 2016.
  2. Власов В. Г. Охтерфелт, Якоб Лукас // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. — Т. 3. — Словарь имён, 1997. — С. 127. — ISBN-5-88737-010-6
  3. Neues allgemeines Künstler-Lexicon; oder Nachrichten von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher etc. Bearb. von Dr. G. K. Nagler. — München: E.A. Fleischmann, 1835—1852
  4. Pieter de Hooge Biography in De groote schouburgh der Nederlantsche konstschilders en schilderessen (1718) by Arnold Houbraken
  5. Jacob Lucasz Ochtervelt — RKD Nederlands Instituut voor Kunstgeschiedenis
  6. Biografía en la página web del Museo Thyssen Bornemisza
  7. Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись. — Каталог 2. — Л.: Искусство, 1981. — С. 157
  8. Каминская А. Г. Приобретение картин в Голландии в 1716 году // Русская культура первой четверти XVIII века. Дворец Меншикова. — СПб, 1992. — С. 40, 41
  9. В. Ф. Левинсон-Лессинг. История картинной галереи Эрмитажа (1764—1917). — Л.: Искусство, 1985. — С. 39

Литература

  • Голландия. XVII—XVIII века // Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Каталог живописи / Под ред. И. Е. Даниловой . — Москва, Милан: Mazzotta, 1995. — С. 529. — 775 с. — ISBN 8820211637 .
  • Kuretsky, Susan Donahue. .]. — Montclair, N. J.: Allanheld & Schram, 1979. — 245 p. — ISBN 0839002408 .
  • Chong, Alan. Jacob Ochtervelt's Rotterdam patron // / A. Golahny, M. M. Mochizuki, L. Vergara. — Amsterdam University Press, 2006. — P. 101—122. — 640 p. — ISBN 9053569332 . от 30 марта 2015 на Wayback Machine
  • Norbert Schneider. (нем.) // Kritische Berichte. — Ulmer Verein, 1999. — Vol. 27, Nr. 4 . — S. 37—48 . — ISSN .
  • Kuretsky, Susan Donahue. (англ.) // Oud-Holland. — 1973. — Vol. 87. — P. 124—134 . — ISSN .

Ссылки

Источник —

Same as Охтервелт, Якоб