«День, когда загорелась Земля»
(
англ.
The Day the Earth Caught Fire
) —
британский
научно-фантастический
апокалиптический
фильм-катастрофа
1961 года
. Режиссёром, продюсером и соавтором сценария выступил известный кинематографист
Вэл Гест
. Считается одним из классических апокалиптических фильмов своей эпохи
.
Сюжет
Одинокий мужчина бредёт по пустынным улицам душного
Лондона
. Затем
действие переносится на несколько месяцев назад
.
Питер Стеннинг был весьма многообещающим журналистом крупной газеты
Daily Express
, но после развода он начал злоупотреблять алкоголем, и его карьера пошатнулась. Редактор стал давать ему «паршивые» (как он выражается сам) задания. У Питера остался близкий друг, Билл Магуайр, тоже журналист, который всячески подбадривает своего товарища, а иногда даже пишет за него статьи.
США
и
СССР
одновременно проводят
испытания своих ядерных бомб
, после чего климат Земли начинает странным образом
меняться
. Редактор отправляет Стеннинга в
, чтобы взять там интервью, получить данные о температуре; и там он встречает Джинни Крейг, молодую машинистку, временно исполняющую обязанности телефонистки. Они
, обмениваясь оскорблениями, но вскоре влюбляются друг в друга.
Стеннинг обнаруживает, что испытания оружия оказали огромное влияние на Землю. Он просит Джинни помочь ему в сборе информации и расследовании. Они выясняют, что
нутация
Земли изменилась на 11 градусов, и это повлияло на климатические зоны и изменило положение
полюсов
и
экватора
. Жара усиливается,
океаны
начинают испаряться, Британия покрывается необычными густыми
туманами
,
солнечное затмение
происходит на несколько дней раньше рассчитанного астрономами срока. Герои понимают, что
орбита Земли
нарушена и наша планета движется по спирали к Солнцу.
Правительство вводит в стране
чрезвычайное положение
и начинает
распределять
воду и пищу. Люди покидают города. Учёные приходят к выводу, что единственный способ вернуть Землю на безопасную орбиту — взорвать серию ядерных бомб в
Западной Сибири
. Стеннинг, Магуайр и Джинни собираются в баре, чтобы послушать радиотрансляцию этого события. Бомбы взрываются, сила удара настолько велика, что с потолка бара (находящегося в тысячах километров от Сибири) сыпется штукатурка.
В типографии
Daily Express
подготовлены две версии первой полосы: на одной крупным шрифтом напечатано «Мир спасён», на другой — «Мир обречён». Фильм заканчивается, не раскрывая, какой из этих вариантов будет опубликован. В самом конце ленты Стеннинг произносит: «Человечество оправится после всего этого ужаса».
В ролях
В титрах указаны
-
В порядке перечисления в титрах
-
Джанет Манро
—
Джинни Крейг
-
Лео Маккерн
—
Билл Магуайр
-
—
Питер Стеннинг
-
—
«Джеко» Джексон, ночной редактор
-
—
«Дейв» Дэвис, новостной редактор
-
—
Гарри
-
—
Мэй
-
Рене Эшерсон
—
Анжела
-
—
«Джефф» Джефферсон, редактор
В титрах не указаны
Производство и показ
Вэл Гест
задумал этот фильм ещё в 1953 году, но никто не хотел профинансировать этот проект, продюсеры считали, что ленту ждёт провал.
Мне говорили: «Никто не хочет знать о бомбах. Кто соберётся пойти и посмотреть фильм о бомбах?» В любом случае, каждый раз, когда какой-нибудь продюсер спрашивал меня, есть ли у меня что-нибудь в разработке, я отвечал «Да, прочти это», и каждый раз в ответ получал «Не шути, никто не захочет это смотреть».
Вэл Гест
,
Однако после успеха драматического мюзикла «
» (1959) у Геста наконец появилась возможность осуществить задуманное. Ему навстречу пошли продюсеры
, Микки Бэлкон и Макс Сеттон. Они основали компанию-«однодневку»
Pax Films
, а Гест предоставил всю прибыль от «Экспрессо Бонго» в качестве залога
.
Фильм в основном был снят на натуре в
Лондоне
и
Брайтоне
, при его производстве использовалась технология «
дорисовка
» для создания образов заброшенных городов и пустынных пейзажей. Студийные съёмки прошли в киностудии «
Шеппертон
»
. Среди примечательных локаций можно отметить
Флит-стрит
, парк
, здание
Казначейства
, пирс
.
Фильм был снят в
чёрно-белом варианте
(хотя к тому времени цветное кино уже давно перестало быть редкостью), но вступительные и заключительные эпизоды окрашены в оранжево-жёлтый цвет, чтобы подчеркнуть солнечную жару. Использовался
35-мм
анаморфированный киноформат
.
В ленте можно усмотреть элементы
продакт-плейсмент
: в ней неоднократно упоминается газета
Daily Express
; присутствуют съёмки в
; в роли редактора этой газеты, с указанием в титрах (
«Джефф» Джефферсон — редактор
), снялся
, который с 1933 по 1957 год действительно являлся главным редактором
Daily Express
. Позднее Гест жаловался, что с Кристиансеном было очень тяжело работать, в частности, он постоянно забывал свой текст. Также режиссёр упомянул, что этого абсолютно не актёра пришлось взять в фильм под давлением газетного магната барона
Уильяма Эйткена
.
В версии для проката в США в финале слышен звук церковных колоколов. Это добавил дистрибьютер, чтобы дать зрителю намёк, что Земля спасена. Гест усмотрел в этом прямую отсылку к финалу ленты «
Война миров
» (1953). Режиссёр с сожалением отметил, что его намерением было всегда иметь двусмысленный финал
.
Премьера фильма состоялась в кинотеатре
в Лондоне 23 ноября 1961 года.
Британский совет по классификации фильмов
присвоил картине рейтинг 16+, в 2001 году он был сменён на 15+, в 2014 году — на 12+. Вообще лента имела широкое мировое признание. Одновременно с премьерой на родине «День…» был показан в кинотеатрах Дании, затем:
-
1962 год — Австралия, Ирландия, США, Канада, Швеция, Финляндия, Италия, Перу.
-
1963 год — Бельгия (только в
Брюсселе
), Португалия, Мексика.
-
1971 год — ФРГ (по телевидению).
-
2020 год — Греция (
Международный кинофестиваль в Салониках
)
-
2022 год — Нидерланды (по интернету)
В целом, финансово фильм окупился, по данным на 1973 год он принёс прибыль в размере
£
22 500
.
В августе 2014 года восстановленная версия картины была показана в летнем
Британского музея
.
Критика
-
Дуг Каммингс, кинокритик. «Гест обладает некоторым визуальным талантом. Фильм снят в анаморфном широкоэкранном режиме, и расширенный кадр всегда идеально сбалансирован с группами людей, городскими видами или детализированными декорациями, будь то шумные редакции, запруженные улицы или влажные квартиры. Хотя спецэффекты фильма не особо примечательны,
матовые картины
и включение реальных лондонских локаций создают хорошую атмосферную обстановку (проливные дожди бьют по окнам; густой, неожиданный туман стелется по городу; бушующий ураган обрушивается на британское побережье). Гест также умело использует
, чтобы показать наводнения и метеорологические катаклизмы по всему миру. Визуальный стиль фильма прост и классичен, но каждая сцена передана с большой степенью реализма и чувством места»
.
«… это необычайно грамотный и тематически проработанный жанровый фильм… Жанр „катастрофа“ в целом известен не своим проникновением в суть персонажей или остроумными диалогами, но „День, когда загорелась Земля“ — это замечательное исключение. Его внимание к внутренней и внешней жизни главных героев превращает его физическую гибель во внешнюю метафору личной жизни Стеннинга, беспорядочной и вышедшей из-под контроля, обе судьбы в равной степени взвешены между надеждой и отчаянием»
.
-
Пол А. Грин, эссеист и рецензент. «Гест и его монтажёр Билл Ленни работали с архивными материалами. Вот краткий кадр пожарной машины из «
Эксперимента Куотермасса
» (1953) — но в остальном недочётов не видно»
.
«Лондон находится на пороге
шестидесятых
, когда протестная и молодёжная культуры прорываются наружу, но социальные и сексуальные нравы всё ещё полуформализованы, и девушки работают в машинописных мастерских… В современном контексте глобального потепления, асимметричной войны, распространения ядерного оружия и истощающихся ресурсов лежащий в основе фильма оптимизм кажется трогательным.»
-
Деннис Шварц, рецензент. «Интеллектуальный
малобюджетный
научно-фантастический фильм о конце света, который даёт нам подлинный взгляд на старомодную редакцию газеты на
Флит-стрит
в те далекие времена и тревожный сценарий разрушения мира глазами редакции газеты… Вэл Гест эффективно режиссирует, умело используя атмосферные эффекты, такие как сильная жара и туман, воздействующие на лондонцев, что придаёт этой захватывающей истории жутковатый оттенок.»
-
Британский институт кино
. «Благодаря сильной игре актёров, яркому изображению мира газетной журналистики и обширным натурным съёмкам на улицах Лондона, Вэл Гест создал один из лучших британских научно-фантастических фильмов.»
-
В фильме допущена крупная медицинская ошибка. Когда мальчик-копировальщик теряет сознание после выпитой купленной на
чёрном рынке
воды, доктор объявлет, что у него
сыпной тиф
(
англ.
typhus
), и что всем необходимо сделать прививки. Сыпной тип не передаётся через воду (только через укусы вшей), и на момент съёмок фильма прививки от этого заболевания не существовало. Скорее всего сценарист перепутал с заболеванием
брюшной тиф
(
англ.
typhoid fever
): он передаётся через воду, и к тому времени уже существовала вакцина против него.
Затрагиваемые темы
Упоминавшийся выше эссеист Пол А. Грин подробно разобрал затрагиваемые в фильме темы
:
-
Новостные медиа
. «Мы видим медиа-ландшафт, который в значительной степени определяется прессой и её сверхпрочными
гутенберг
-технологиями и политический ландшафт, который определяется
Холодной войной
… Шумный отдел новостей с призывными лозунгами на плакатах „Вперед, к УДАРУ!“ (
англ.
Go for IMPACT!
) представляет собой переплетение противоречивой информации и дезинформации, догадок и слухов, поскольку
hacks
пытаются разобраться в причудливых погодных условиях в этот дурацкий сезон… Сегодня эта сцена читается как элегия старой культуре
Флит-стрит
The Print
, которая дала работу на всю жизнь тысячам
кокни
, пока
Мёрдок
не ввёл компьютеризированные редакции, разгромил профсоюзы печатников и перенёс операции в Доклендс, в конечном счёте увлекая за собой остальную часть Флит-стрит.»
-
Испытания ядерного оружия
. «Предпосылка фильма — что ядерные испытания изменяют орбиту Земли, нарушают климат и отправляют нашу планету по спирали к Солнцу — оказывает глубокое воздействие… Глобальное разрушение в результате ядерной войны становится экзистенциальной реальностью… Тревоги о ядерном холокосте в фильмах, конечно, не были чем-то новым к тому времени. Но эти страхи обычно воплощались в виде рассказов о чудовищных мутациях…»
-
Эскапизм
. «Все заняты делом, кроме пьянчуги Стеннинга
, которого явно возмущает, что ему поручили написать легковесную статью о солнечных пятнах, в то время как раньше он был крутым обозревателем газеты с серьёзными писательскими амбициями. Он предпочёл бы находиться в
Harry's Bar
— уютном круглосуточном клубе, созданном по образцу заведения на Флит-стрит
.»
-
Социальные классы
. «Недовольство Стеннинга не носит явно политического характера, в каком-либо конкретном идеологическом смысле… Но существует беспокойство по поводу классовых ограничений. Стеннинг выражает недоверие к традиционным взглядам англосаксонской верхушки, что соответствует всё более неловким вопросам, поднимаемым повествованием об инертности британского истеблишмента, а также настроениям Британии, стоящей на пороге социальных перемен. „Ты бы видел, как они его воспитывают, Билл. В следующий раз это будет подходящая подготовительная школа. А потом правильная школа-интернат. И к тому времени, когда они закончат с ним, он будет настоящим джентльменом в котелке, который играет в теннис, с носом-ириской, но он не будет МОИМ сыном“.»
-
. «Встреча с Джинни
сигнализирует о начале медленной трансформации Стеннинга. Это также иллюстрирует трансформацию гендерной политики в британской бюрократии с 1961 года. Сегодня такая умная женщина как Джинни, вероятно, руководила бы целым отделом, а не обслуживала копировальную машину, где Стеннинг и знакомится с ней.»
-
Конец света
. «Стеннингу удается сфотографировать пылающий чёрный диск Солнца — это превосходный фрагмент
метонимии
… Действие фильма развивается на основе повторения коллективных воспоминаний и мифов о Второй мировой войне:
Блиц
, огненные бури, отключение электроэнергии, страдания от рационирования, эвакуация детей, спекуляция на чёрном рынке и бандитизм… Это поднимает вопрос о том, смогла ли послевоенная Британия сохранить дух
Дюнкерка
перед лицом новой угрозы. Магуайр
высказывает намёк на то, что „мы размякли“ и что в этих новых и ещё более экстремальных обстоятельствах социальная сплочённость может пошатнуться и уступить место истерии.»
Награды и номинации
См. также
Примечания
Литература
Ссылки
-
(англ.)
//
TCM
-
// Видео 0:02:54 //
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
Словари и энциклопедии
|
|