Гранстрём, Евгения Эдуардовна
- 1 year ago
- 0
- 0
Сурова Екатерина Эдуардовна (род. 25 февраля 1969 , Ленинград , СССР ) — российский философ и культуролог , доктор философских наук , до 30 июня 2017 - профессор кафедры культурологии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета , с сентября 2017 - профессор кафедры № 1 Военной Академии Связи им. М.С. Будённого, директор .
Родилась 25 февраля 1969 года в Ленинграде .
В 1999 году окончила философский факультет СПбГУ .
С 2000 году возглавляет административную коллегию «Центра изучения культуры философского факультета философии СПбГУ».
В 2001 году защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Проблема персональности в европейской культуре» .
С 2003 по 2004 годах работала по программе гранта Президента Российской Федерации по теме «Изменение европейской модели идентичности в ситуации глобализации» . В 2004 году выпустила в «Издательстве СПбГУ» первую монографию: «Европеец отчуждённый: персоналистская личность».
В 2005 году в том же издательстве была опубликована вторая монография: «Глобальная эпоха: полифония идентичности».
В 2006 году защитила диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме докторская диссертация: «Трансформация европейской модели идентичности в процессе глобализации» (Специальность: «Философия культуры и философская антропология») .
В 2011 году в свет выходит третья книга Суровой Е. Э.: «Идентичность. Идентификация. Образ».
5 марта 2018 года приказом Минобрнауки России (№263/нк) присвоено звание профессора (Теория и история культуры).
Основной сферой деятельности является научная и преподавательская. Сурова Е. Э. является профессором Военной Академии Связи им. С. М. Будённого , но также сотрудничает и с другими вузами города ( Институт Философии СПбГУ, СЗИП , ВАТТ им. А. В. Хрулева , ВЕИП и др.).
Помимо чисто научной деятельности Е. Э. Сурова является активным культрегером, сочетающим в своей деятельности междисциплинарные научные проекты с организацией крупных художественных событий, стремясь тем самым открывать новые «интеллектуальные зоны».
Общественную деятельность начинает в 1992 году, включившись в создание частного «Музея официальных идеологий России» («Крейт-корпорация»), просуществовавшего до 1995 года в помещении арт-центра Пушкинская 10 (кв. 130). Соединение искусства и науки становится с этого момента визитной карточкой её общественной деятельности. Вокруг музея формируется группа молодых интеллектуалов, объединённых идеями новой архаики, это философы, поэты, музыканты, социологи. В период с 1992 по 1995 год она принимает участие в создании и функционировании временной экспозиции музея «Идеология большевизма: опыт агрессивного пространства», в процессе подготовки которой формулируется целый ряд текстов вышеупомянутой группы, назвавшей себя «Ан-архаики». В этот момент пишется совместный с В. Ю. Трофимовым манифест «Постмодернизм и Рагнарёк» , опубликованный в конце 90-х сразу в нескольких журналах.
Помимо научной работы параллельно организует целую серию крупных междисциплинарных форумов:
С 2001 г. и по настоящее время Е. Э. Сурова ведёт постоянно действующий семинар «Границы в культуре». В рамках итоговой работы семинара в 2009 г. прошла международная научная конференция «Новые традиции», результатом которой стал выход коллективной монографии. Можно отметить, что в ходе работы семинара начала формироваться научная школа, результатом деятельности которой стал ряд защит кандидатских и докторских диссертаций, для авторов которых философская концепция Суровой Е. Э. стала авторитетным основанием.
Член редакционной коллегии журнала (с 2012 ) .
Основные научные исследования посвящены вопросам культурной антропологии и философии культуры : проблематике идентичности в эпоху глобализации и концептуализации положения человека в новых формах социокультурных взаимодействий в современном обществе, а также современным культурным практикам .
Издано более 80 научных работ.
Помимо научной и преподавательской деятельности участвует в различных арт-проектах, касающихся актуальных социокультурных тенденций. Один из них — проект «руфологии», реализованный в 2008 году и посвящённый креативному осмыслению такого вида досуга, как «руфинг» .
Концептуальные основания базируются на представлении о том, что одним из существенных вопросов современности являются различные аспекты идентификационных проблем. Одной из первых публикаций является перевод главы из книги современного немецкого феноменолога Б. Вальденфельса «Жало Чуждого» . Именно немецкая феноменология повлияла на то, что в ранних статьях автор исходит из значимости динамики бинарных взаимодействий, прежде всего, Собственного и Чуждого, на формирование культурных практик. Кроме того, в ходе всех исследований Сурова Е. Э. рассматривает изменение форм фиксации опыта как основание фундаментальных изменений в культуре и идентификационной практике индивида, что особенно актуальным становится при появлении новых аудиовизуальных, а в дальнейшем, цифровых форм.
В первой монографии «Европеец отчуждённый: Персоналистская личность» речь идет об изменении форм идентичности в европейской культуре и в том числе становление современной идентификационной модели, которая определяется как Персоналистская личность. Сурова Е. Э. рассматривает феномен европейца через позицию субъективности, воплощенную в философии Нового времени и в социокультурной практике европейской традиции. Далее автор исследует идентификационный процесс как персонализацию, разворачивающуюся от Античности и до наших дней, в противоположность которой ситуация дописьменных и раннеписьменных сообществ имеет принципиально иной характер. Предельность персонализации, достигаемая в XIX столетии приводит к «антропологическому повороту», и постановке вопроса о самоидентификации, как полагает автор. В этой ситуации меняется «инструментарий» мыслительных практик, где активно разворачиваются интерпретативные ряды.
Вторая монография «Глобальная эпоха: полифония идентичности» продолжает начатое исследование современных идентификационных процессов, но в специфических обстоятельствах актуальной эпохи. В первую очередь речь идет о социокультурных изменениях, в которых наблюдается динамика ценностных ориентаций. Это и развитие «сериальности» как принципа стандартизации культуры, и экологизация культурного пространства, и превращение идеи человека в идею «человеческого фактора» и т. д. В плане зримых тенденций Сурова Е. Э. указывает на активность перемещения как индивидов, так и групп, на политизацию мирового пространства при очевидном кризисе идеи национального и социального государства и т. д., понимая глобализацию «как процесс формирования единого коммуникативного пространства, основанного на базе новых информационных технологий». Более обстоятельно проработана в данной монографии идея идентификационных моделей, как доминирующих способов идентификации, характерной для различных историко-культурных периодов. И гораздо более отчетливо дается определение Персоналистской модели идентичности, которая впервые может быть рассмотрена с глобальных позиций как присущая любой современной культурной традиции, поскольку основана на тотальности образа Другого, что проявляется в связи с формированием единого мирового коммуникативного и информационного пространства. Стратегия данного типа идентичности базируется на представлении «Мы-индивида», то есть предполагает идентификацию сложного порядка, имеющую личностно-коллективные основания. Персонализованный индивид обретает новые способы взаимодействия с реальностью, что позволяет говорить о выявлении пространства повседневности, обладающего особой ценностной позицией. Повседневность, в противоположность обыденности и рутинности, мыслится как «ближайшее бытие», позволяющее полноценно формировать «картину мира» и прибегать к «инструменту» типологизации. В этом плане мыслительная практика индивида обретает проективный характер и способность к виртуальному моделированию. Но за этим стоит фундаментальное изменение характера границ любого порядка, по отношению к которым оформляется трансгрессивный принцип, когда границы обретают определенную «гибкость» и преодолеваются. Вслед за этим происходит новое структурирование социокультурного пространства, для которого основным становится кластерный принцип взаимодействия.
В ряде работ Суровой Е. Э. (например, «Дружественность интерфейса» ) речь заходит об изменениях мировосприятия людей под воздействием новых информационных технологий. В первую очередь автор имеет в виду особую активность индивида в сетевой коммуникации, позволяющей говорить о замещении позиции «потребителя» ролью «пользователя», непосредственно взаимодействующего с медиа-реальностью. В данной ситуации выстраивается картина мира, где отношения «лицом к лицу» заменяются манипуляциями с интерфейсом, а жизнь наполняется ожиданием нового «чуда».
Третья монография «Идентичность. Идентификация. Образ» задумывалась автором, в первую очередь, для прояснения ключевых понятий и принципов концепции. В ней обстоятельно рассматриваются границы и принципы современного социокультурного существования как в идентификационной перспективе, так и с точки зрения формализации представлений реальности. В обращении к повседневному опыту индивида происходит постоянное парадоксальное удвоение позиций, когда с одной стороны, мы наблюдаем унифицирование стереотипных образов, а с другой стороны, локализацию узкогрупповых представлений. Высоко оценивается индивидуальный опыт, но происходит «глобализация биографии». Уровень систематизации знания достигает невиданных масштабов, сопровождаясь появлением «глобальных предрассудков». В рамках такой двойственности уместным становится развитие кластерных связей, формирующих групповые взаимодействия полилокального характера. Границы таких сообществ в достаточной мере гибкие, членство в них условно и определяется включенностью в реализацию «проекта», правила для участников редактируются, а определение целостности группы осуществляется через новые формы презентативности. Именно на основании презентативности, зрелищности, мобильности и проективности происходит построение «образа жизни». Сурова Е. Э. для раскрытия данного сюжета обстоятельно разбирает дефинитивные позиции идентичности, идентификации, идентификационного принципа, «общества спектакля», коммуникации, информации, рекламы, стереотипа, стигмы, образа, представления и т. д. Все это позволяет исследовательнице описать ряд новых механизмов функционирования современной культуры, базируя своё описание на идее «иконической образности», концептуальной репрезентативности и идее «проекта», связанного с представлением о будущем, «историю» которого мы тоже встречаем в данной монографии.
Коллективная монография «Новые традиции» представляет собой не только продолжение разработки концепции развития социального ритуала в современную эпоху, что и создает парадоксальный прецедент формирования «новой традиционности». В ней также представлены усилия авторов под руководством Суровой Е. Э., разворачивавшиеся на протяжении двух лет в ходе одноимённого проекта. Обращаясь к разнопорядковым событиям и явлениям современной культуры, таким, например, как «венки вдоль дорог», велопокатушки, сетикет и др. авторский коллектив воссоздает ситуацию повседневности нашего современника, где циклический элемент ритуала сакрального замещается сериальной практикой современного профанного или социального ритуала. На фундаменте «иконической образности» организуются стереотипизированные взаимодействия в современном мире, формируя новую глобальную традицию.