Interested Article - Пол-акра ада
- 2020-05-22
- 1
«Пол-акра ада» ( англ. Hell’s Half Acre ) — фильм нуар режиссёра Джона Х. Ауэра , который вышел на экраны в 1954 году .
Фильм рассказывает об исправившемся бывшем гангстере ( Уэнделл Кори ), которого преследуют его бывшие сообщники, надеясь получить долю в его имуществе, а также полиция, которая обвиняет его в убийстве. Кроме того, неожиданно его начинает разыскивать бывшая жена ( Эвелин Кейс ), которая в течение многих лет не могла поверить в то, что он погиб во время Второй мировой войны .
Действие фильма происходит практически полностью в Гонолулу , в частности, в криминальном квартале города, известном как Пол-акра ада. Согласно «Первой энциклопедии Дикого Запада», выражением «пол-акра ада» называли труднопроходимые участки земли, расположенные в разных районах Дикого Запада .
Съёмки в значительной степени также проводились в Гонолулу, и в фильме «много показывается город, который был ещё сравнительно неразвит в 1954 году» .
Сюжет
В Гонолулу бизнесмен Чет Честер ( Уэнделл Кори ) сочинил музыкально-поэтическое представление «Полинезийская рапсодия», на премьеру которого в собственном клубе он пришёл вместе со своей возлюбленной Сэлли Ли ( ). Перед началом выступления Чету подкладывают записку, которую Сэлли замечает первой и успевает незаметно прочитать. Записку написал некто Слим Новак ( ), гангстер, который когда-то был сообщником Чета. Увидев, как Слим, который был в зале, выходит в кабинет, Сэлли следует за ним. Оставшись наедине с Сэлли, Слим заявляет ей, что не удовлетворён заплаченной когда-то Четом суммой отступных за выход из совместного преступного бизнеса, и теперь требует от Чета либо отдать ему весь свой бизнес и уехать с Гавайских островов , либо заплатить ещё 100 тысяч долларов отступных. В противном случае Слим угрожает передать полиции материалы о былой преступной деятельности Чета, что грозит тому многолетним тюремным заключением. Не долго думая, Сэлли убивает Слима из пистолета, после чего рассказывает появившемуся Чету о том, что произошло. В свою очередь Чет говорит ей, что когда-то в молодости он вместе со Слимом ограбил калифорнийский банк, а после службы в ВМС во время войны поселился в Гонолулу, где создал преступную структуру вместе с гавайцем китайского происхождения Роджером Конгом ( ). Четыре года назад Чет, заплатив Слиму и Роджеру отступные, полностью ушёл из криминального бизнеса и открыл легальный ресторан в Гонолулу. Поскольку Сэлли совершила убийство ради него, Чет настаивает на том, что он возьмёт это убийство на себя. При этом он просит её забрать 50 тысяч долларов из его банковской ячейки и доставить их его адвокату из Сан-Франциско , который устроит дело так, что Чет отделается лёгким приговором.
Тем временем в Лос-Анджелесе в магазине грампластинок Донна Уильямс ( Эвелин Кейс ) слышит запись «Полинезийской рапсодии», узнавая её последнюю строчку — «ты моя золотая мечта в начале радуги». Именно эти слова написал ей на своей фотографии её муж Рэнди Уильямс, которого через три дня после свадьбы призвали в ВМС, после чего он пропал без вести во время нападения на Перл-Харбор десять лет назад. Выяснив, что автор рапсодии в Гонолулу ожидает суда по обвинению в убийстве, она оставляет своего жениха и немедленно отправляется на Гавайи, не сомневаясь в том, что рапсодию мог написать только её муж. Из аэропорта Донна сразу направляется к шефу полиции Гонолулу Дану ( ), где, увидев фотографию Чета, заявляет, что он очень похож на её пропавшего мужа Рэнди. Дан даёт указание доставить Чета на следующий день в его кабинет для встречи с Донной. Время до встречи Донна проводит в компании забавной местной таксистки Лиды О’Рейлли ( Эльза Ланчестер ), с которой успела подружиться по дороге из аэропорта. Лида показывает Донне город, а затем привозит её к дому Чета, так как та хочет познакомиться с Сэлли. В этот момент в доме Роджер требует от Сэлли отдать ему деньги, предназначенные для юридической защиты Теда, утверждая, что намерен завладеть всем его имуществом. В ходе спора Роджер убивает Сэлли, после чего открывает дверь позвонившей Донне, и, представившись работником по дому, сообщает, что Сэлли нет дома. На следующий день по дороге в участок Чета завозят в морг для опознания тела Сэлли. Увидев её труп, Чет догадывается, кто мог стать убийцей, и, оглушив конвоировавшего его офицера полиции, сбегает из-под охраны, направляясь в известный городской криминальный квартал Пол-акра ада, известный также как Акр, с тем, чтобы поймать и наказать убийцу. Тем временем со слов Донны шеф полиции догадывается, что у дома Чета она скорее всего встретила убийцу Сэлли. Он также понимает, что Тед скорее всего направился в Акр. Дан требует от Донны, чтобы она оставалась в гостиничном номере, так как убийца знает, что она может его опознать, и попытается избавиться от неё как от ненужного свидетеля. Однако не обращая на предупреждение шефа полиции, Донна отправляется на поиски Чета в Акр, уговаривая Лиду, чтобы та устроила её в один из танцевальных залов в качестве платной танцевальной партнёрши. С момента встречи Донны с Даном за ней следил некто Иппи ( ), мелкий преступник, который выполнял поручение местного бандита Табби Отиса ( ). Тому в свою очередь заплатил Роджер, который планирует использовать Донну в качестве наживки, чтобы выманить Чета. Получив информацию от Иппи, Отис выходит на Донну, убеждая её, что может доставить её к Чету. С помощью наркотика он усыпляет Донну и переносит её в свою квартиру, где живёт вместе с женой Роуз ( Мэри Виндзор ), которая практически открыто изменяет ему с Роджером. Тем временем Дан даёт приказ провести в Акре тотальную облаву на Чета, но тому благодаря действующей в квартале преступной солидарности и с помощью Иппи удаётся ускользнуть от полиции, спрятавшись в том же многоквартирном доме, где держат Донну. Вскоре, когда пьяный Отис пытается изнасиловать Донну, Чет через стену слышит её крики и прибегает на помощь, выгоняя Отиса. Увидев Чета, Донна сразу же признаёт в нём Рэнди, однако Чет отрицает это. Донна рассказывает ему об их кратком браке, а также об 11-летнем сыне Рэнди, которого отец так ни разу и не видел, и который думает, что его отец погиб как герой. Передав Донну в руки полиции, Чет остаётся в квартире в качестве наживки, рассчитывая таким образом выманить Роджера.
Тем временем Дан вместе с Донной решают поймать убийцу в ловушку, запуская информацию о том, что Донна является женой Чета. Иппи доносит эту информацию до Роджера, который не верит в это, подозревая, что это полицейская подстава. Он в ярости ломает своему информатору шею как предателю, после чего слышит по радио подтверждение его слов. Роджер посылает Отиса проверить эту информацию, и тот нарывается на полицейскую засаду. Начинается погоня по кварталу, в ходе которой Отиса убивают. Думая, что убийца Сэлли ликвидирован, Дан отвозит Чета на машине обратно в тюрьму, по дороге получая информацию о том, в раненый Иппи в больнице перед смертью назвал имя Роджера. Услышав это, Чет выхватывает из кармана Дана пистолет, выбрасывает его из машины и уезжает, намереваясь расправиться с Роджером самостоятельно. Однако перед этим он встречается с Донной, фактически признаваясь, что он её муж, однако уговаривает её не рассказывать о себе их сыну. Чет хочет, чтобы для сына его отец Рэнди Уильямс так и остался героем, который погиб на войне, и не хочет, чтобы сын знал, что он превратился в гангстера Чета Честера. После ухода Донны он составляет завещание, оставляя всё своё наследство сыну. Находясь в своём клубе, Чет приглашает туда Роджера, а также вызывает полицию. Во время разговора в клубе Чет отвергает все притязания Роджера и выгоняет его. Несколько минут спустя Чет выходит из клуба, фактически намеренно подставляясь под пули Роджера, который поджидал его в своём автомобиле. Поджидавшие полицейские хватают Роджера на месте преступления. Перед отъездом Донны домой Дан говорит ей, что она может честно сказать Рэнди-младшему, что его отец умер как герой. Чтобы разорвать какую-либо связь мальчика с бесчестным прошлым отца, Дан никому не говорит о завещании Чета и рвёт его.
В ролях
- Уэнделл Кори — Чет Честер, он же Рэнди Уильямс
- Эвелин Кейс — Донна Уильямс
- Эльза Ланчестер — Лида О’Рейлли
- Мэри Виндзор — Роуз
- — Сэлли Ли
- — Иппи
- — Табби Отис
- Кей Люк — шеф полиции Дэн
- — Роджер Конг
- Роберт Коста — Слим Новак
Создатели фильма и исполнители главных ролей
По словам историка кино Артура Лайонса, небольшая кинокомпания « Republic впервые попробовала свои силы в жанре нуар с превосходным фильмом „ “ (1943). В 1940-е годы студия создала ещё несколько нуаров, таких как „ “ (1947) и более сильный в художественном плане „ Восход луны “ (1948). Студия продолжала создавать нуаровые фильмы до середины 1950-х годов, произведя такие великолепные картины», как « Дом у реки » (1950), « Город, который никогда не спит » (1953), « » (1954) и «Пол-акра ада» (1954), а также такие менее значимые фильмы, как « Бандитская империя » (1952) и « » (1956) .
Как написал историк кино Дэвид Хоган, «автор криминальных романов и голливудский сценарист добился большого успеха в 1941 году с фильмом нуар „ Ночной кошмар “, который сделал ему имя». После этого Фишер написал оригинальную историю военной драмы « » (1943) и сценарий фильма нуар « Джонни Эйнджел » (1945). Затем последовали сценарии целой серии фильмов нуар, среди них « Рассчитаемся после смерти » (1947), « Леди в озере » (1947), « » (1951), « Город, который никогда не спит » (1953), « Викки » (1953) и «Пол-акра ада» . По словам Гленна Эриксона, «режиссёр Джон Х. Ауэр и сценарист Стив Фишер сделали вместе два интересных фильма нуар для Republic Pictures — изящную полицейскую драму „Город, который никогда не спит“ и эту интересную картину, которая снималась на Гавайях » .
Актёр Уэнделл Кори был одним из наиболее значимых актёров жанра фильм нуар, сыграв разнообразные роли в таких картинах, как « Ярость пустыни » (1947), « Я всегда одинок » (1948), « Извините, ошиблись номером » (1948) и « Обвиняемая » (1949), а в 1950-е годы — « Дело Тельмы Джордон » (1950), « Окно во двор » (1954), « Большой нож » (1955) и « Убийца на свободе » (1956) . В фильме сыграли также три актрисы, известные своими работами в жанре нуар. В частности, Эвелин Кейс сыграла в таких картинах, как « Лицо под маской » (1941), « Джонни О’Клок » (1947), « Вор » (1951), « » (1950) и « Ривер-стрит, 99 » (1953) . Эльза Ланчестер запомнилась яркими ролями второго плана в фильмах нуар « Большие часы » (1948), « Загадочная улица » (1950) и « Свидетель обвинения » (1957). Мэри Виндзор , по словам Дэвида Хогана, «начала свою кинокарьеру в 1942 году, исполняя преимущественно небольшие роли без указания в титрах, пока в 1948 году не произвела сильное впечатление игрой в фильме нуар „ Сила зла “ (1948)». После этого она стала «одним из самых узнаваемых лиц нуара», сыграв главные роли в фильмах « Узкая грань » (1952) и « Женщина без мужчин » (1955), а также запоминающиеся роли второго плана в фильмах « Снайпер » (1952), « Город, который никогда не спит » (1953), «Пол-акра ада» и особенно « Убийство » (1956) .
Оценка фильма критикой
Общая оценка фильма
Как отметил историк кино Хэл Эриксон, фильм «не был принят после первого выхода в прокат, однако сегодня считается одним из тех фильмов студии Republic середины 1950-х годов, которые выдержали испытание временем» . Как пишет Спенсер Селби, фильм рассказывает о «женщине, которая приезжает на Гавайи в поисках мужа, который пропал на войне, попадая в запутанную сеть напряжённой тревоги и убийств» . Гленн Эриксон оценивает картину, как «достаточно дорогой для студии Republic Pictures , увлекательный и довольно оригинальный нуаровый триллер, который очень подходит близко к тому, чтобы стать выдающимся фильмом нуар», далее отмечая, что «в плане оригинальности эту картину трудно превзойти». В частности, нуаровое действие «с вполне ожидаемыми двойными и тройными обманами необычно видеть на залитых солнцем улицах или тёмной ночью, когда все одевают гавайские рубахи, включая полицейских детективов». Критик полагает, что фильм умело доносит «атмосферу Гонолулу 1950-х годов, показывая зрителю город, который ещё не был переполнен гигантскими отелями». И хотя его «грязная история кажется странным местом для столь великолепной окружающей обстановки, тем не менее, фильм представляет Гонолулу как вертеп разбойников с ночными перестрелками и поножовщиной», чем напоминает «старую классику Дювивье „ Пепе ле Моко “ в алжирском Касбахе» .
С другой стороны, по мнению Майкла Кини, хотя «гавайская обстановка довольно привлекательна, тем не менее сюжет запутан, неинтересен и откровенно нелеп» . Кинокритик Иэн Джейн также считает, что «у фильма есть некоторые проблемы, которые не дают ему подняться на высокий уровень». Прежде всего, «фильм берёт медленный темп в первые полчаса», однако проблемы с темпом остаются и далее, кроме того есть «несколько заметных дыр в сюжете». Однако в целом, по мнению Джейна, «достоинства перевешивают недостатки», и зритель получает «хороший (хотя и не выдающийся) фильм нуар, который особенно интересен благодаря своим съёмкам на Гавайях и нескольким достойным сценам ощутимого напряжения». Джейн также отмечает «крепкий актёрский состав и качественную операторскую работу с интересными натурными съёмками, придающими картине гавайский колорит. В ночных эпизодах хорошо использованы тени, создающие атмосферические картины с сильными моментами саспенса» .
Околоцензурные эпизоды
Гленн Эриксон обратил внимание на то, что созданные Эвелин Кейс и Мэри Виндзор образы «вплотную подходят к цензурной границе в плане сексуального напряжения, на что в фильмах 1950-х годов можно было только намекать, но нельзя было показывать». В частности, «совершенно понятно, что в одной из сцен Донна лежит под одеялом совершенно явно обнажённой в тот момент, когда распутный Отис находится в опасной близости от неё». Что же касается Роуз, то она практически открыто демонстрирует свою супружескую неверность, «демонстративно проявляя свой кошачий интерес к Роджеру Конгу, и как будто получает единственное наслаждение от жизни в изменах мужу». Как отмечает Эриксон, «это были пикантные роли: в то время фильмы были смиренными, в отличие от женщин» .
Оценка работы режиссёра и творческой группы
Эриксон отмечает, что в соответствии с законами фильмов нуар, «сценарий Стива Фишера полон колоритных персонажей», и, несмотря на отступление от некоторых клише нуаровых триллеров, «остаётся верным жанру в отношении крутых обменов репликами». При этом критик считает Ауэра «не особенно самобытным режиссёром», которому «не удаётся поддержать нарастающее напряжение на протяжении всего фильма», но, тем не менее, удаётся свести дело к очень приличному результату .
Оценка актёрской игры
Гленн Эриксон считает, что «фильм собрал интересный актёрский состав». В частности, « Уэнделл Кори , которого часто критиковали за отсутствие сильного мужского начала, здесь идеально исполнил роль мошенника, который решил стать честным человеком», а «ценная для любой картины Эвелин Кейс держит в своих руках основную нить истории». Эриксон обращает внимание также на игру характерного актёра в роли «пронырливого информатора Иппи, поведение которого напоминает Питера Лорре в „ Касабланке “ вплоть до некоторых его ужимок» . При этом, по мнению Гленна Эриксона, « Эльза Ланчестер менее интересна, хотя и вполне профессиональна. Её странноватая таксистка Лида бросает всё, чтобы стать компаньонкой, доверенным лицом и шофёром Донны на уик-энд. Она удачно введена в историю, но почему-то полностью исчезает в третьем акте» . С другой стороны, Хэл Эриксон замечает, что «Эльза Ланчестер обеспечивает картине столь необходимый юмор в роли безумной таксистки» . Его мнение разделяет и Джейн, написавший, что «роль Ланчестер создана в большей степени для комического расслабления, но на неё всегда приятно смотреть, что бы она ни играла» . Он также считает, что «Кори достойно исполняет главную роль, показывая достаточную харизму, чтобы вынести на себе фильм, и он достаточно убедителен в роли крутого парня», а «Кейс хороша в своей роли, хотя сам её персонаж не столь памятен и убедителен, как хотелось бы». По мнению критика, « великолепен в роли главного отрицательного персонажа», а « Мэри Виндзор красива, но катастрофически недогружена. Камера любит её, и она довольно хороша» . Кини также отмечает, что «икона нуара Виндзор здесь пропадает зря в роли неверной жены одного из бандитов» .
Примечания
- Ю.В. Стукалин. (англ.) . Эксмо. Дата обращения: 26 мая 2017. 12 апреля 2016 года.
- (англ.) . American Film Institute. Дата обращения: 26 мая 2017. 12 июля 2017 года.
- ↑ Glenn Erickson. (англ.) . DVD Talk. Дата обращения: 26 мая 2017. 4 марта 2016 года.
- , p. 46.
- , p. 134.
- (англ.) . Internet Movie Database. Дата обращения: 26 мая 2017.
- , p. 135.
- ↑ Hal Erickson. (англ.) . AllMovie. Дата обращения: 26 мая 2017. 12 мая 2015 года.
- , p. 149.
- ↑ , p. 182.
- ↑ Ian Jane. (англ.) . DVD Talk. Дата обращения: 26 мая 2017. 6 апреля 2013 года.
Литература
- Spencer Selby. . — Jeffeson, NC: McFarland & Co Inc, 1997. — ISBN 978-0-7864-0478-0 .
- Michael F. Keaney. . — Jefferson, North Carolina, and London: McFarland & Company, Inc., Publishers, 2003. — ISBN 978-0-7864-1547-2 .
- David J. Hogan. . — Milwaukee, WI: Hal Leonard Corporation, 2013. — ISBN 978-1-4803-4305-4 .
- Arthur Lyons. . — Boston, MA: Da Capo Press, 2000. — ISBN 978-0-3068-0996-5 .
- Стукалин Ю.В. . — Москва: Эксмо, 2014. — ISBN 978-5-699-67098-7 .
Ссылки
- от 4 апреля 2017 на Wayback Machine на сайте IMDB
- от 12 мая 2015 на Wayback Machine на сайте Allmovie
- от 12 июля 2017 на Wayback Machine на сайте Американского института кино
- от 22 января 2019 на Wayback Machine на сайте Turner Classic Movies
- 2020-05-22
- 1