Гукасян, Арам Григорьевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Фрижета Гургеновна Гукасян ( 17 июля 1930 г. , г. Пятигорск, СССР — 2 февраля 2020 г. , Санкт-Петербург, РФ ) — редактор кино, кандидат искусствоведения, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2002).
По окончании школы поступила на филологический факультет Ереванского университета . Но после первого курса, в 1950 году, забрала документы и уехала в Москву, где, сдав экстерном необходимые экзамены, была зачислена сразу на второй курс киноведческого факультета Всесоюзного государственного института кинематографии .
В 1954 году с отличием закончила ВГИК (факультет к тому времени был переименован в «сценарно-редакторский»). По распределению приехала в Ленинград и начала работать старшим редактором сценарного отдела киностудии « Леннаучфильм ». В 1958 году перешла на киностудию « Ленфильм ».
Была убеждена: редактор — первый помощник основных создателей кинопроизведения: драматурга и режиссёра-постановщика; редактор — их профессиональный советчик, призванный анализировать сценарии и фильмы в процессе их создания, обязанный первым видеть просчёты и помогать их исправить.
В 1964 году была назначена главным редактором Первого творческого объединения «Ленфильма» (художественным руководителем которого был И. Е. Хейфиц ). В этом качестве проработала до 1990 года, за исключением небольшого вынужденного перерыва (1983—1987). С 1990 по 2000 год была главным редактором киностудии «Голос» (нового подразделения «Ленфильма», позднее выделившегося в самостоятельное юридическое лицо), а затем до 2011 года — редактором «Студии „2-Б-2“» режиссёра В. Бортко .
Пользовалась уважением своих старших коллег-кинематографистов: режиссёров И. Е. Хейфица и Г. М. Козинцева , сценаристов Е. И. Габриловича , Ю. П. Германа , А. Б. Гребнева и др.
Одним из магистральных направлений своей работы считала формирование сценарного портфеля объединения, поэтому стремилась знать все литературные новинки, все новые интересные имена: «Мы были связаны с редакциями толстых журналов, следили за их портфелями, регулярно читали все рукописи задолго до того, как они появлялись в печати. И мы, конечно, знали всех сценаристов, постоянно держали с ними связь, следили за тем, кто чем увлечен, что пишет, и внимательно приглядывались к начинающим» . Привлекала к сотрудничеству как маститых авторов, так и начинающих: Ю. Клепикова , Н. Рязанцеву , П. Финна , Э. Володарского , В. Мережко и др.
В Первом творческом объединении под редактурой Фрижеты Гукасян состоялись игровые дебюты режиссёров В. Мельникова (« Начальник Чукотки », 1966), И. Масленникова (« Личная жизнь Кузяева Валентина », 1967), Н. Бирмана « Хроника пикирующего бомбардировщика », 1967), А. Германа (« Седьмой спутник », совм. с Г. Ароновым , 1967), И. Авербаха (« Степень риска », 1968), С. Арановича (« Красный дипломат », 1971), Д. Асановой (« Не болит голова у дятла », 1974), В. Бортко (« Комиссия по расследованию », 1978) и других, положившие начало их дальнейшей успешной творческой деятельности .
Относясь к кино, в первую очередь, как к искусству, одному из путей познания и осмысления жизни, Фрижета Гургеновна становилась верным соратником для режиссёров-единомышленников. Одним из таких режиссёров был для неё Алексей Герман. «Задача редактора — защищать автора: если он взялся быть редактором, значит, он верит в эту драматургию, в этого автора и готов идти с ним. Редактор не может предавать автора — он должен идти с ним до конца», — считала она и самоотверженно отстаивала перед руководством Госкино фильмы А. Германа и других режиссёров, которые могли оказаться не в прокате, а на полке.
В 1983 году за поддержку фильма А. Германа « Мой друг Иван Лапшин » была освобождена от обязанностей главного редактора Первого творческого объединения, но с началом Перестройки была восстановлена в этой должности.
«Все лучшие люди, которые появлялись на студии в 60-90-е годы, и лучшие фильмы, снятые на этой студии, смогли появиться там благодаря ее сверхусилиям.»
«Виталий Мельников и Алексей Герман, Кира Муратова и Виктор Аристов, Илья Авербах и Семен Аранович, Динара Асанова и Алексей Баталов, Глеб Панфилов и Виктор Трегубович, Валерий Огородников и Константин Лопушанский — несть числа людям, у истоков карьеры которых она стояла, и благодаря кому эти карьеры состоялись и расцвели. У нее было невероятное чутье на людей и на искусство…» .
Закончила аспирантуру Ленинградского государственного Института театра, музыки и кинематографии и в 1974 году защитила диссертацию, получив степень кандидата искусствоведения. По этой диссертации была издана книга «Кинооператор Андрей Москвин» (Л.: Искусство, 1971). Подготовила к выпуску ещё несколько книг, в том числе книгу «Динара Асанова. У меня нет времени говорить неправду» (М.: Союз кинематографистов СССР, Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1986).
Преподавала в Санкт-Петербургском государственном институте культуры , в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения (СПбГИКиТ) , в киношколе «Кадр» при «Ленфильме».
Супруг — Генрих Саакович Маранджян , кинооператор «Ленфильма»
Дочери
В качестве главного редактора Первого Творческого объединения, студии «Голос» и студии «2-Б-2» — не менее 148 фильмов режиссёров, Г. Козинцева, И. Хейфица, В. Венгерова, В. Трегубовича, В. Мельникова, И. Масленникова, И. Авербаха, Н. Бирмана, С. Арановича, С. Микаэляна, Д. Асановой, А. Германа и других.
В качестве редактора — 28 фильмов режиссёров И. Хейфица, К. Муратовой, А. Баталова, В. Мельникова, С. Арановича, В. Бортко и других.
Фильмы о ней:
Заслуженный деятель искусств РФ