Interested Article - Слипстрим (жанр)
- 2020-02-25
- 1
«Слипстрим» или «Ускользающий поток» ( англ. Slipstream fiction ) — это термин, обозначающий жанр и формы спекулятивной беллетристики , которые не остаются в условных границах жанра и повествования, а относятся к экспериментальным формам научной фантастики «Новой волны» ( англ. New Wave ), а также заимствующие элементы фэнтези, психологической фантастики, философской фантастики и других жанров или литературных стилей.
Истоки
Ричард Дорсетт изобрел термин «Слипстрим» в интервью с известным писателем жанра киберпанк Брюсом Стерлингом для журнала «Mythaxis Review»:
Термин придумал мой друг, Ричард Дорсетт, когда мы вдвоем обсуждали категорию нежанровых фэнтези-книг, для которых у нас не было названия. «Они определенно не относятся к Мейнстрим », — сказал я, и «Почему бы и не Слипстрим?» — предложил он. Я подумал, что это довольно удачная задумка.
Брюс Стерлинг описал термин в статье в журнале «SF Eye» #5 в июле 1989 года :
«Это вид письма, который заставляет вас чувствовать себя очень странно; то как образ жизни в XXI веке вызывает чувство странности происходящего у эмоционально чувствительных людей».
« Энциклопедия научной фантастики» приписывает Стерлингу изобретение родственного термина «Слипстрим НФ» ( англ. «Slipstream sf») для работ, в которых «используются НФ заголовки, хотя некоторые не относятся к жанру научной фантастики» .
Концепция
Алекс Мартинсен описал жанр «Слипстрим» :
Это «фантастика странностей» или форма письма, которая делает «знакомое странным или странное знакомым» из-за скептицизма в отношении элементов реальности . Этот жанр хорошо могут продемонстрировать некоторые ранние образы в работах Франца Кафки и Хорхе Луиса Борхеса .
Писатели-фантасты Джеймс Патрик Келли и Джон Кессел , пишут в книге «Feeling Very Strange: The Slipstream Anthology», что когнитивный диссонанс лежит в основе жанра «Слипстрим», и это не столько жанр, сколько литературный эффект, такой же как ужасы или комедия . Кристофер Прист в своем предисловии к роману «Лед» Анны Каван пишет:
«лучший способ понять "Слипстрим" — думать о нем как о состоянии ума или особом подходе, который не поддается никакой категоризации… также как и смотреть в кривое зеркало» .
Характеристики
Произведения жанра «Слипстрим» включают в себя такие черты как нарушение принципа реализма, избегание традиционных элементов фэнтези, и соответствие постмодернистским работам . Жанр «Слипстрим» зарождался на примерах произведений из разных жанров фантастики с постмодернистскими элементами, исследующие социальные, технологические и психологические темы, уже использованных ранее авторами научной фантастики во времена постмодернизма, а также поэтами и авторами-экспериментаторами в модернизме .
Грейс Диллон в своем романе «Прогулки по облакам: антология научной фантастики коренных народов» (2012) выделяет «Слипстрим коренных американцев» как творчество, которое предшествует зарождению современного жанра «Слипстрим», в частности, включая рассказ 1978 года Джеральда Визенора «Кастер на Слипстриме» ( англ. Custer on the Slipstream).
Примечания
- . www.journalscape.com . Дата обращения: 25 апреля 2023. 25 апреля 2023 года.
- . sf-encyclopedia.com . Дата обращения: 25 апреля 2023. 18 марта 2023 года.
- Axel Martinsen. . — Lulu Press, Inc, 2015-09-15. — 108 с. — ISBN 978-1-329-18205-9 .
- ↑ . — New York, NY, 2017. — 1 online resource (vii, 245 pages) с. — ISBN ISBN 9780415788298 ..
- . Дата обращения: 25 апреля 2023. 25 декабря 2022 года.
- . web.archive.org (15 июня 2006). Дата обращения: 25 апреля 2023. Архивировано из 15 июня 2006 года.
- Kavan, Anna. Foreword. Ice . By Christopher Priest. Peter Owen Publishers.
- . — Oxford, 2014. — xv, 620 pages с. — ISBN ISBN 9780199838844 ..
- 2020-02-25
- 1