Interested Article - Могилёвская духовная семинария

Могилёвская духовная семинария — среднее духовное учебное заведение Могилёвской епархии Русской православной церкви , готовившее священно- и церковнослужителей . Существовала в 1757 1918 годах .

История

Становление Семинарии (1759 - 1814)

Вступивший в 1755 году на Белорусскую кафедру преосвященный Георгий Конисский, еще собираясь ехать в Могилев выбрал в Киевской духовной академии двух человек, для преподавания и по приезде на место, приказал одному из них заняться обучением детей латинской грамматике и православному кахтезису на русском языке. Отдельного помещения для школы тогда не было и преосвященный Георгий временно отвел для нее монашескую столовую, так, что по собственному его выражению, " вместе была и трапеза и спеварня и семинария: одна хата на все ". Но открытая (не позднее января 1756 года) в таком виде школа еще не могла назваться семинарией. Для правильной организации семинарии не хватало материальных средств. Для поиска необходимых средств, 5 февраля 1756 г., был послан в С.Петербург иеромонах Воскресенскаго Шкловского монастыря Иоанн Тудорович. Вот как писал преосвященный Георгий Конисский в одном из соих сообщений: "семинарии для священническихъ детей весьма нужно быть, ибо немалая часть священниковъ является, котории и числа заповедей Божих и тайн церковных не знают, хотяж.и имеются из привезенных мною два человеки, доволнии к учителству семинарскому и одному уже учить приказал я, однак и тех снабдеть по надлежащему нет чим ".

В С.-Петербурге с пониманием отнеслись к нуждам Белорусской епархии. В Священном Синоде сейчас же решено было ходатайствовать перед Императрицей Елизаветой " объ определении на учреждение вновь и содержание упоминаемой тамошней, (т. е. Могилевской) семинарии с принадлежностию, яко весма по тамошнему состоянію для благочестия необходимо быть должной ...., хотя до четырех сот рублев на год ". 21 марта 1756 года Оберъ-Прокуроръ, св Синода Афанасий Львов подал синодальный доклад на Высочайшее утверждение. Но доклад не был подписан. Тогда преосвященный Георгий решил повторить свою просьбу и в июне месяце послал в С.-Петербург 7 частных писем. Не получая положительного решения он в своем сообщении от 29 декабря 1756 года снова писал, что семинария " первейше всего слез достойному здешному состоянию крайне потребна ", потому что " священство болшою частию крайне не вежливо, а оттуду непорядочно и ежели собственнаго струпа не таить, безчинно ", что вследствие такого умственного невежества духовенства " благочестие не в забаве само собою разоритись может " и что предупредить такое зло можно только " обучивши страху Божию в младом веку причетнических детей ". Но Русское правительство, увлеченное, в войну западных держав с прусским Императором Фридрихом II , тратило на эту войну огромные суммы, а потому, вопрос о Могилевской семинарии откладывался на неопределенное время. Но 25 января 1758 года Императрица Елизавета Петровна подписала указ об отпуске " на постройку церкви кафедральной 10 Тысяч рублей, в прибавление к обычному архиерейскому жалованию 500-м рублям 100-ж рублев деньгами и 100 четвертей ржи, да на учреждение вновь и содержание семинарии по четыреста рублев на год ".

22 июня 1758 года Иоанн Тудорович выехал из Москвы в Могилев, везя с собою, под конвоем 10-ти человек, 10,600 р. серебром. Отпущенных 400 рублей было явно недостаточно для открытия семинарии, поэтому решено было открыть семинарские классы в помещении Спасского монастыря, что и было приведено в исполнение в 1759 году. Были открыты 5 низших классов до поэзии включительно, с которыми семинария проработала до 1766 года.

Создание семинарии было встречено крайне неодобрительно римско-католическим и униатским духовенством. Так назначенный в 1759 году в Могилев католический плебан Михаил Зенович, сразу же, по приезде на место служения, с угрозою уговаривал преосвященного Георгия закрыть семинарию. Свои угрозы он воплотил в действие 28 января 1760 года, когда было совершено нападение иезуитских студентов на семинарский двор, " ворота запертые больше часу ломали, людей, посланных для уговору, чтоб престали гвадту делать, большими бревнами и шаблями нещадно били, и единому руку жестоко разрубили и палить по ним з зараженных мушкетов прикладались ". Вскоре нападения повторились: иезуитские студенты в течение нескольких вечеров обходили толпою Спасский монастырь, желая схватить самого преосвященного Георгия. А вследствие этого „ священники и граждане здешние , — писал преосвященный Георгий в своем письме св. Синоду от 10 сентября 1760, г. детей своих до семинарии давать опасаются, отчего и число учеников не великое до сих пор находится ". Русское правительство внимательно отнеслось к жалобам преосвященного, и чрез надворного коронного маршала был сделан запрос Виленскому католическому епископу, на который был получен ответ, что " трактат, которым взаимно дозволено свободное отправление как греко-российской веры в Польше, как и римской католической в Российском государстве, может ли тем самым служит для содержания семинарии или публичных школ и произвождения в оных наук, чего в России для католическаго закона совсем нет: сие подвержено великому сомнению, в разсуждении того, что о сем потребно еще иметь мнение и резолюцию всех чинов республики, которой неприлично дозволить распространять публичныя науки и содержать семинарии ". Тогда Коллегия иностранных дел, дононосила в св. Синод, что хотя упоминаемая семинария при архиерейской кафедре и имеется, но это — не публичная, а просто частная, „приватная" школа, предназначенная для обучения детей одних только белорусских священно-и-церковно-служителей, исповедующих православную греко-российскую веру, — что и в Русском государств, при римских костелах, имеются такие же католические школы для обученія находящихся в России католического юношества. Выслушав это доношение, св Синод от 15 июня 1761 года постановил: просить чрезвычайного посла и полномочного министра князя Ф. М. Воейкова , находившийся тогда в Варшаве, чтобы он всеми силами старался защищать права Могилевской семинаріи, а преосвященному Георгию дать знать о результатах его жалобы. К сожалению, старания преосвященного Геориія о праве свободного существования семинарии не привели к желанным результатам. Даже сеймовое постановленіе 1766 года, в котором, между прочим, говорилось: „ грекам-неунитам семинарии потребными, а в особенности семинарию Могилевскую иметь безпрепятственно " осталось невыполненным. При таких обстоятельствах преосвященный Георгий решился удалить семинарию из центра города в пригород Могилева называемый "Никольщина", где находилась церковь святого Николая. Он подал в 1768 году Польскому королю просьбу о разрешении перенести в названное место семинарию и устроить при ней типографию для печатания необходимых книг. На что, от Польского короля Станислава Понятовскаго, в том же году (18 апреля) последовала разрешительная грамота. Но данный перенос семинарии не был реализован по невыясненным причинам.

После первого раздела Речи Посполитой , 6 октября 1774 года, преосвященный Георгий обращается в св. Синод с просьбой о выделении денег на постройку семинарии, но оно не было удовлетворено. Тогда преосвященный Георгий 4 мая 1776 года, отправил в св. Синод новое ходатайство, которое так же осталось без удовлетворения. В постройке семинарии помог случай. В 1780 году, 21 мая, Могилев посетил Австрийский император Иосиф II , под именем графа Фалькенштейна. Императрица Екатерина II , бывшая перед этим в Полоцке, поторопилась встретиться с почетным гостем (она знала, кто этот граф) и 23 мая в 11 ч. утра также приехала в Могилев. Живя здесь до 29 числа, она посещала православные церкви, знакомилась с условиями белорусской жизни, узнала положение Могилевской семинарии и в память своего пребывания здесь 27 мая назначила, на нее из государственной казны по 2000 р. в год, включая сюда и 400 р., которые были выделены ранее. Этих денег было недостаточно для выполнения задуманнаго плана. Поэтому преосвященный Георгий, не увеличивая семинарских расходов, откладывал добавочные 1600 р., только в 1782 году (28 сентября) заключил контракт на постройку семинарского корпуса с прибывшим в Могилев Петербургским купцом Федором Ивановичем Мурашевским. Здание было заложено в шести саженях от архиерейского дома и по условию должно было быть построено не позже 1784 года, но окончено было только в 1785 году. В этом же году по ходатайству преосвященного Георгия, Могилевский магистрат бесплатно уступил в пользу семинарии принадлежавший ему небольшой участок земли вместе с находившимся на нем старым каменным домом — под архиерейским валом, по имени прежнего его владельца известный под названием "Жабовщины", Старый дом за ветхостью был снесен, а вместо него построен новый, для семинарского общежития, которое, по месту своего нахождения, получило название "Нижней бурсы". Выделяемых денег на содержание семинарии едва хватало на содержание учителей и учеников. Поэтому, когда Могилевский Генерал-губернатор П. Пассек обратился к преосвященному Георгию с просьбой, — нельзя ли поместить на время народное училище в семинарском корпусе и за это обещал платить в пользу семинарии по 200 руб. в год — преосвященный Георгий согласился. 15 марта 1789 года народное училище было торжественно открыто на втором этаже семинарского корпуса и оставалось здесь до 1791 года. Из этой дополнительной суммы преосвященный Георгий нашел возможность заложить на семинарском дворе два каменных дома, из которых один предназначался, " для жилья хозяину семинарскому " а другой, для помещения прислуги. В 1799 году, после долгих переговоров, преосвященным Анастасием , за 2500 руб. было приобретено у городской Думы, каменный дом с двумя флигелями ( в дальнейшем, в одном из них размещались казенные ученики, а во втором была столовая), находившейся между архиерейским валом и кафедральными постройками, который был приспособлен для семинарских нужд.

Пред началом каждого учебного года из Консистории рассылались всему духовенству строгие предписания о доставке в семинарию „ приспевших к науке " детей. Но в большинстве случаев приходское духовенство ссылалось на отдаленность своих приходов от Могилева и на трудности при этом в содержании своих детей. Действительно, не все принимались на казенный счет. Многие жили за счет своих родителей или родственников, которые держали их по квартирам и должны были доставлять им продукты питания. Неудивительно, поэтому, что в 1805 году духовенство Велижского уезда подало в семинарское правление, коллективную просьбу о том, чтобы ему разрешено было, в виду отдаленности их приходов от Могилева, устроить у себя местную школу и вместо того, чтобы обучать, своих детей основам грамотности в семинарии, учить их тому же у себя „ дома ". Семинарское правление внимательно рассмотрело просьбу Велижского духовенства и найдя ее уважительной, 27 октября 1805 года разрешило открыть школу при доме Боболуцкого священника и Велижского благочинного отца Василия Петрашня, утвердив его в должности смотрителя. Под тем же предлогом в 1806 году 9 октября устроено было училище в селе Хотимск протоиереем Петром Проскуро-Субщинским.

Но и те ученики, которые учились в семинарии, уезжавшие на каникулярное время домой, долго не возвращалась в семинарию. Еще в 1769 году, префект семинарии иеромонах Виктор Падковский жаловался на это преосвященному Георию. Но с времени отделения семинарии от архиерейской кафедры, особенно с 1798 г., ученики не являлись по 2, 3, 5, а иногда и по 8 месяцев. За это родителей штрафовали деньгами, по рублю за каждый просроченный день, а учеников — по резолюции преосвященного Анастасия от 7 мая 1800 года стоянием во время обеда у порога в количестве просроченных дней. Однако и это не приводило к желаемым результатам. Тогда епархиальное руководство пошло еще дальше в своих предупредительных мерах. Преосвященный Анастасий в 1801 году постановил штрафовать за опаздывания не только виновных учеников и их родителей, но даже и благочинных . Но белорусское духовенство начало скрывать своих детей не только от епархиального руководства но и от благочинных. Тогда, преемник Анастасия - преосвященный Варлаам Шишацкий решился на самую крутую меру: 28 марта 1808 года он приказал взять у всех семинаристов подписку: в том, что они не только не будут уезжать домой на приближавшуюся Пасху, но даже не будут просить об отпуска, а кто осмелится нарушить приказание, те подвергнутся телесному наказанию: старшие сами за себя, за младших - их надзиратели и репетиторы. Таким образом и семинарскому и епархиальному руководству приходилось упорно бороться с духовенством из-за нежелания его дать образование своим детям.

В Отечественную войну 1812 года Могилевский епископ Варлаам Шишацкий не хотел верить общим слухам об опасности и долго не позволял семинарскому руководству прекращать занятий. Но когда опасность сделалась уже очевидной, уроки были прекращены 6 июля 1812 года, при вступлении французских войск в Могилев, учителя вместе с учениками стали спасаться бегством. Семинарское здание было реквизировано в военную , куда были собраны все Могилевские портные и сапожники для изготовления и ремонта обуви и одежды для французских и польских полков. После ухода французских войск, в Могилев прибыл Рязанский архиепископ Феофилакт, имевшего поручение произвести следствие по делу о присяге Наполеону преосвященного Варлаама, а также произвести ревизию семинарии. 10 февраля 1813 года был сделан доклад в консисторию о состоянии семинарии: " учащие все на лицо, а учащиеся — в домах родителей и родственников; семинарская библиотека и денежная сумма сохранились без всякаго повреждения, при чем осталось: штатной суммы 9192. р. 66 к., экстренной — 1190 р. 49 к. и починочной—677 р. 10 к. " Здание требовало ремонта, поэтому обучение планировалось начать 1 марта 1813 года. Но исполнить задуманное не получилось, так как 10 февраля 1813 года по приказу Могилевского губернатора графа Димитрия Александровича Толстого , городская полиция, без уведомления семинарского руководства, заняла большой каменный корпус для размещения в нем швальни русских резервных эскадронов. Кроме швальни в семинарии были размещены целые отряды со всеми своими принадлежностями. В силу этих обстоятельств семинарские воспитанники, по указу Св. Синода от 4 июня 1813 года, были размещены по монастырям и другим училищам. Нормальный учебный процесс в семинарии начался только со второй половины 1813 года.

Программа Могилёвской школы ничем не отличалась от программ других семинарий того времени, так как в ней были те же классы — синтаксиса, инфима, риторики, философии и богословия, хотя и были небольшие отличия от других семинарий, так например, в 1776 году разрешено было открыть в семинарии классы греческого и еврейского языков. Архиепископ Георгий вникал буквально во все вопросы школы. Приглашал преподавателей из Киева , составлял программы, печатал учебники, назначал жалование учителям, распределял курсы обучения, ставил во главе Семинарии опытных руководителей. Преемники Конисского - Афанасий Вольховский и Иларион Кондратковский , как деятели в отношении к семинарии, остаются в тени. Иларион Кондратковский числился Могилевским епископом всего лишь два месяца и даже не приезжал в Могилев. О деятельности по семинарии преосвященного Афанасия Вольховского управлявшего епархией два с половиной года, сведений не сохранилось. Последующий преосвященный Анастасий много, сделал для Могилевской семинарии и по своим трудам о ее благоустройстве может быть вполне сравниваем с ее основателем. Он часто посещал классы во время преподавания уроков, назначал опытных учителей, руководил их занятиями и даже сам составлял им программы, с подробным указанием самого процесса объяснений. Так, например, от него остались руководства, как объяснять семинаристам конструкцию „ablativus absolutus" и как проходить „ класс грамматики ". Свою административную власть над семинарией преосвященный Анастасий развил, более, чем кто нибудь из других Могилевских руководителей. В семинарии были и учителя и ректор, и инспектор, но как обучение, так и воспитание всецело принадлежало преосвященному Анастасию. Деятельность следующего епископа Варлаама Шишацкого , несмотря на его семилетнее управление Могилевской епархией, не была плодотворна для семинарии. Он был формалист и главное внимание всегда обращал не на сущность дела, а на такое или иное исполнение предписаний. Преемник Варлаама преосвященный Даниил Натток-Миxайловский , занявшій Могилевскую кафедру 6 июля 1813 года, не успел до реформы 1814 года проявить своего влияния на семинарскую жизнь.

Административное устройство семинарии

Могилевская духовная семинария с момента создания, вследствие слишком ограниченного количества учащихся, а также вследствие недостатка в „ учительных ", т. е. образованных людях, в ней не было точно установленных должностей, и до 14 сентября 1769 года встречаются то два, то три учителя, которые исполняли педагогические и административные обязанности. На учителей семинарии, кроме их прямых обязанностей, возлагались должности библиотекаря, комиссара, экзаменатора и проповедника. Первые две вошли в учительские обязанности только с 1798 года, да и то не надолго: в 1803 году должность комиссара была уже отделена от учителей и возложена на отдельное лицо. Должность экзаменатора состояла в испытании "ставленников" и совмещалась с учительской до тех пор, пока на священно-служительские места назначались лица, не учившиеся в семинарии. К обязанностям учителей Могилевской семинарии в первые годы 19-го столетия относилось еще и оффициальное поздравление местного преосвященного с днем ангела, с праздниками Рождества Христова и Св. Пасхи.

Жизнь и деятельность учителей подлежала строгому епархиальному надзору не только во время исполнения ими своих обязанностей, но и во время отлучек из Могилева. Уезжавшие учителя брали себе из Правления или Консистории формальный отпускной билет, а при возвращении должны были представить еще свидетельство от местных властей в том, что за время своей отлучки „ вели себя добропорядочно ". Жалование учителей редко доходило до 200 рублей, большею же частью ограничивалось 150, а иногда и 120 рублями. Поэтому они не долго оставались при семинарии и старались куда нибудь уйти. Обычной службой, на которую они охотно меняли свое положение, — было священство в каком нибудь сельском приходе. Но в первые годы существования семинарии, когда учителей еще было мало, их не легко увольняли от преподавательских должностей, хотя преосвященный Георгий Конисский держался такого взгляда, что „ принужденный учитель не много пользы принесет ученикам" . Так продолжалось почти весь первый период семинарской жизни и только с 1808 года, когда учительские оклады увеличены были до 550 рублей, священство перестало быть уже таким заманчивым, как прежде. Учители Могилевской семинарии были и светские, и духовные, при чем для первых семейная жизнь считалась препятствием к исполнению учительских обязанностей.

Ректоры

Первое упоминание о ректорах в делах семинарского архива относится к 1798 году, но так как сам семинарский архив начинается только с этого времени, то трудно сказать — была ли эта должность ранее, или нет. Все ректоры Могилевской семинарии, в силу установившихся обычаев, назначались из лиц монашествующего сословия, — в основном в сане архимандрита, а иногда и в сане иеромонаха. Должность ректора прежде всего была административная: он был начальником семинарии и следил не только за педагогической, но и за нравственно-воспитательной и экономической сторонами семинарской жизни. Однако, на нем лежала еще и прямая педагогическая обязанность: он занимался в старшем классе по богословским предметам, поэтому и назывался профессором богословских наук. Кроме этого ректор семинарии был всегда присутствующим в местной Духовной Консистории, цензором проповедей по Могилевской епархии, благочинным всех монастырей и главенствующим членом семинарского правления.

Префекты

Должность префектов была заимствована преосвященным Георгием Конисским из Киевской академии. Префекты были и светские и духовные, причем некоторые были и из монашествующих. На первых порах существования семинарии префект соединял в своем лице все те административные и педагогические обязанности которые впоследствии ему пришлось разделить с ректором. Он был и начальником и учителем; на нем лежало управление всей школой, наблюдение за ходом семинарского обучения, надзор за поведением не только учеников, но и учителей: он должен был вникать во все стороны семинарской жизни и обо всем докладывать руководителю епархии; в качестве учителя он преподавал в разных классах: и в поэзии и синтаксиме, и в риторике, и богословии; но впоследствии с должностью префекта обыкновенно совмещалась преподавание философіи. С образованием в 1798 году семинарского правления, префект был постоянным его членом и в отсутствие ректора занимал председательствующее место. Власть и значение префекта, столь неограниченные в первое время, не уменьшилась и впоследствии и настолько соответствовали целям семинарского воспитания, что префектство существовало в Могилевской семинарии даже когда была уже особая воспитательная должность, — должность инспектора. Самое назначение совершалось в определенном порядке, сначала какой-нибудь учитель был инспектором, а затем уже назначался на должность префекта. Префекты прекратили свое существование с преобразованием Могилевской семинарии в 1814 году.

  • Виктор (Василий) Садковский (1759—1767, ? — 1774)
  • Иаков Тяжкий (1768 — ?)
  • Иван Скальский (?)
  • Иван Григорович (1781—1783)
  • Михаил Богуславский
  • Самсон Цветковский
  • Андрей Пригоровский (1798—1801)
  • Феофан (Феодор) Пригоровский
  • Никодим (Николай) Боровиковский (4.05.1805 — ?)
  • Иоанн Стратонович (4.01.1808 — 26.09.1812)
  • Герасим Пригоровский (4.06.1813 — 24.12.1813)
  • Константин Китович (1813 — ?)

По указу Св. Синода от 31 октября 1798 года семинария была причислена к Петербургскому округу.

В 1799 году в Могилёвской семинарии была основана профессиональная капелла, пользовавшаяся популярностью на территории Белоруссии .

В 1889 году Могилёвская духовная семинария стала центром празднования 50-летия возвращения униатов Западного края в Православие .

13 октября 1905 года ученики семинарии предъявили ряд требований к Святейшему Синоду и прекратили учебу. Семинария была закрыта. Ученики отпущены по домам. Занятия были возобновлены только с 9 января 1906 года.

Закрыта большевиками в 1918 году .

Литература

  • Снопкова Е. И. Образовательные учреждения Могилевской губернии накануне включения в состав Виленского учебного округа : историко-педагогический обзор (1772—1803) // Веснік Магілёўскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А. А. Куляшова. — 2013. — № 1. — С. 4-15.
  • Емельяненко О. Н. // Философско-педагогические проблемы непрерывного образования. Сборник научных статей. Под ред. М. И. Вишневского, Е. И. Снопковой. 2018. — С. 160—164.
  • Могилевские епархиальные ведомости . 1883 -1917
  • Самусік А.Ф. Праваслаўная адукацыя на тэрыторыі Беларусі ў трэцяй чвэрці XVIІI  ст. // Копытинские чтения – 5: сб. науч. статей междунар. науч.-практ. конф., Могилев 23-24 марта 2022 г. / под общ. ред. В.В. Табунова и др.] Могилев : МГУ им. А.А. Кулешова, 2022. С. 45-47.

Ссылки

  • (недоступная ссылка)
  • на сайте «Русское православие».
Источник —

Same as Могилёвская духовная семинария