Interested Article - Гумбрехт, Ханс Ульрих

Ханс Ульрих Гумбрехт ( нем. Hans Ulrich Gumbrecht ; род. 15 июня 1948 , Вюрцбург ) — немецко-американский философ, теоретик литературы и историк культуры.

После учебного года в Лицее Генриха IV в Париже он окончил гимназию им. Зибольда в Вюрцбурге и Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана , учился также в университетах Саламанки и Павии . В 1971 г. защитил диссертацию в Констанцском университете , после чего на протяжении трёх лет преподавал там же. С 1974 г. профессор Рурского университета в Бохуме , с 1983 г. — Зигенского университета. В 1989 г. обосновался в США, профессор французской, испанской, немецкой, итальянской и португальской литератур Стэнфордского университета . Почётный доктор ряда университетов, в том числе Санкт-Петербургского (2007).

Наиболее важный труд Гумбрехта — книга «В 1926: На острие времени» ( англ. In 1926 : Living on the Edge of Time ; 1998), в которой подвергнут всестороннему исследованию и осмыслению 1926 год в истории и культуре.

Научные труды

Чтение для "настроения"? Об онтологии литературы сегодня

В данной работе Гумбрехт широко описал понятие «Stimmung» (нем. «настроение, настрой»). Автор предполагает, что современная литературоведческая наука базируется на оппозиции деконструктивизма и cultural studies, которые стремятся нейтрализовать друг друга. Базируясь лишь на этих двух позициях, литературоведение как наука зайдёт в тупик. Решением данной проблемы автор предлагает «третий путь», характеризуемый им как «Stimmung». Таким образом, Гумбрехт предлагает идею отказаться от ранее известных теоретических методов анализа и «чаще «читать ради настроя». Автор утверждает, что «настроение» текста является измерением, воздействующим на читателя материальным образом. Если раньше представление об «онтологии» литературы было сфокусировано на отношении значимой реальности текстов с предметным миром и за их пределами, а читатель наблюдал за этим отношением, «то “чтение ради Stimmung” делает нас восприимчивыми к тем способам, которыми тексты в качестве и значимой, и материальной действительности окружают своих читателей вполне буквальным образом — как физически, так и эмоционально. Чтобы обладать таким потенциалом, текстам не надо быть исключительно описательными» от 8 июня 2018 на Wayback Machine .

Производство присутствия

В своей книге «Производство присутствия» (2003) Гумбрехт критикует статус литературоведческого исследования в университетских условиях, утверждая, что гуманитарные науки чрезмерно подчеркивают важность интерпретации. Он обращается к происходящим в современной культуре изменениям, а именно к переходу от культуры значений к культуре присутствия. Гумбрехт выделяет и описывает три основных интеллектуальных и институциональных метода, предназначенных для определения будущей, негерменевтической функции гуманитарных наук. Это эпифания (для эстетики), презентификация (для истории) и дейксис (для педагогики).

Эстетика спорта

Гумбрехт также писал о феномене зрителя спортивных состязаний. Он использовал философию и историю спорта, чтобы дать историческое осмысление того, как именно спорт "потребляется" и за что его ценят. Гумбрехт анализирует распространенное в культуре восхищение спортсменами, причем берет как XXI век, так и более широкий исторический контекст.

Наиболее полное отражение его взгляды нашли в книге "В похвалу атлетической красоте" (2006), но также проблема эстетики спорта затрагивается в таких статьях, как, например, "Торжество формы: о красоте командных видов спорта" , и в интервью, данных Гумбрехтом газетам и академическим изданиям.

Цель Гумбрехта – предоставить новый фокус изучения и понимания эстетического переживания спортивного зрителя; другими словами, того, что делает определенные элементы выступления спортсмена "красивыми". Рассуждая о том, по какому принципу действие спортсмена может быть воспринято как наделённое красотой, Гумбрехт отмечает, что спортсменов часто воспринимают как "полностью растворенных в сфокусированном напряженном усилии". Физическое присутствие спортсмена, демонстрация его силы и одаренности позволяют зрителю – болельщику – воспринять движения спортсмена как полные смысла и почувствовать эмоциональную вовлечённость в процесс.

Среди множества других составляющих опыта зрителя Гумбрехт особенно выделяет два: важность общения и единения фанатов и чувство благодарности, испытываемое зрителями к игрокам. Эта благодарность возникает в те "моменты особой напряжённости", когда спортсмены, кажется, выходят в своем выступлении за рамки человеческих возможностей – в древнегреческой культуре такое, как считалось, было возможно лишь в присутствии богов. Часто эти моменты происходят во время исключительно удачного выступления, но они могут быть связаны и со страданием, болью, чувством потери, которые также переживаются на спортивной арене.

Труды Гумбрехта о спорте тесно связаны с его идеями присутствия и материальности: процесс просмотра принимает обобщенный характер и тем самым даёт зрителям "возможность погрузиться в область присутствия". Гумбрехт обращается к введенному Фридрихом Ницше различению дионисийского и аполлонического начал. Таким образом, дионисийскому зрителю свойственно "наслаждаться общностью и с другими зрителями, и с энергией, излучаемой процессом, который они вместе наблюдают"; аполлоническому же ближе "идея анализа, нежели идея единения". Хотя Гумбрехт не ставит один тип зрителя выше другого, он отмечает современную тенденцию связывать социофобию с сумасшествием толпы, объясняя ее тем, что "кошмар фашизма все ещё преследует Запад".

Гумбрехт признает случаи драк и хулиганства на спортивных мероприятиях, но фокусируется не на них, а на том чувстве единения, которое возникает во время просмотра игр и выступлений – например, когда зрители приветствуют спортсменов, поют или делают "волну". И, хотя Гумбрехт и задаётся вопросом, как современные медиа технологии изменили привычные фанатом способы просмотра спортивных состязаний, в центре его внимания остаётся ощущение присутствия – даже если это ощущение – иллюзия, созданная экраном. Энергия толпы, усиленная эстетическим и эмоциональным откликом, вызванным у зрителей демонстрацией одаренности спортсменов, рождает множество "увлеченностей", к которым Гумбрехт обращается, описывая и выражая восхищение спортом.

Награды

Библиография

Переводы на русский язык

Монографии

  • Гумбрехт Х. У. В 1926 году. На острие времени / пер. с англ. Е. Канищевой. — М. : Новое литературное обозрение, 2005. — 568 с. — (Интеллектуальная история). — ISBN 5-86793-419-5 .
  • Гумбрехт Х. У. Производство присутствия: Чего не может передать значение / пер. с англ. С. Зенкина. — М. : Новое литературное обозрение, 2006. — 184 с. — ISBN 5-86793-459-4 .
  • Гумбрехт Х. У. Похвала красоте спорта / пер. с англ. В. Фещенко. — М. : Новое литературное обозрение, 2009. — 176 с. — (Интеллектуальная история). — ISBN 978-5-86793-685-3 .
  • Гумбрехт Х. У. После 1945. Латентность как источник настоящего / пер. с англ. К. Голубович. — М. : Новое литературное обозрение, 2018. — 328 с. — (Интеллектуальная история). — ISBN 978-5-4448-0783-5 .

Статьи

  • Гумбрехт Х. У. // Новое литературное обозрение : журнал. — 2005. — № 5 . — ISSN .
  • Гумбрехт Х. У. // Новое литературное обозрение : журнал. — 2006. — № 5 . — С. 201-226 . — ISSN .
  • Гумбрехт Х. У. // Новое литературное обозрение : журнал. — 2007. — № 1 . — С. 45-50 . — ISSN .
  • Гумбрехт Х. У. // Новое литературное обозрение : журнал. — 2008. — № 6 . — С. 22-28 . — ISSN .
  • Гумбрехт Х. У. // Новое литературное обозрение : журнал. — 2009. — № 6 . — С. 724-733 . — ISSN .
  • Гумбрехт Х. У. // Новое литературное обозрение : журнал. — 2012. — № 2 . — С. 18-24 . — ISSN .
  • Гумбрехт Х. У. // Новое литературное обозрение : журнал. — 2014. — № 4 . — С. 17-26 . — ISSN .
  • Гумбрехт Х. У. // Новое литературное обозрение : журнал. — 2016. — № 2 . — ISSN .
  • Гумбрехт Х. У. // Новое литературное обозрение : журнал. — 2016. — № 2 . — С. 68-77 . — ISSN .
  • Щитцова Т., Гумбрехт Х. У. // Философско-культурологический журнал Topos : журнал. — 2022. — № 2 . — С. 125-152 . — ISSN .

Примечания

  1. Hans Ulrich Gumbrecht // (фр.) — , 2011.
  2. Hans Ulrich Gumbrecht // (нем.)
  3. Deutsche Nationalbibliothek Record #124621872 // (нем.) — 2012—2016.
  4. Gumbrecht, Hans Ulrich. . — Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1997. — 1 online resource (xv, 505 pages) с. — ISBN 9780674038042 , 0674038045.
  5. Gumbrecht, Hans. . — Palo Alto: Stanford University Press, 2012. — 1 online resource (149 pages) с. — ISBN 9780804783453 , 0804783454.
  6. Гумбрехт, Х. У. Производство присутствия: Чего не может передать значение. — Москва: Новое Литературное Обозрение, 2006. — 179 С. с. — ISBN ISBN 5-86793-459-4 .
  7. Ханс Ульрих Гумбрехт. Производство присутствия: чего не может передать значение. — Москва: Новое Литературное Обозрение, 2006. — ISBN 5-86793-459-4 .
  8. Gumbrecht, Hans Ulrich. (англ.) // (англ.) : journal. — 1999. — 1 January ( vol. 30 , no. 2 ). — P. 351—372 . — ISSN . — doi : .
  9. Gumbrecht, Hans Ulrich. (неопр.) . — Cambridge, MA: Harvard University Press , 2006. — С. . — ISBN 067402172X .
  10. Gumbrecht. (неопр.) . — 2006. — С. —231.
  11. Gumbrecht. (неопр.) . — 2006. — С. .
  12. Gumbrecht. (неопр.) . — 2006. — С. .
  13. Gumbrecht. (неопр.) . — 2006. — С. .
Источник —

Same as Гумбрехт, Ханс Ульрих