Рапсодия на тему Паганини
- 1 year ago
- 0
- 0
«Литовская рапсодия» ( польск. Rapsodia litewska ) ля минор , соч. 11 ― третья из шести симфонических поэм польского композитора Мечислава Карловича . Типичное исполнение пьесы длится 18-20 минут.
«Литовская рапсодия» отличается от других симфонических поэм Карловича тем, что работа над её созданием не была вдохновлена каким-либо литературным произведением или философскими размышлениями . Это ― произведение сугубо личного характера, уходящее корнями в ранние годы жизни композитора, которые он провёл в Беларуси, земли которой находились в составе Российской Империи (его семья владела имением в деревне Вишнево ) . Более того, в отличие от других сочинений Карловича, «Литовская рапсодия» основана на реальном народном материале ― национальных литовских и белорусских мелодиях , большая часть которых была собрана композитором в 1900 году во время отдыха в своём родовом имении . Композитор так охарактеризовал пьесу в письме своему другу Адольфу Хыбиньскому , отправленном 24 ноября 1906 года :
Я попытался передать в ней всеобщую скорбь, уныние и вечное рабство того народа, песни которого я слышал в детстве… Я не могу судить, удалось ли мне ― и если удалось, то насколько ― вложить в форму оркестрового произведения хотя бы частицу того, что витает в воздухе в каждой части этого региона .
По словам Лешека Полоны, биографа Карловича, «Литовская рапсодия» «тесно связана с воспоминаниями композитора о детстве, с семейным очагом и детскими играми» .
Поэма была написана между апрелем и ноябрём 1906 года . Карлович начал работать над ней в Варшаве , позже переехал в Закопане , а закончил пьесу, уже проживая в Лейпциге .
Первое исполнение произведения состоялось в Варшаве 25 или 26 (по разным данным) февраля 1909 года под управлением Гжегожа Фительберга , вскоре после гибели Карловича 8 февраля в Татрах . В конце 1910 или начале 1911 года Варшавское музыкальное общество опубликовало первое издание произведения .
В последующие годы рапсодия неоднократно исполнялась не только в концертных залах Варшавы , Кракова и Львова , но и за пределами Польши: в Ницце , Глазго , Санкт-Петербурге и Лондоне . Пьесой дирижировали Эмиль Млынарский , Мечислав Солтыс , Здзислав Бирнбаум , Генрих Опеньский и Хосе Лассаль .
В 1923 году в Большом театре Познани был поставлен балет на музыку «Литовской рапсодии». В 1983 году некоторые мотивы рапсодии вместе со скрипичным концертом и несколькими песнями Карловича были включены в театральную постановку Адама Ханушкевича в Большом театре Лодзи .
Произведение написано для трёх флейт , двух гобоев , английского рожка , двух кларнетов in B♭, бас-кларнета in B♭, двух фаготов , четырёх валторн in F, двух труб in C, трёх тромбонов , литавр , треугольника , тарелок и струнных .
Рапсодия представляет собой последовательность из пяти разделов, слабо связанных между собой :
В произведении используются мотивы литовских песен «Mylu, mylu, mylu» и «Békit, bareliai» (существует аранжировка этой песни, сделанная Микалоюсом Чюрлёнисом ) .