Interested Article - Народное зодчество Белоруссии

Народное зодчество Белоруссии — понятие, условно объединяющее в себе две формы архитектурного творчества Белоруссии: традиционную и «самодельную» (непрофессиональную) архитектуру. Традиционной архитектурой для Белоруссии является так называемое деревянное зодчество . Деревянное зодчество имеет две основные конструктивные системы: бревенчатую и каркасную. В его основе сруб или амбар с двускатной или четырёхскатной крышей соответственно.

Исследование

Первые этнографические работы, посвященные белорусской народной культуре, появились в конце XVIII - XIX вв благодаря работе А. Мейера , И. Еремича, М. Никифоровского и др. В начале ХХ в. опубликованы более значительные работы — А. Харузина, И. Сербова , К. Машинского , , З. Глогера , З. Дмоховского, Н. Я. Лебедева.

В 1960-х и 1970-х как результат многолетних исследований являются работы советских этнографов Л. А. Молчанова , Э. Р. Соболенко, , В. С. Гуркова, Ю. Иванова, однако с художественной точки зрения народное творчество не рассматривается.

В 1980-е годы в ряде исследований белорусских архитекторов — , , С. А. Сергачёва, — значительное место отводится народной архитектуре .

Поозерье

Для Поозерья присущи хаотичная застройка поселений, но с подчинением определённым закономерностям, а также использование замкнутых и асимметричных приемов в объемно-планировочных решениях усадеб и отдельных построек, что гармонично соединяет архитектуру с природным окружением. Ощущается стремление объединить под одной крышей различные функции. Характерный скромные декоративные приемы .

Архитектура

Конструктивные решения

На территории современной Белоруссии сруб известен со II—III вв., когда он заменил более архаичную столбчатую структуру построек. А в X—XIII вв. лесозаготовительная техника стала преобладающей в Белоруссии. В дальнейшем на основе сруба как планово-пространственной единицы сооружений в результате варьирования параметров самих сооружений и их завершения были изобретены разнообразные виды композиций: удлиненно-осевые, центрические и ярусные. Особенно это характерно для культовой архитектуры.

В Белоруссии по традиции сруб делали открытым, его не обмазывали глиной и не штукатурили. Для утепления пазы между бревен могли закладываться мхом, или замазываться глиной. Уже в ХХ веке широкое распространение получила практика обшивки сруба снаружи.

Обычно первый венец сруба делали из крепкого дерева ( дуба ), которое можно было поставить просто на землю или на специальные блоки (стандарты) или камни по углам.

Детали и украшения

В XVIII веке домовая резьба стала неотъемлемым элементом домов не только шляхты , но и зажиточных мещан .

Крестьяне с глубокой древности применяли простейшие виды резьбы: зарубки на косяках дверей, консолях и т. д.

Декоративные элементы в традиционной архитектуре широко начали применяться примерно с XIX века . Архитектурную резьбу стали использовать, вероятно, только после отмены крепостного права в 1861 году . До этого в домах было пыльно [ уточнить ] , не было даже элементарных оконных и стенных украшений .

Прогресс двигался в направлении от города к сельской местности. Именно в городах раньше появились сначала слюдяные, а затем и стеклянные окна, а также печные трубы .

Самым первым объектом украшения стали опорные столбы и кронштейны, позже стали украшать резьбой щиты, коньки и другие конструктивные элементы .

В Белоруссии деревянный декор наиболее распространен на юге и востоке страны. По мере движения с востока на запад насыщенность его уменьшается, но увеличивается использование таких декоративных средств, как шалёвка , пластическая отделка конструкций, использование разноцветной краски, белил .

Коньки и закрылки

Закрылины и конёк

Конёк появился как завершающий элемент стыка карнизов при строительстве двускатных крыш. Самыми частыми мотивами являлись конские головы, коровьи рога, фигурки птиц (петухов, аистов) или змей, повернутых в разные стороны .

В конце XIX-начале XX веков вместо двойных волков стали появляться украшения, выпиленные из цельной доски. Зооморфные мотивы сменяются растительными и геометрическими орнаментами : стилизованным солнцем, цветам, трезубцем или стрелой — высоким остроконечным шпилем с вырезанными на нем различными округлыми украшениями . Такие коньки широко распространены и по сей день .

Сами закрылины также украшались фигурными вырезами, отверстиями и т. п.

Окна

Окна появились в широком употреблении в 19 веке и за относительно короткое время их убранство значительно изменилось. Их размеры увеличились со сменой пыльных домов на «чистые». Это избавило от необходимости использовать рамы, которые со временем стали собирать отдельно и вставлять в сруб в готовом виде. Широкая верхняя доска — наличник — получила богатейшую отделку: просверленные на разную глубину отверстия, волнообразный контур, накладные рейки и т. п.

Особого расцвета украшение лепниной достигло на востоке Гомельщины .

Щит

Щитами называют многоугольники, которые закрывают скаты крыши с торцов. Простейшие узоры украшения образуются из сочетания вертикальных и горизонтальных листов шали, но их сложность может возрастать от квадратов, ромбов и елочек до изображений солнца и других фигур .

Входная группа

Сначала вход в дом дополнялся только крыльцом , затем в некоторых районах крыльцо было заменено верандами со значительной площадью остекления .

Примечания

  1. . Архитектура и строительство . Дата обращения: 21 августа 2022. 13 августа 2022 года.
  2. . АРХІТЭКТУРА І БУДАЎНІЦТВА (12 ноября 2004). Дата обращения: 23 декабря 2011. 19 октября 2011 года.
  3. Сахута Я. М. Фарбы роднай зямлі: Нарысы пра нар. мастацтва Беларусі. Кн. для вучняў. — Мн. : Нар. асвета, 1985. — 191 с. іл.

Литература

  • Локотко, А. И. Народнае дойлідства. — Мн. : Беларуская навука, 2014. — 200 с.
  • Локотко А. И. Белорусское народное зодчество. Середина XIX—XX в.. — Мн. , 1991.
  • Якімовіч, Ю. А. Драўлянае дойлідства беларускага Палесся. — Мн. , 1978.
  • Беларускае народнае жыллё / рэдактар В. К. Бандарчык. — Мн. : Беларуская навука, 1973. — 125 с. — 2250 экз.
  • Якимович Ю. А. Зодчество Белоруссии XVI — середины XVII в.. — Мн. , 1991.
Источник —

Same as Народное зодчество Белоруссии