Interested Article - Белорусская резь

Белорусская резь ― художественная резьба по дереву , способ обработки дерева методом вырезания орнаментальных или сюжетных композиций. Этим термином в искусствоведении обычно обозначают декоративно-ажурную резьбу белорусских мастеров в храмах и дворцах Московского государства XVII века.

История возникновения

Царское место в Успенском соборе

Художественная резьба по дереву как вид декоративно-прикладного искусства известна в Белоруссии с XII века. Искусствоведение различает контурную резьбу, выемчатую, рельефную и сквозную (ажурную) .

Сквозная резьба обычно не имела фона, представляла собой ажурную композицию. По узору в плоскостях различают плоско-ажурную или объёмно-ажурную резьбу .

Последняя имела карниз , профилированные рамки, покрывавшиеся поперечными желобками, ― это придавало поверхности изделия волнообразный вид. Затем поверхность покрывалась левкасом (меловым грунтом) и сусальным золотом . Когда солнечные лучи сквозь окна храма падали на поверхность, казалось, что плещется огонь. Возможно, поэтому резьбу стали иногда называть флемской (от немецкого die Flamme ― пламя). Прорезные колонки украшались виноградной лозой и листьями, цветами, плодами ― декоративными мотивами западноевропейского барокко . И. Л. Бусева-Давыдова считает, что «флемский» произошло от «der Flame» (фламандец) или «flämisch» (фламандский), и указывает на происхождение этого стиля: похожая резьба практиковалась в католических монастырях Фландрии , откуда членами ордена перенесена в Польшу и Великое княжество Литовское .

Но белорусская резьба значительно отличается от западной флемской ― плоскостной и служащей лишь фоном или обрамлением для скульптуры. В русской православной церкви, в отличие от католической, круглая скульптура не дозволялась, деревянные скульптуры были пристенными, без кругового обхода. Белорусская резьба принесла в интерьер церкви объём, став, по сути малой скульптурой растительных форм. Ордерные элементы ― балясины , колонки, фиалы , вазоны ― украшались европейским орнаментом позднего ренессанса и раннего барокко: виноградные гроздья, цветы, райские плоды, декоративные рамки- картуши .

Историк И. Е. Забелин писал: «…флемская с высоким рельефом резьба более похожа на скульптуру из дерева… Хитрые переплетения веток и орнаментных мотивов с цветами, плодами, виноградом и его листьями» .

Примером такой «навылетной белорусской рези» может служить 4-ярусный иконостас церкви Никольского монастыря в Могилёве , иконостас Георгиевской церкви в Давид-Городке , иконостас Троицкой церкви витебского Троицкого Маркова монастыря , алтарные царские врата витебской Юрьевской церкви , алтарные врата в гродненском костёле иезуитов, алтарь костёла францисканцев в Пинске, резные киоты в Ветке и др .

Белорусская резь в Московском государстве

Иконостас Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве

К XVII веку убранство русских царских и боярских теремов становится богаче. Делается разнообразнее интерьер церквей: алтарные врата украшаются резьбой, иконы разделяются резными или расписными столбиками. Однако, как отмечал М. В. Красовский , « хотя у таких иконостасов каждая их икона является обрамленной со всех сторон, но боковые части обрамлений настолько ещё не рельефны, что теряются в общей массе иконостаса, и доминирующее значение остается за тяблами» .

Патриарх Никон , приветствуя распространение резной пластики, стал выписывать из-за границы «книги мастерские к резному делу в лицах», приглашать в Москву западных мастеров . Под началом Петра Заборовского, группа белорусов изготовила изразцовые иконостасы для Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря на Истре , украсили его собор полихромными изразцами .

Выписывались западные мастера и для отделки московского Кремля: «В прошлых во 164 и во 166 годех по указу великого государя взяты в Оружейную палату из Вильны, из Полоцка, из Смоленска розных дел мастеровые люди с женами и детьми на вечное житье, а на Москве поставлены они во дворех Бронной слободы тяглецов» .

Старец Ипполит из Белоруссии вместе с учениками Ефимом Антипьевым, Ларионом Юрьевым и Данилой Григорьевым украсили царскую карету «резными угловыми столбиками и государевыми гербами» .

Украшались резьбой царские сундуки, укладки, ризницы , «чудотворные раки». Среди игрушек царевича Фёдора Алексеевича немало игрушек, вырезанных кремлёвскими мастерами .

В «Архиве Оружейной палаты» сохранилась биография Клима Михайлова, явно записанная с его слов: «Он, Климка Михайлов, родом иноземец Шклова города, делает резное дело под золото да столярное дело. А в первую службу взял его добровольно в Шклове боярин князь Григорий Семенович Куракин, и жил он у него в Москве без крепости с год, и женил он его у себя на дворовой своей девке Анютке, и женясь пожил он у него с год, и отдал его бывшему патриарху Никону на время, тому ныне одиннадцать лет. И с тех мест жил он в Воскресенском монастыре восемь лет». Поступив на службу в Палату резных и столярных дел московского Кремля, Клим Михайлов стал помощником главы мастеров монаха старца Арсения из оршанского Богоявленского Кутеинского монастыря, а после его кончины в 1681 году, главным резчиком .

В Палате числилось более 20 резчиков-белорусов. Вместе с Арсением и белорусом Степаном Зиновьевым Михайлов в 1668 году работал по царскому заказу над созданием «Иорданской сени» ― нечто вроде шара, где во время богослужения находился царь. Колонки и шатёр были украшены цветной росписью и позолоченной белорусской резьбой. Двумя годами позже Климом Михайловым сделана рака для мощей св. Саввы Вишерского . В 1667―1668 гг. участвует в оформлении белорусской резью Коломенского дворца царя Алексея Михайловича .

Огромный дворец украсили раскрашенной объёмной резьбой: ею украшались все крыльца, крыши, галереи, двери, наличники окон. Резьба наличников, например, представляла собой трёхгранно-выемчатые прорезки порезки, жгутики в 1-3 ряда, зубчики, желобки, дыньки, бочки .

Об этой работе белорусских мастеров написал Вс. Н. Иванов в романе «Чёрные люди» .

Симеон Полоцкий , побывав на открытии дворца, написал стихи, дающие некоторое представление о работе резчиков

Красоту его мощно равняти
Соломоновой прекрасной палате.
Аще же древо зде не есть кедрово,
но стоит за кедр, истинно то слово.
А злато везде пресветло блистает…
Дом Соломонов тым славен без меры,
яко ваянны име в себе зверы.
И зде суть мнози, к тому и рыкают,
яко живые львы, глас испущают;
Очеса движут, зияют устами,
видится, хощут ходити ногами;
Страх приступити, тако устроенны,
аки живые львы суть посажденны.

Белорусская резь используется в отделке хором царевен Софьи Алексеевны и Екатерины Алексеевны , в создании иконостасов и интерьеров Покровского собора в Измайлово, Валдайского Иверского монастыря , церкви Григория Неокесарийского на Полянке, суздальской Успенской церкви , рязанского Успенского собора , Успенского собора в Дмитрове , Крутицкого теремка , Троицкой церкви в Останкино .

В 1683―1685 гг. белорусская резь ― главный элемент пятиярусного иконостаса Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве .

Белорусской резью (плодами райского сада ― виноградными гроздьями, цветами, плодами смоковницы) оформлен семиярусный, высотой в 43 метра, иконостас псковского Троицкого собора . Конструкция иконостаса проста: рама с прямоугольной сеткой вертикалей (консолей и колонн) и горизонталей (карнизов). Центральные иконы являются осью симметрии, поддерживающей устремление кверху. Резьба, идущая по простой конструкции иконостаса, придаёт ему пространственность, игрой светотени создаёт видимость движения .

Иконостас Псковского Троицкого собора

Белорусская резь видна в иконостасе московской Покровской церкви в Медведково .

Инструменты для белорусской рези

До XVII века резчики Белоруссии пользовались ножом и топором. Для плоской и рельефной (глухой) резьбы они подходили. Для новой ажурной пропильной резьбы понадобились новые, более сложные инструменты. Так в рабочем арсенале резчиков появились продольная пила, тесла, долоты и стамески, рубанки. В «Архивах Оружейной палаты» имеется документ 1667 года ― «Роспись столяренной монастырской снасти мастера Климка Михайлова с товарыщи». Это ― «6 стругов больших, 6 шархеблей (рубанки), 25 стружков малых, 25 дорожников малых, 6 пил больших и средних и малых, 17 круглых долот больших и малых, 15 косых долот, 5 долот прямых, 8 кривых долот, 5 клепиков, кружало, 4 молота, 9 долот токаренных, буравчик, 2 шила, семеры тиски деревянных, 5 досок на чём делают столяренное дело» .

Примечания

  1. Леонова А. К. Резьба по дереву // Белорусская ССР. Краткая энциклопедия. — Мн. : БелЭн, 1981. — Т. 4 . — С. 712 .
  2. Сахута Я. М. Разьба па дрэве // Этнаграфія Беларусі. — Мн. : БелЭн, 1989. — С. 424 .
  3. Szanter Z. Rola wzorów zachodnich w ukształtowaniu ikonostasu w XVII wieku na południowo- wschodnim obszarze Rzeczypospolitej // Teka konserwatorska. Polska południowo-wschodnia. — Rzeszów, 1985. — Т. 2 . — С. 93—135 .
  4. Janocha M. Ukraińskie i białoruskie ikony świąteczne w dawnej Rzeczypospolitej. Problem kanonu. — Warszawa, 2001. — ISBN 83-88073-01-0 .
  5. Бусева-Давыдова И. Л. // Архитектурное наследство. — М. : Стройиздат, 1995. — № 38 . — С. 38—49 . 16 марта 2015 года.
  6. И. Е. Забелин . . — М. : Т-во тип. А. М. Мамонтова, 1895. 6 марта 2016 года.
  7. Духан И. Н. О программе и составе иконостасов Белоруссии XVII—XVIII веков // Советское славяноведение. — Мн. , 1988. — № 2 . — С. 70—84 .
  8. Русецкий А. В., Русецкий Ю. А. Художественная культура Витебска с древности до 1917 года. — Мн. : БелЭн, 2001. — 288 с.
  9. . (недоступная ссылка)
  10. Красовский М. В. . — М. : Типография Г. Лисснера и Д. Собко, 1911. — 432 с. 20 апреля 2015 года.
  11. Устюгов Н. В. , Чаев Н. С. Русская церковь в XVII в. // Русское государство в XVII в. Новые явления в социально-экономической, политической и культурной жизни. Сб. статей. — М. , 1961. — С. 306 .
  12. . РусАрх. 28 августа 2014 года.
  13. , с. 74.
  14. . Архивировано из 11 июня 2015 года.
  15. , с. 82.
  16. Арсений // Белорусская ССР. Краткая энциклопедия. — Мн. : БелЭн, 1982. — Т. 5 . — С. 30 .
  17. Беларускi разьбяр Клім Міхайлаў — жалаваны майстар Аружэйнай палаты // Помнікi мастацкай культуры Беларусi. Новыя даследованнi. Зборнік артыкулаў. — Мн. , 1989. — С. 79—83 .
  18. , с. 80.
  19. Абецедарский Л. С. . — Мн. : Изд-во БГУ, 1957. — 61 с. 17 июля 2016 года.
  20. Гра М. А. Коломенское. — М. : Московский рабочий, 1963. — 88 с.
  21. Иванов Вс. . — Л. : Лениздат, 1988. 11 ноября 2013 года. . Дата обращения: 28 апреля 2015. Архивировано 11 ноября 2013 года.
  22. Бессонаў С. В. Беларускія мастацкія майстры ў Маскве XVII стагоддзя // Весці Акадэміі навук беларуская ССР. Аддзяленне грамадскіх навук. Серыя гістарычная. — Мн. , 1947. — № 1 .
  23. Чиняков А. Г. Архитектурные памятники Измайлова // Архитектурное наследство. — М. : Академия архитектуры, 1952. — Т. 2 .
  24. Лявонава А. К. Беларускія разьбары на Русi ў другой палавіне XVII—пачатку XVIII ст. // Помнікi мастацкай культуры Беларусi. Новыя даследованнi. Зборнік артыкулаў. — Мн. , 1989. — С. 45—50 .
  25. Сахарова О. М. Иконостас Успенского собора Рязанского Кремля // VIII Филевские чтения. Тезисы конференции. 16—19 декабря 2003 г.. — М. , 2003. — С. 63—65 .
  26. . 4 марта 2016 года.
  27. Постернак К. В. . — М. , 2014. — 203 с. (недоступная ссылка)
  28. Ретковская Л. С. Смоленский собор Новодевичьего монастыря // Памятники культуры: Труды Государственного Исторического музея. — М. : Госкульпросвет, 1954. — Т. 14 .
  29. Цюрик Л. В. Словарь художников и мастеров, работавших в Новодевичьем монастыре в XVI-XVII вв.. — М. , 1968. — С. 125 .
  30. Шведова М. М. Иконостасы эпохи барокко в Новодевичьем монастыре // Исторический музей — энциклопедия отечественной истории и культуры. Забелинские научные чтения. 1993 г. Труды Государственного Исторического музея. — М. , 1995. — Т. 87 . — С. 256—271 .
  31. Чистякова М. В. . — М. , 1999. 4 марта 2016 года.
  32. . Архивировано из 29 июня 2017 года.
  33. Гуляницкий Н. Ф. Церковь Покрова в Медведкове и русское зодчество XVI — XVII вв. // Архитектурное наследство. — М. : Академия архитектуры, 1980. — № 28 . — С. 61—62 .
  34. , с. 89.

Литература

  • Соболев Н. Н. . — М. : Academia, 1934. — 480 с. от 5 марта 2016 на Wayback Machine
  • Снегирёв И. М . . Царские двери в древних русских церквах // Памятники древнего художества в России. Тетрадь 3. М., 1851. С. 42—48.
  • Резьба и скульптура XVII в. // История русского искусства. ― М., 1959. Т.4.
  • Абецедарский Л. С. Белоруссия и Россия: Очерки русско-белорусских связей второй половины XVI—XVII вв. ― Минск, Вышэйшая школа, 1978. С. 256
  • Ярошевич А. А. Два белорусских иконостаса эпохи барокко // Х Филевские чтения. Тезисы конференции. 14—16 декабря 2010 года. М., 2010. С. 98—100.
  • Ярошевич А. А. Проблемы атрибуции иконостаса Успенского собора Жировицкого монастыря // XI Филевские чтения. Тезисы конференции. 24—26 декабря 2012 года. М., 2012. С. 113—115.
  • Высоцкая Н. Ф. Скульптура и резьба Беларуси XII—XVIII вв.: Каталог // Национальный художественный музей Республики Беларусь, 1998.
  • Белорусы Москвы. XVII век. Книга-альбом. Составители О. Д. Баженова, Т. В. Белова.― Мн., БелЭн, 2013. С. 472 ISBN 978-985-11-0689-5 .
  • Грудзіна А. Клім Міхайлаў // Памяць: Гіст.-дакум. хроніка Шклоўскага раёна. — Мн., Універсітэцкае, 1998.
  • Ільюшэнка М. Шклаўчане ў Маскве // Памяць: Гіст.-дакум. хроніка Шклоўскага раёна. — Мн., Універсітэцкае, 1998.
Источник —

Same as Белорусская резь