Interested Article - Катаганы
- 2021-08-06
- 2
Катаганы — средневековое монгольское племя, родственное роду Чингис-хана , в период монгольского завоевания и ассимиляции с тюркскими племенами сыграло свою роль в этногенезе современных казахов , киргизов , каракалпаков , узбеков , бурят и др.
Происхождение
Монгольское племя катаган ( хатагины ), ведёт своё начало от Буха-Хатаги, старшего сына праматери монголов Алан-гоа . Племя катаган пришло в Мавераннахр вместе с сыном Чингисхана Чагатаем и сыграло огромную роль в политической истории и этногенезе многих современных тюркских народов .
Данные о катаганах встречаются у Рашид ад Дина в одном из его историко-этнографических трудов « Джами ат-таварих », который был написан в XIV в. В этом труде племя упоминается под именем катакин в составе племён нирун-монголов .
Катаганы в составе узбеков
В источниках имеются сведения, что в середине XVI в., катаганы были в числе известных узбекских племен. Катаганы упоминаются в списках 92 узбекских племен.
Известным выходцем из узбекского племени катаганов был историк XVI века Мухаммед Яр ибн Араб Катаган , написавший на персидском языке произведение «Мусаххир ал-билад» («Покорение стран»). В произведении повествуется история Шейбанидов .
Узбеки-катаганы, поселившиеся в Бухаре, образовали квартал Катаган в городе
По историческим данным, в 40-х гг. XVII в. катаганы были одним из сильных и неустойчивых племен, проживавших в Балхе и, частично, в Кундузе . Во времена Аштарханидов район Балха был выдан катаганам в качестве улуса. В это же время катаганы формируются как сильное политическое объединение. В начале XVII в., в период правления Махмудбия из рода катаган, Балх и Бадахшан стал называться краем катаганов.
Катаганы в составе казахов
Согласно Тынышпаеву , катаганы составляли основную силу казахского хана, правителя Ташкента , Турсун-хана , который в 1628 году в междоусобной борьбе был разгромлен другим казахским ханом Есимом . После этого некогда многочисленное и могущественное племя катаган разделилось на несколько частей: оставшаяся часть под именем шаншыкылы влилась в состав казахов Старшего жуза , другие части катаганов вошли в состав узбеков , каракалпаков и киргизов .
По сведению Абу-л-Гази-бахадур-хан в «Шаджара-йи турк ва могул» казахи-катаганы были истреблены в 1628 году вместе с убийством Турсун-Мухаммада-хана . Столь легкое уничтожение племени объясняется тем что большая часть этого племени ушла в Кашгарию в конце 16 века, во времена правления в Яркенде Абд ал-Карим-хана , в результате чего оно стало малочисленным и уязвимым. Мигрировавших в Кашгарию катаганов возглавлял Султан Гази-султан, ему ханом Яркенда было пожаловано в союргал управление местностью Каргалык (между Яркендом и Хотаном) , в дальнейшем его потомки занимали важные государственные посты, а катаганы ассимилировались среди местных уйгуров .
Из работы Мухамеджана Тынышпаева «Киргиз-казахи в XVII и XVIII веках» (дополнение к «Материалам к истории киргиз-казакского народа»):
В 1627 году историк Абулгазы Богадурхан бежал из Хивы от брата своего Асфендиара и был принят Есымом, проживавшем в гор. Туркестане. Через три месяца после этого туда прибыл другой казахский хан (удельный) Турсун, владевший Ташкентом. Почетного беженца Есым передал Турсуну, с которым Абулгазы и переехал в Ташкент. Далее Абулгазы сообщает, что через два года Есым напал на Турсуна, «убил его и перебил катаганов »
—
Предания, сохранившиеся среди рода чаншклы Ташкентского уезда, говорят, что некогда их ханом был Турсун, которого убил Есым. После этого большая часть катаганов бежала в Бухару, а оставшиеся стали называться по отделению катаган «чаншклы» .
—
Чокан Валиханов , говоря о Старшем Жузе казахов, отмечает:
катаганы — самый древний народ, проживающий на юге Средней Азии и Казахстана. В начале XVII в. они составляли основную опорную силу правителя Ташкента — Турсун-хана, а в середине XVII в. одна их часть вошла в состав узбекского народа, а другая — в состав казахского племени чанишкли .
—
См. также
Примечания
- Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Том 1. Книга 2. Пер. Л. А. Хетагурова. М.-Л., АН СССР. 1952, с.14
- Очир А. О происхождении этнических названий монголов боржигин, хатагин , элджигин и цорос // Монголо-бурятские этнонимы. УУ, 1996. С. 3-4
- Рашид ад-Дин . Сборник летописей. Т. 1. Кн. 1. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952. 221 с.
- Хафиз-и Таныш Бухари. Шараф-наме-йи шахи (Книга шахской славы). пер. М. А. Салахетдиновой Москва: Наука, 1983,с.142.
- Материалы по истории киргизов и Киргизии. Пер. В. А. Ромодина М. 1973
- Сухарева О.А., Квартальная община позднефеодального города Бухары. М.,1976, с.236
- ↑ (недоступная ссылка) (недоступная ссылка)
- Махмуд бен Вали от 10 мая 2012 на Wayback Machine
- ШАХ-МАХМУД ИБН МИРЗА ФАЗИЛ ЧУРАС от 10 мая 2012 на Wayback Machine
- Валиханов Ч. Предания и легенды Большой киргиз-кайсацской Орды: Собр. соч. в 5-ти т. — Алма-Ата, 1961. — Т. 1. — С. 667.
- . Дата обращения: 24 декабря 2011. 17 января 2012 года.
Литература
- Рашидиддин. Сборник летописей. М.; Л., 1952. Т. 1—2. Кн. 1—2.
- Абу-л Гази Бахадурхан. Шажарайи турк. Ташкент, 1992.
- Валиханов Ч. Предания и легенды Большой киргиз-кайсацской Орды: Собр. соч. в 5-ти т. Алма-Ата, 1961. Т. 1.
- Аристов Н. А. Опыт выяснения этнического состава киргиз-казаков большой Орды // Живая старина. Вып. 3, 4. 1894. С. 405.
- Гази Алим. Катаганы из узбекских племен и их язык // Илмий фикр. 1930. № 1.
- Тынышпаев М. Материалы к истории киргиз-казакского народа. Ташкент, 1925
- 2021-08-06
- 2