Fiji Airways
- 1 year ago
- 0
- 0
«Чайта́нья-чарита́мрита» ( IAST : Caitanya-caritāmṛta ) — агиография основоположника традиции гаудия-вайшнавизма Чайтаньи Махапрабху , подробно описывающая его жизнь и учение. Написана Кришнадасом Кавираджей в начале XVII века на бенгали , но также включает в себя много текстов на санскрите . Содержит истории из жизни Чайтаньи Махапрабху и философские беседы, в которых обстоятельно описывается бхакти-йога и уделяется особое внимание санкиртане — публичному воспеванию имён Кришны в виде Харе Кришна мантры .
По широте охватываемого материала и по художественным достоинствам биография не имеет себе равных в средневековой бенгальской литературе. Основную задачу биографии автор видел в изложении и пропаганде идей бенгальского вайшнавизма и бхакти . С этой целью он широко привлекает религиозно-философскую литературу (число цитируемых источников превышает 60).
Является одним из основных священных писаний кришнаитов, которые ставят его в один ряд с такими классическими индуистскими текстами, как « Бхагавата-пурана » и « Бхагавад-гита »: во всех трёх произведениях описана природа проявлений Абсолюта . Бхактисиддханта Сарасвати говорил о «Чайтанье-чаритамрите» следующее:
Если бы все книги на свете вдруг исчезли и на земле остались бы только « Шримад-Бхагаватам » и «Чайтанья-чаритамрита», люди всё равно смогли бы достичь своего высшего предназначения. И даже если бы исчезла «Шримад-Бхагаватам Пурана», но осталась «Чайтанья-чаритамрита», в этом тоже не было бы большой потери для человечества, потому что в последней явлено то, что скрыто в первой. Высшая Абсолютная Истина — Шри Чайтанья Махапрабху, образ Которого есть божественное единение Радхи и Кришны. «Чайтанья-чаритамрита» есть Его звуковое воплощение. Можно ли после этого усомниться в духовном величии этого трансцендентного произведения?
«Чайтанья-чаритамрита» разделена на три части:
Каждая часть описывает определённый период жизни Чайтаньи Махапрабху:
«Ади-лила» даёт богословское объяснение личности Чайтаньи как аватары Кришны в умонастроении Радхарани (объединённая аватара Радхи и Кришны в одном лице), описывает его ближайших спутников в детстве и их происхождение и заканчивается кратким описанием раннего периода жизни Чайтаньи до принятия им санньясы (отречённого образа жизни).
«Мадхья-лила» подробно описывает деяния Чайтаньи Махапрабху после принятия им санньясы . В течение шести лет, описанных в «Мадхья-лиле», Чайтанья передает учение, с которым пришёл, главным из своих последователей — Рупе Госвами и Санатане Госвами . Там также содержится жизнеописание Мадхавендра Пури , философский диспут с учёным-последователем адвайта-веданты Сарвабхаумой Бхаттачарьей (в котором Чайтанья объявляет о превосходстве бхакти над безличностной адвайтой ), описание паломничества Чайтаньи в Южную Индию , описания повседневной деятельности Чайтаньи и его последователей и их участие в ежегодном празднике колесниц Ратха-ятра в Пури ( Орисса ).
В «Антья-лиле» содержится описание религиозных пьес написанных Рупой Госвами , деятельность различных последователей Чайтаньи и их взаимоотношения, в частности описываются взаимоотношения Чайтаньи с Рагхунатхой Дасой Госвами и Джагаданандой Пандитом . Там же подробно описываются последние годы жизни Чайтаньи в Джаганнатха-Пури , где он постоянно испытывал всёвозрастающее экстатическое чувство разлуки с Кришной ( ). В конце «Антья-лилы» содержится описание Шикшаштаки — восьми основных наставлений Чайтаньи, написанных им самим.
Автор «Чайтанья-чаритамриты» — Кришнадаса Кавираджа , никогда лично не встречал Чайтанью. Описанные в ней события основаны на воспоминаниях духовного учителя Кришнадасы Кавираджа — Рагхунатхи Дасы Госвами (1494—1586), который был одним из наиболее приближённых учеников Чайтаньи.
В составлении «Чайтаньи-чаритамриты» Кришнадаса Кавираджа также использовал дневники Мурари Гупты и Сварупы Дамодары , которые были близкими спутниками и личными секретарями Чайтаньи.
Кришнадаса Кавираджа взялся за написание «Чайтанья-чаритамриты» в очень преклонном возрасте по просьбе вайшнавов Вриндавана , которые попросили его составить жизнеописание Чайтаньи Махапрабху. Хотя уже существовала обстоятельная биография Чайтаньи написанная Вриндаваной Дасой Тхакуром под названием « Чайтанья-бхагавата », последние годы жизни Чайтаньи не были подробно описаны в ней.
«Чайтанья-чаритамрита» широко копировалась и распространялась среди вайшнавских обществ Бенгалии и Ориссы XVII века . Это было результатом проповеди трёх вайшнавских проповедников по имени Нароттама Даса , Шьямананда и Шриниваса которые были обучены Дживой Госвами и самим Кришнадасом Кавираджей. В XVIII веке, однако, копии «Чайтанья-чаритамриты» уже было сложно найти. Бхактивинода Тхакура упоминает в автобиографии, что у него ушло несколько лет на поиск «Чайтанья-чаритамриты». Впоследствии, Бхактивинода Тхакур издал её вместе со своим комментарием «Амрита-праваха». После его смерти, его сын Бимала Прасада (позднее получивший известность как Бхактисиддханта Сарасвати ) в свою очередь написал комментарий «Анубхашья» и повторно издал «Чайтанья-чаритамриту» большим тиражом.
В 1974 году ученик Бхактисиддханты Сарасвати, Бхактиведанта Свами Прабхупада , перевёл и опубликовал «Чайтанья-чаритамриту» в 17 томах со своими комментариями, основанными на комментариях «Анубхашья» Бхактисиддханты Сарасвати и комментариях «Амрита-праваха» Бхактивиноды Тхакура . Это издание было переведено на многие языки и широко распространено по всему миру. Оно является самым известным изданием «Чайтанья-чаритамриты» на сегодняшний день.
{{
citation
}}
:
Неизвестный параметр
|publication-year=
игнорируется (
справка
)