Де Купис, Джованни Доменико
- 1 year ago
- 0
- 0
Доме́нико Жиля́рди ( Domenico Gilardi , на русский лад Деме́нтий Ива́нович Жилярди ; 1785—1845) — швейцарский архитектор, работавший в Москве . Сын архитектора И. Д. Жилярди , двоюродный брат Алессандро Жилярди . Лично и в соавторстве с А. Г. Григорьевым восстановил разрушенные пожаром 1812 года общественные здания Москвы: Университет , Слободской дворец , Екатерининский институт и др. Автор городских усадеб, здания Опекунского Совета и загородной усадьбы Кузьминки .
Швейцарский кантон Тичино издавна поставлял мастеров-строителей ( тессинцев ) в европейские столицы. Семья Жилярди обосновалась в Москве во 2-й половине XVIII века ; отец, Джованни Жилярди работал в Москве штатным архитектором Воспитательного дома . Доменико, родившись в Швейцарии, появился в России в возрасте одиннадцати лет. Начал учиться азам ремесла у художника Феррари ; в 1799—1803 годах обучался живописи в Санкт-Петербурге — у Карло Скотти . После смерти Павла I вдовствующая императрица Мария Федоровна предоставила Доменико стипендию и, в конечном итоге, финансируемую государством учебную поездку в Италию, благодаря чему в 1803—1810 годах он продолжил образование в Европе: учился в Академии живописи Брера , изучал искусство и архитектуру. По возвращении в Россию работал в «семейной фирме» в Воспитательном доме.
Пожар 1812 года , разоривший тысячи семейств, оказался золотой жилой для архитекторов. В 1813 году Доменико Жилярди поступил в Экспедицию кремлёвского строения , работал над восстановлением Колокольни Ивана Великого и других зданий Кремля . В 1817 году, когда состарившийся отец вернулся в Швейцарию, Доменико унаследовал его должность архитектора Воспитательного дома. В этом же году он начал свою наиболее известную работу — восстановление здания Московского Университета на Моховой (1817—1819, совместно с Д. Г. Григорьевым ), сгоревшего в 1812 году. В следующем году Жилярди получил подряды на восстановление Екатерининского института и Вдовьего дома на Кудринской площади , сосредоточив в своих руках четыре крупных проекта. В 1826—1832 годах Жилярди восстановил Слободской дворец на Лефортовской площади .
Крупнейшая работа Жилярди в новом строительстве — здание Опекунского совета на участке, прилегающем к Воспитательному дому (1823—1826). Это единственная его постройка «в чистом поле», не связанная необходимостью использовать старые фундаменты. Среди привнесенных тичинским архитектором конструктивных приемов в московскую строительную школу следует отметить использование кирпичных пологих парусных сводов. Эти перекрытия, часто украшенные росписями, хорошо сохранились во многих постройках Жилярди.
Жилярди также строил в Москве :
Реконструкции:
Все эти работы (возможно, исключая усадьбу Гагариных) построены совместно Жилярди и Григорьевым, разделить вклады каждого из мастеров невозможно. Собственный стиль Жилярди (и отчасти Григорьева) опирается на западноевропейский ампир , творчество Луиджи Каньолы и Джованни Антолини , строителей — с их работами Жилярди познакомился во время поездок по странам Западной Европы в 1800-е годы. Ампир Жилярди — итальянский, а не французский, как у петербургских архитекторов.
В 1832 году Жилярди уехал домой, в Швейцарию. На родине его единственной постройкой стала придорожная капелла близ Монтаньолы. В Москве продолжили работу ученики Жилярди: Алессандро Жилярди , Е. Д. Тюрин , М. Д. Быковский .