Interested Article - Новицкий, Людвиг

Людвиг Новицкий , он же Викентий Казимирович Новицкий ( польск. Ludwik Nowicki ; около 1830, Вильно 7 (19) января 1886 , близ Арска ) — польско-российский пианист, композитор и музыкальный педагог.

Музыкант в третьем поколении: отец, Казимир Новицкий, был контрабасистом (по другим сведениям, кларнетистом) в оркестре оперного театра, дед Игнаций также был музыкантом . Первоначальное музыкальное образование получил дома, затем, вероятно, учился в Варшаве (по некоторым предположениям, мог быть учеником Станислава Монюшко ).

В 1849 г. опубликовал в Санкт-Петербурге учебник «Полная теоретико-практическая школа, или Руководство к достижению правильной и основательной игры фортепиано», за который получил от императрицы Александры Фёдоровны золотые часы. По мнению современного специалиста, это «продуманный и систематизированный труд, текст которого достаточно хорошо отредактирован, изложен грамотно и доступно» . В 1850-е гг. выступал как аккомпаниатор с Аполлинарем Контским , гастролировал с ним в Минске , Витебске , Смоленске , Киеве . Спорадически выступал в Вильнюсе как дирижёр — в частности, в 1862 г. дирижировал масштабным исполнением оратории Йозефа Гайдна «Семь слов Спасителя на кресте».

В композиторском наследии Новицкого важное место занимают полонезы , по большей части программные , посвящённые деятелям польской истории: Яну Замойскому и Каспару Карлинскому (возможно, что оба использовались при виленских постановках драмы Владислава Сырокомли «Каспар Карлинский»), а также полонез «Концерт Янкеля» (к соответствующему эпизоду из поэмы Адама Мицкевича « Пан Тадеуш »). Написал ряд других фортепианных пьес, в том числе на сакральные темы. В 1860 г. сочинил одноактную оперу «Ночь на кладбище» ( польск. Noc na cmentarzu ), либретто Вацлава Пшибыльского по Ю. И. Крашевскому . В 1861 г. опубликовал сборник романсов ( польск. Piosennik Ludwika Nowickiego ) на стихи Сырокомли, Антония Одынца , Генрика Яблоньского и др.

После Польского восстания 1863 года вместе с сестрой Александрой был выслан в Уфу . Давал частные уроки; его ученицей была Вера Тиманова , для таланта которой Новицкий сделал очень много . Вместе с Тимановой в 1867 г. выступил в Казани (исполнялись на двух фортепиано произведения Ф. Шопена и Ф. Мендельсона ) . В 1870 г. обосновался в Казани и открыл музыкальную школу, действовавшую до 1881 г.; учениками Новицкого были заметные в дальнейшем казанские музыканты и педагоги — В. И. Шидловский, И. Ф. Петропавловский, Э. Ф. Кондратович .

Примечания

  1. Adam Honory Kirkor . от 2 апреля 2015 на Wayback Machine — Nakład Maurycego Orgelbranda, 1859. — S. 259—260. (польск.)
  2. от 4 марта 2016 на Wayback Machine // «Музыкальное краеведение», 2010, № 2 (7).
  3. Карпова Е. К. Людвиг Новицкий — первый учитель В. В. Тимановой // Музыкальные традиции Уфы и европейское искусство XIX-XX вв. Материалы Республиканской научно-практической конференции. — Уфа, 2001. — С. 14.
  4. Осипова Л. А. История фортепианно-дуэтного исполнительства в России: конец XVIII — начало XX века: Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. — М.: Российская Академия музыки им. Гнесиных, 2014. — С. 155.
  5. Кантор Г., Карпова Е. Музыкальное образование в Казани в XIX веке // Из истории музыкальной культуры и образования в Казани / Сб. науч. тр. — Казань: Казанская государственная консерватория, 1993. — С. 12-13.

Литература

  • // Menotyra. 2012. T. 19. Nr. 3, p. 184—199. (лит.)
Источник —

Same as Новицкий, Людвиг