Interested Article - Ашик-паша
- 2020-09-16
- 1
Ашик-паша, Али б. аль-Мухлис б. Шейх Ильяс ( тур. Âşık Paşa, Alī b. al-Muhlis b. Şeyh Ilyās ; 1272 — 3 ноября 1332 ) — средневековый османский поэт-мистик, один из первых поэтов, писавших на турецком языке . Внук Баба Ильяса и прадед одного из первых османских хронистов, Ашикпашазаде .
Биография
Данные о жизни Ашика известны по книге его сына, Эльвана Челеби , а даты жизни поэта указаны переписчиком его труда, «Книги скитальца» . Ашик родился в Кыршехире в 1272 году в известной семье суфиев . Ашик — это псевдоним, означающий «влюблённый [в Бога, Истину]» . Настоящим его именем было Али. Прозвище «паша» (от тур. beşe или тур. başağa ) он получил как старший сын в семье .
Согласно Эльвану Челеби дедом Али был Абуль-Бек Шейх Баба Ильяс бен Али , приехавший в XIII веке из Хорасана в Амасью . Его последователей называли Бабаи. Вместе со своим учеником Исхаком он поднял восстание, известное как Восстание бабаи . Эльван Челеби передает легенду, что Баба Ильяс был схвачен во время этого восстания и заперт в замке Амасьи, но стены темницы на сороковой день раскололись, и Ильяса унесла серая лошадь. По другим источникам Ильяс погиб или был казнен во время восстания . Отцом Али был сын Баба Ильяса, Мухлис , известным суфий и политический деятель. По просьбе «жителей провинции Ионии и учеников» он в течение полугода был фактическим правителем Сельджукского султаната Рума после смерти султана Гиясэддина II . Затем он передал власть Караману , сыну ученика Баба Ильяса, Нуре Суфи .
Ашик-паша начал обучение в Кыршехыре у Шейха Сулеймана Тюркмана, а продолжил у шейха Османа, одного из последователей Баба Ильяса . Али выучил персидский и арабский языки и, возможно, был знаком также с армянским и еврейским языками .
Ашик-паша был суфием и главой секты Вефайе в Анатолии. Его сын Эльван Челеби писал, что Ашик-паша получил хорошее образование, встречаясь с юности с известными суфиями , не интересовался мирскими делами и полностью посвятил себя суфизму . Ашик-паша восхищался Джелаладдином Руми и Султаном Веледом и, видимо, имел отношение к Мевлеви . У самого Ашик-паши было много последователей . Видимо, через некоторое время Ашик-паша стал конкурентом последователей Хаджи Бекташа (считавшегося последователем Баба Ильяса) и сторонников Ахы Эврана. Поэтому его сыну Эльвану Челеби пришлось покинуть Кыршехир и перебраться в район между Чорумом и Амасьей .
Ашик-паша был «чрезвычайно богатым шейхом с влиянием, сопоставимым с влиянием султана» и вёл княжеский образ жизни, что противоречило аскетизму , одному из главных суфийских принципов. После написания им книги о бедности, его стали обвинять в нарушении этих принципов. Автор османского биографического словаря поэтов Латифи приписывал Ашику-паше слова: «истинная бедность не снаружи, а внутри» .
Эльван Челеби писал, что Ашик-паша стал визирем бейлербея Анатолии Тимурташа и отправился по его поручению в Египет. На обратном пути в Амасью, проезжая через Кыршехир, он заболел и 3 ноября 1332 года умер. Его похоронили по его завещанию на холме на северо-востоке Кыршехира .
|
Труды
1. «Книга скитальца» ( тур. Garibnâme ). Это месневи из 12 000 бейтов , состоит из десяти глав. Оно написано на турецком языке арузом по схеме Fâilâtün / Fâilâtün / Fâilün ( — U — — / — U — — / — U —), где U — открытый слог с кратким гласным, — открытый слог с долгим гласным или закрытый слог с кратким гласным . По тексту «Книги скитальца» можно утверждать, что Ашик-паша, как и Руми, был суннитом , однако неортодоксальным , поскольку книга является «энциклопедией суфизма» . Введение написано на персидском языке . Дата написания указана автором — 1329/30 год . «Книга скитальца» является одним из старейших произведений турецкой суфийской литературы в Анатолии , Некоторые историки турецкой литературы (Е. Маштакова, Васфи Махир Коджатюрк) считают её первой у турок суфийской поэмой . Благодаря своему простому языку «Книга скитальца» имела широкий круг читателей, поэтому сохранилось много её копий . Автор в книге пишет, что специально выбрал турецкий язык, чтобы «народ также мог достичь скрытых знаний» .
2. «Книга птицы Бедности» ( тур. Fakrnâme ). Это суфийское месневи из 161 бейта . В ней повествуется о птице Факр (Бедность), которую Бог создал и отправил посетить всех пророков. Среди всех её привлёк только Мухаммед . По словам И. Петросян, «цель поэмы, кажется, показать истинное значение бедности в понимании Суфиев» .
3. «Характеристики текущей ситуации» ( тур. Vasf-ı Hâl ). Месневи из тридцати одного бейта .
4. «Рассказ» ( тур. Hikâye ). Месневи из пятидесяти девяти бейтов . Оно повествует о находчивом мусульманине, перехитрившем христианина и еврея в споре за кусок халвы . В процессе дискуссии все трое заявляли, что общались с Аллахом , Иисусом и Моисеем соответственно . Согласно БСЭ , это «первое турецкое юмористическое сочинение» .
5. «Трактат об алхимии» ( тур. Kimya Risâlesi ) .
6. Трактат о сама ( тур. Risâle fî beyâni’s-semâ ) .
Примечания
- ↑ .
- ↑ , p. 176.
- ↑ .
- , p. 179.
- ↑ , с. 49—50.
- , pp. 177—178.
- ↑ .
- , p. 181.
- ↑ .
- ↑ , с. 50—51.
- , p. 182.
- .
- , с. 51—52.
- , p. 205.
Литература
- Ашик-паша // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Маштакова Е.И. Из истории сатиры и юмора в турецкой литературе (XIV-XVII вв.). — М. : Наука. Главная редакция восточной литературы, 1972.
- Banarlı N. S. Resimli Türk edebiyatı tarihi (тур.) . — Istanbul, 1949. — P. 380—383.
- Gibb E. J. W. (англ.) . — London, 1900. — Vol. I. — P. 176—200.
- Kut G. (тур.) // Islamansiklopedisi. — 1991. — Vol. 4. — P. 1—3.
- Ocak A. Y. (тур.) // Islamansiklopedisi. — 1991. — Vol. 4. — P. 3.
- Petrosyan I. (англ.) // Manuscripta Orientalia. — 2001. — Vol. 7, no. 2 . — P. 50—59.
- Köksal M.F., Kırlı Ş. (тур.) // Türklük Bilimi Araştırmaları. — 2013. — Sayıl. 33 . — S. 165—206 .
- Uzunkaya U. (тур.) // Türkiyat Mecmuası. — 2018. — C. 28 , sayıl. 2 . — S. 205—230 .
- 2020-09-16
- 1