Гурло, Алесь
- 1 year ago
- 0
- 0
Учёные степени и звания | |
---|---|
Учёная степень | доктор филологических наук |
Учёное звание |
профессор
член-корреспондент АН БССР член-корреспондент НАНБ |
Алекса́ндр ( Але́сь ) Миха́йлович Адамо́вич ( белор. Аляксандр (Алесь) Міхайлавіч Адамовіч ; 3 сентября 1927 , дер. , Минский округ — 26 января 1994 , Москва ) — белорусский советский писатель, сценарист и литературовед , критик. Доктор филологических наук (1962), профессор (1971), член-корреспондент АН БССР (1980).
Родился 3 сентября 1927 года в деревне Конюхи́ Гресского района в семье врачей. С 1928 года семья проживала в посёлке Глуша Бобруйского района .
В 1930 году дедушку Алеся Адамовича по линии матери, Митрофана Фомича Тычина, «раскулачили» и сослали вместе с женой и тремя детьми в Якутию. Это отразилось на судьбе вернувшихся на родину его детей. Так матери Алеся Адамовича власть напоминала о том, что она дочь «кулака», и Алесь Адамович во многих своих произведениях описывает эти сложные для их семьи времена.
Во время Великой Отечественной войны мать, спасая сына от угона в Германию , исправила в школьном свидетельстве дату его рождения на более позднюю. В 1942 году Алесь Адамович, ученик средней школы, — связной, в 1943 году — боец партизанского отряда имени Кирова 37-й бригады имени Пархоменко Минского соединения. В 1944—1945 годах по направлению Центрального штаба партизанского движения — студент Лениногорского горно-металлургического техникума.
В 1945 году вернулся в Белоруссию, экстерном сдал экзамены за среднюю школу.
В 1945—1950 годах учился на филологическом факультете Белорусского государственного университета , в 1953 году окончил аспирантуру при университете и работал там же на кафедре белорусской литературы.
В 1954—1962 годах и с 1967 года — научный сотрудник, в 1976—1983 годах — заведующий сектором литературных взаимосвязей Института литературы имени Янки Купалы АН БССР .
В 1962—1966 годах учился на Высших сценарных курсах в Москве .
Доктор филологических наук (1962). В 1962—1966 годах преподавал в МГУ курс белорусской литературы, был отстранён от преподавания за отказ подписать письмо с осуждением Ю. Даниэля и А. Синявского . С 1967 по 1987 год вновь работал в Институте литературы им. Я. Купалы АН БССР (с 1976 года — заведующий сектором).
В 1982 году в составе делегации БССР принимал участие в работе XXXVII сессии Генеральной Ассамблеи ООН .
В 1987—1994 годах — директор Научно-исследовательского института киноискусства .
В 1989—1991 годах — народный депутат СССР от Союза кинематографистов СССР, входил в Межрегиональную депутатскую группу .
Активно поддерживал создание Белорусского народного фронта и его инициативы . Был сопредседателем общественного совета историко-просветительного общества « Мемориал » (с 1989), членом бюро клуба « Московская трибуна » (с 1989), членом Координационного совета движения «Апрель» (с 1990). В 1989—1992 годах — сопредседатель Международного фонда «Помощь жертвам Чернобыля».
Подписал « Письмо сорока двух » (1993).
Скончался 26 января 1994 года от второго инфаркта сразу после выступления в Верховном Суде РФ с речью в защиту имущественных прав Союза писателей Москвы и Международного Литфонда.
По завещанию похоронен в посёлке Глуша Бобруйского района Могилёвской области рядом с родителями .
Печатался как критик (с 1953), прозаик (с 1960) и публицист. Писал на белорусском и русском языке. Произведения Адамовича переведены на 21 язык. Неоднократно печатался в « Литературной газете », газете « Московские новости », журналах « Вопросы литературы », « Знамя », « Новый мир », « Дружба народов », « Грани ». Был одним из первых, кто поднял тему Чернобыльской катастрофы в её настоящих масштабах.
В 1958 году вышла первая опубликованная в печати книга Адамовича, литературоведческое исследование «Шлях да майстэрства: станаўленне мастацкага стылю Кузьмы Чорнага». В 1959 году появился сборник литературно-критических статей «Культура творчасці».
В 1960 году писатель публикует в журнале «Дружба народаў» роман «Вайна пад стрэхамі».
В 1961 году вышла в печать монография А. М. Адамовича «Беларускі раман». Она легла в основу докторской диссертации, которую он защищал в 1962 году в Киеве в Институте литературы имени Т. Г. Шевченко .
В 1963 году Алесь Адамович публикует в журнале «Дружба народаў» вторую часть романа-дилогии «Сыны сыходзяць у бой». По этим произведениям были написаны киносценарии и сняты двухсерийные фильмы «Вайна пад стрэхамі» и «Сыны сыходзяць у бой» (режиссёр Виктор Туров , автор и исполнитель песен Владимир Высоцкий , киностудия « Беларусьфильм », 1970 г.).
В 1966 году была опубликована повесть «Виктория» (затем названа «Осия»), в которой Алесь Адамович попытался выйти за пределы автобиографизма.
В 1971 году Алесь Адамович написал «Хатынская повесть» (опубликована в журнале «Дружба народов», 1972 г., № 9). Хотя произведение имело положительные отзывы, сам писатель выражал обеспокоенность: «Обнаружил, поднял, показал одну лишь крупицу правды, каплю из того, что увидел, понял, а бездонный океан народной, огненной, Хатынской памяти остался, там же, неслышный, невидимый миру». Действие «Хатынской повести» происходит через двадцать пять лет после окончания Великой Отечественной войны. Перед мысленным взором героя произведения — бывшего партизана — встают картины жестоких, кровопролитных боев с оккупантами, страшной трагедии Хатыни, белорусской деревни, сожженной во время Второй Мировой войны. В книге собраны рассказы чудом уцелевших жителей белорусских Хатынь, деревень, которые были сожжены вместе с всеми жителями.
С 1970 по 1973 год вместе с Янкой Брылем и Владимиром Колесником Алесь Адамович проехали по Беларуси, побывали в сотнях сожженных деревень. Они опросили и записали на магнитофон более трёхсот свидетелей войны и трагедий, которые случились в то время, их рассказы легли в основу документальной книги « Я из огненной деревни… », вышедшей в 1975 году отдельным изданием. Эта книга переведена на многие языки мира, она стала литературным бестселлером на Западе.
В журнале «Пламя» в 1975 году писатель опубликовал серию литературоведческих статей о творчестве Максима Горецкого «Ворота сокровищницы своей открываю…». По жанру произведение относят к роману-эссе.
По мотивам «Хатынской повести» в Государственном русском драмтеатре БССР в 1977 году была поставлена пьеса «Возвращение в Хатынь» (режиссёр Б. Луценко). По мотивам книги «Я из огненной деревни…» (сценарий — А. Адамович) сняли серию документальных фильмов (режиссёр Виктор Дашук ), композитор Л. Шлег написала реквием «Помните», в Новосибирском театре драмы представили свою инсценировку.
В Москве на доме, где проживал Алесь Адамович, размещена мемориальная доска. Дом находится в самом центре города по адресу Большой Козихинский переулок , д. 17, стр. 1 . Бронзовый мемориал выполнил Даниэль Митлянский .
В белорусском городе Ивацевичи есть улица, названная именем А. Адамовича . В посёлке Глуша Бобруйского района , где похоронен писатель, есть улица Алеся Адамовича.
Инициативная группа «Прыпынак Адамовіча» занимается увековечиванием памяти Алеся Адамовича в п. Глуша, созданием сквера и установкой бюста Алеся Адамовича . Появился арт-объект в Глуше. 9 ноября 2019 года прошло торжественное открытие памятника Алесю Адамовичу в п. Глуша Бобруйского района. Средства были собраны через краудфаудинг , основными меценатами являлся Юрий Зиссер и Светлана Алексиевич . Автор работы белорусский скульптор Геник Лойка. На открытии присутствовал руководитель инициативной группы «Прыпынак Адамовіча» Архипенко Андрей, благодаря которому был установлен памятник.