Шапиро-Тулин, Борис Евсеевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Борис Израилевич Шапиро — немецкий физик , поэт (на русском и немецком языках), доктор естественных наук , изобретатель особой конструкции беспоршневого роторного двигателя ( , так называемый «мотор Шапиро»).
Родился в семье экономиста, работавшего в . В 1968 окончил физфак МГУ . Во время учёбы вместе с Владимиром Герциком организовал и вёл на факультете поэтическое объединение «Кленовый лист» (1963—1965), устроившее два университетских поэтических фестиваля и создавшее «Поэтический театр» (состоялось четыре представления). Работал в школе.
В 1975 женился во второй раз на немке, приехавшей по обмену, после чего выехал в ФРГ . В 1979 получил степень доктора естественных наук в Тюбингенском университете . В 1981—1986 работал на кафедре теоретической физики Регенсбургского университета . Стал там организатором «Регенсбургских поэтических чтений» (1982—1986). Затем руководитель отдела в Институте медицинских и естественно-научных исследований (Naturwissenschaftlichen und Medizinischen Institut) в Ройтлингене при Тюбингенском университете, директор координационного штаба по научной и технологической кооперации Германии со странами СНГ (Koordinationsstab fur Wissenschaftliche und Technologische Kooperation mit den GUS-Landern).
В 1990 создал общество WTK (Wissenschaft-Technologie-Kultur e. V.), которое поддерживает литераторов, художников, устраивает чтения, выставки, публикует поэтические сборники, проводит семинары и конференции. Переводит поэзию с немецкого языка ( Гёльдерлин , Целан , Хильда Домин , Герта Мюллер и др.).
С 1995 живёт в Берлине .
Член Европейского Физического общества , Немецкого Физического общества (Deutsche Physikalische Gesellschaft e. V., DPG), Немецкого общества языковедения (Deutsche Gesellschaft fur Sprachwissenschaften e. V., DGfS); Международного ПЕН-клуба .
Изобрёл беспоршневой роторный двигатель, который находится в стадии разработки.
Для Шапиро работа над поэтическим произведением начинается со звука. Многообразие форм в «Соло на флейте» объясняется прежде всего богатством мира звуков, ищущих языкового выражения. Сам Шапиро говорит о «музыкальной пресемантике», как о семантике музыкальной организации стихотворения, свободной в отношении к контексту («контексто-свободной»). Это выражается в склонности Шапиро к параллелизмам, ассонансам и необычным рифмам, причем консонанс часто используется им для усиления семантического контраста.