Потапова, Анастасия Сергеевна
- 1 year ago
- 0
- 0
О́льга Ана́ньевна Пота́пова ( 16 [28] февраля 1892 , Орлов , Вятская губерния — 9 мая 1971 , Москва ) — московская художница- нонконформист середины — второй половины XX столетия.
На её долю выпала роль «хранительницы очага» в образовавшемся вокруг её семьи Лианозовском товариществе поэтов и художников- новаторов . Здесь постепенно сложился своеобразный кружок эстетического сопротивления, в котором созидался особый мир, неподвластный обезличивающему катку советского официоза .
Более полувека Ольга Ананьевна была верным другом и единомышленником своего мужа, художника и поэта Евгения Кропивницкого . В трудных условиях военной и послевоенной разрухи ей удалось не только поддержать творческие интересы мужа, но и воспитать сына и дочь самобытными художниками, унаследовавшими от родителей гуманистическую культуру и независимость духа.
Ольга Потапова родилась в городе Орлове Вятской губернии 28 февраля 1892 года . В Москве она впервые оказалась в 1917-м, тогда же поступила в Университет Шанявского . Здесь в 1920 году Ольга познакомилась со своим будущим мужем, поэтом и художником Евгением Кропивницким . Эта встреча, помимо прочего, ознаменовала для неё переход от редких, любительских занятий живописью к более профессиональным.
Первые годы совместной жизни проходят в дальних разъездах: в 1920—1923 годах Кропивницкий получает назначение руководить художественными мастерскими в городах Севера, Урала и Сибири: Вологда , Глазов , Тюмень ; первенец молодых супругов, Лев , родился в 1922 году в далёкой Тюмени.
Вернувшись в Москву, семья поселяется в бараке у железнодорожной станции Лианозово (в то время — Московская область). Ольга Потапова растит детей ( дочь Валентина родилась в 1924 году) и находит время совершенствоваться в живописи; посещает мастерские Ильи Машкова и Василия Рождественского . В 1930-е годы преподаёт в школах и участвует в выставках художников-педагогов. В 1936—1938 годах заканчивает отделение переподготовки кадров в области ИЗО (Педагогическое училище МосГорОНО).
С 1941 по 1957 год зарабатывает на жизнь художественно-оформительской работой (исполнением объявлений, плакатов, транспарантов); всё свободное время посвящая живописи.
Умерла Ольга Потапова 9 мая 1971 года в Москве. Похоронена на .
По-настоящему сосредоточиться на собственном творчестве Ольге Потаповой удалось лишь в позднюю пору жизни, после выхода на пенсию, в годы хрущёвской оттепели . Тогда (в 1956) из ГУЛАГа вернулся сын, после 10 лет заключения и ссылки по сфабрикованному делу, а в семье дочери (замужем за Оскаром Рабиным ) появился достаток.
В 1950-е годы Ольга Потапова обращается к стилистике абстрактной живописи.
Кардиохирург, коллекционер и знаток русского живописного нонконформизма Михаил Алшибая называет Ольгу Потапову тонким и точным художником, а её небольшие, «тихие» картины «жемчужинами русского искусства 60-х годов».
Она, как вам сказать? Знаете, мнение не моё, это общее мнение. Это какой-то тихий ангел был. Я в жизни больше таких не встречал. Все, кто её знали, точно такого же мнения были. Это и помешало её искусству. Она очень талантлива была, она великолепные портреты делала. Знаете, когда человек больше похож на портрете, чем в жизни. Удивительный талант был. Ну, и абстракция, с большим вкусом, с нежностью какой-то и душевностью. Но она больше для других жила. Своё и время, и душу, всё отдавала другим. Поэтому у неё мало времени оставалось заниматься.
В конце 1950-х годов, будучи уже на пенсии, Потапова пишет свои первые абстрактные картины. Её новые живописные композиции состоят из элементов, напоминающих поверхность минералов или далёких планет. Сдержанные, сближенные тона придают особую плотность текстурированной поверхности картин.
(«Нонконформисты. Второй русский авангард, 1955—1988. Собрание Бар-Гера». Кёльн, 1996. С.193.)
(Газета «Вечерняя Тюмень» № 39, сентябрь 2005.)На выставке представлены ранние работы Ольги Потаповой, связавшей свою жизнь с художником Евгением Кропивницким. Портреты мужа, девочек и женщин, автопортрет Ольги Ананьевны. Зрители с особым интересом рассматривают две её акварели: «Вид из нашего окна в Тюмени» и «Портрет сына Льва».