Мухаммад ибн Якуб ан-Насир
- 1 year ago
- 0
- 0
Я‘ку́б ибн Ле́йс ас-Саффáр ( перс. یعقوب لیث صفاری ; 25 октября 840 , Карнин , , Аббасидский халифат — 5 июня 879 , Гондишапур , Государство Саффаридов ) — основатель династии Саффаридов и первый правитель государства в Систане ; под его военным руководством он завоевал большую часть восточных частей Большого Ирана , состоящих из современного Ирана , Афганистана , Туркмении , Узбекистана , Таджикистана , а также части западного Пакистана и небольшой части Ирака . Ему наследовал его брат Амр ибн Лейс .
Якуб родился в 840 году, восточноиранского происхождения , в небольшом городке под названием Карнин (Карнин), который был расположен к востоку от Заранджа и к западу от Боста ( Лашкаргаха ), на территории современного Афганистана . Информация о его генеалогии и социальном происхождении отсутствует. Босуорт, К. Э объясняет, что несколько суннитских источников неизменно относились враждебно к Якубу из-за неуважения, которое он проявлял к Аббасидскому халифу . «Некоторые источники обвиняли Якуба в том, что он хариджит , ибн Халликан назвал его христианином, а Низам аль-Мульк утверждал, что он перешёл в исмаилизм ». Однако эти утверждения появились примерно через столетие после смерти Якуба, и большинство источников сходятся во мнении об аскетическом образе жизни Якуба.
Многие источники утверждают, что он жил очень бедной жизнью, и упоминается, что он иногда ел хлеб и лук из-за бедности. Его семья переехала в город Зарандж из-за периодически возникающих межконфессиональных столкновений между суннитами и хариджитами. Якуб начал работать медником , в то время как его брат Амр ибн Лейс работал погонщиком мулов .
Якуб вместе со своими братьями Амром ибн Лейсом, Тахиром ибн Лейсом и Али ибн Лейсом позже присоединились к айярам под командованием Салиха ибн аль-Надра, который выступал против Аббасидов и начал править в Босте. К 854 году айярам удалось изгнать Ибрахима ибн аль-Худайна, который был тахиридским губернатором Систана . В 858 году Дирхам ибн Наср, другой лидер айяров, сумел заменить Салиха на посту правителя Систана. Однако в 861 году Якуб сверг Дирхама и в этот момент присвоил себе титул эмира .
Якуб привлёк внимание Аббасидского халифа , впервые сражаясь с хариджитами на своей родине в Систане. В 864 году «Якуб возглавил экспедицию в Бост против своего бывшего хозяина Салиха, а затем в Руккадж и Заминдавар против местного правителя Зунбила , убив его и захватив огромную добычу» . Ему также удалось захватить в плен нескольких членов семьи Зунбилов, в том числе сына правителя Зунбилов. Позже он выступил против хариджитов в северном Систане, одержав решительную победу и убив их лидера Аммара ибн Ясера в 865 году. Кампании Якуба ознаменовали закат воинствующего хариджизма на Востоке. После победы над Аммаром Якуб устроил праздник. Во время празднования один из членов суда выступил с речью на арабском языке . Якуб спросил последнего, почему он произнёс речь на языке, который он не мог понять. Затем один из секретарей Якуба, Мухаммад ибн Васиф, произнёс касыду на персидском языке .
Якуб претендовал на наследство персидских царей и стремился «возродить их славу», и поэтому в 867 году он послал написанную им самим поэму аббасидскому халифу аль-Мутаззу . В стихотворении говорилось: «Со мной Деравш Кавиани , с помощью которого я надеюсь править народами» .
В 870/871 году Якуб выступил против хариджитов Герата и разгромил их. Позже его армия отправится в Газну , Кабул и Бамиан , отвоевав эти территории у индуистских шахов во имя ислама и назначив мусульманских губернаторов. Оттуда они двинулись на север Гиндукуша , и к 870 году нашей эры весь Хорасан был взят под их контроль. Панджшерское ущелье теперь находилась под контролем Якуба, что позволило ему чеканить серебряные монеты . В 873 году Якуб вытеснил тахиридов из их собственной столицы Нишапура и захватил в плен его правителя, что привело к конфликтам с Аббасидским халифатом. Во время одного из многочисленных сражений Якуба его лицо было изуродовано до такой степени, что он мог есть только через трубку во рту в течение двадцати дней .
Якуб отправился на запад, в Фарс , с намерением подчинить себе провинцию. Источники расходятся во мнениях относительно того, что произошло дальше, но в конце концов Якуба отговорили от продолжения экспедиции, и он повернул обратно в Систан. Позже Якуб отправился в Табаристан в 874 году и сразился с алавидами . Якуб собирал налоги в столице Табаристана Амоле , прежде чем отправиться в Райй.
В 876 году представитель аббасидов Аль-Муваффак предложил Якубу стать губернатором Хорасана, Табаристана, Фарса, Горгана и Рея и назначить его главой службы безопасности в Багдаде . Якуб, почувствовав, что предложение было сделано из-за слабости халифа, отклонил его и написал в ответ, что он будет продвигаться к столице. Это предложение также оттолкнуло тюрок Самарры, которые считали, что Якуб представляет угрозу их интересам. Видя, что соглашение с Саффаридами невозможно, аббасидский халиф аль-Мутамид решил начать войну и наложил официальное проклятие на Якуба. 7 марта 876 года аль-Мутамид покинул Самарру, 15 марта он прибыл в Багдад, а затем прибыл в район Кальвады и разбил лагерь.
Якуб проехал через Хузестан, во время которого он добился перебежчика бывшего генерала халифа Абу-с-Саджа Дивдада , и вступил в Ирак. Согласно одному источнику, Якуб на самом деле не ожидал, что халиф предложит сражение; вместо этого он уступит любым требованиям Саффарида . Однако Аль-Мутамид послал аль-Муваффака остановить его. Две армии встретились в Истарбанде, между Дайр аль-Акулом.
произошла 8 апреля . Перед битвой Якуб провел смотр своим войскам, которые, по-видимому, насчитывали около десяти тысяч человек. Аббасиды, однако, имели численное превосходство и дополнительное преимущество в сражении на знакомой территории. Бои продолжались большую часть дня. Саффаридская армия несколько неохотно вступала в прямое сражение с халифом и его армией. Несмотря на это, обе стороны понесли тяжелые потери, и несколько командиров Аббасидов и Саффаридов были убиты. Сам Якуб был ранен, но не покинул поле боя. С приближением вечера прибыло подкрепление для поддержки аль-Муваффака.
В конце концов армия Саффаридов начала бежать с поля боя. Якуб и его телохранители продолжали сражаться, но были вынуждены покинуть поле боя, когда армия отступила, оставив их позади . Халиф, по-видимому, затопил земли позади Саффаридов перед битвой, и это затруднило отступление; многие люди утонули, пытаясь спастись от Аббасидской армии . Когда Саффариды поспешно ушли, аль-Муваффак смог захватить багаж Якуба. Несколько политических заключенных, которых Якуб привез с собой, также попали в руки Аббасидов и были освобождены .
Затем Якуб покинул Ирак и умер три года спустя .
Якуб страдал от колика и отказывался от лечения, когда ему советовали это сделать. В результате он скончался в среду, 5 июня 879 года, в Гондишапуре . Вскоре после этого ему наследовал его брат Амр ибн Лейс . Согласно Ибн Халликану , его женой была арабская женщина из Систана, хотя все другие источники, включая Ибн аль-Асира и Усман Джузджани , утверждают, что Якуб никогда не был женат .
Мотивация, стоявшая за первоначальными кампаниями Саффаридов, остается неизвестной и широко обсуждается во вторичной науке. Некоторые ученые считают, что Якуб сражался как воин-гази с целью распространения прото-суннитского ислама, другие поддерживают идею о том, что им двигала его персидская идентичность и вытекающее из этого желание восстановить славное сасанидское прошлое, в то время как третьи считают, что им просто двигали жадность и адреналин . Враждебность Якуба по отношению к халифам Аббасидов была легко заметна.
Религия основателя Саффаридов, Якуба, была предметом для споров . Первоисточники изображают Якуба либо как религиозного негодяя, либо как добровольного суннитского воина — мутатавви . Визирь Низам аль-Мульк, одержимый идеей целостности государства Сельджуков, изображает Якуба новообращённым исмаилитом .
Согласно «Тарих-и Систан», Якуб даже сказал, что Аббасиды были лжецами, а также сказал: «Разве вы не видели, что они сделали с Абу Саламом, Абу Муслимом , Бармакидами и Аль-Фадлем ас-Сарахси , несмотря на все, что эти люди сделали от имени династии? Пусть никто никогда не доверяет им!» .
Один из врагов Якуба, табаристанский владетель Хасан ибн Зейд, за железный характер прозвал его «наковальней». Якуб основывал свои права только на мече, поэтому должен был заботиться о том, чтобы создать себе преданное войско и приобрести необходимые для ведения войны денежные средства. Последнее часто заставляло его прибегать к конфискации имущества состоятельных лиц. После его смерти, несмотря на военные неудачи последних лет, в его казне оказалось 4 миллиона динаров и 50 миллионов дирхемов. У Якуба было 5000 верблюдов и 10000 ослов; его воины, кроме вельмож и начальников, получали лошадей и корм для них из казны.
В своей личной жизни Якуб всегда оставался неприхотливым воином, носил одежду из хлопчатобумажной ткани, сидел на земле без ковра. Ложась спать, он клал голову на щит. Только в торжественных случаях, особенно при приеме послов, он был окружён гвардией, набранной из лучших воинов и разделенной на два отряда, по 1000 человек в каждом. Якуб решал все дела единолично и ни с кем не разделял управления.
Именно во время правления Якуба персидский был введён в качестве официального языка, по некоторых источникам, Якуб не знал арабского . Якубу был присвоен исторический статус популярного народного героя с тех пор, как его двор начал возрождение персидского языка после двух столетий, в течение которых арабский язык процветал на персидских землях . Несколько поэтов, таких как Абу Исхак Ибрахим ибн Мамшад, сфабриковали генеалогию Якуба, прослеживая её до легендарного иранского царя Джамшида . Кампании Якуба фактически также ознаменовали раннюю стадию упадка халифского политического единства в исламском мире , которое ещё больше усугубили гулямы и дейлемиты .
На русском языке
На других языках