Interested Article - Археологический парк Маундвиль

Вид через центральную площадку с кургана J на курган B, в центре — курган A.
Индейская керамика , найденная в Маундвиле
Каменная плитка с гравировкой из Маундвиля, на которой изображён рогатый змей , возможно, Великий змей — персонаж Юго-восточного церемониального комплекса (см. толкование иконографии в соответствующей статье)
Тот же Рогатый змей — цветной рисунок индеаниста Эронимуса Рау (Heironymous Rowe) на основе вышеприведенного каменного изображения

Археологический парк Маундвиль — памятник миссисипской культуры на реке в округе Хэйл, штат Алабама , около города Маундвиль. Масштабные археологические исследования показали, что данное место представляло собой политический и церемониальный центр регионального вождества миссисипской культуры в период 11-14 веков н. э. Археологический парк находится в управлении музейной администрации Университета Аламабы и занимает площадь в 172 акра. Он состоит из 32 платформенных курганов, расположенных вокруг прямоугольной площади.

Маундвиль — второй по величине памятник среднемиссисипской эры после Кахокии в Иллинойсе . В парке имеются музей и археологическая лаборатория. Парк был объявлен Национальным историческим памятником в 1964 году и включен в Национальный реестр исторических мест США в 1966 году.

Место

Место было заселено индейцами миссисипской культуры в период 1000—1450 гг. Общая площадь поселения занимала 120 гектаров. Поселение было защищено с 3 сторон деревянным палисадом, а с 4-й — рекой, служившей естественной преградой. Крупнейшие платформенные курганы расположены на северной окраине площади; размер курганов постепенно уменьшается по мере удаления от северных курганов на юг как по часовой, так и против часовой стрелки вокруг площади. Историки предполагают, что северные курганы были заняты наиболее высокопоставленными кланами, а меньшие курганы использовались как основания для жилых помещений, могильников и других сооружений. Из двух крупнейших курганов Курган A занимает центральное положение на большой площади, а курган B находится севернее и представляет собой крутой пирамидальный курган высотой 18 метров с двумя выровненными склонами для подъёма на вершину.

Такая планировка поселения во многом напоминает социограмму , то есть является архитектурным отражением социальной иерархии, основанной на кланах. Согласно такой модели, община Маундвиля подразделялась на несколько клановых участков, причём положение клана отражалось на размере и расположении курганов у центральной площади.

К 1350 году Маундвиль использовался скорее как религиозно-политический центр, чем как поселение. С этого момента начинается упадок, который завершается в 1500 г., когда эта местность была покинута обитателями.

Население

Территория в окрестностях Маундвиля была плотно заселена в начале 2 тыс. н. э. Большинство курганов и публичных сооружений возникло уже после 1200 г. н. э. В момент расцвета поселения здесь, по оценкам, обитало около 1000 человек внутри стен и ещё около 10000 человек в прилегающих посёлках. Местные жители были искусными земледельцами, в особенности широко культивировалась кукуруза . При раскопках Маундвиля обнаружены многочисленные предметы роскоши из таких привозных (нехарактерных для данных мест) материалов, как медь , слюда , галенит и морские раковины.

Маундвиль весьма ценится среди археологов за художественную ценность обнаруженных артефактов — украшений, местной керамики , изделий из камня и чеканной меди.

Раскопки

Первые крупные раскопки провёл в 1905-06 гг. . Его работа привлекла к памятнику общенациональное внимание, а результаты раскопок во многом способствовали пониманию Юго-восточного церемониального комплекса .

Одной из наиболее важных находок была изящная чаша с резьбой из диорита , изображающая каролинскую утку с характерным хохолком на голове. В настоящее время эта чаша находится в Центре Джорджа Густава Хэя в Нью-Йорке (филиал Национальном музее американских индейцев ). Именно вывоз из Маундвиля этого и ряда других важных артефактов заставил законодательный совет Алабамы установить запрет на вывоз археологических артефактов с территории штата. Мур также подвергался критике профессионалов за грубое и небрежное ведение раскопок.

Первые крупномасштабные научные раскопки памятника начали вести с 1929 году геолог Уолтер Джонс ( ), директор Алабамского музея естественной истории, и археолог Дэвид Л. Дежарнет (David L. DeJarnette). В настоящее время раскопки продолжают доктор Джим Найт (Jim Knight), куратор юго-восточной археологии Алабамского университета , занимающийся также реконструкцией этнической истории индейских культур.

Ссылки

  • (недоступная ссылка с 05-09-2013 [3789 дней] — , )
  • [archaeology.about.com/cs/glossary/g/moundville.htm Moundville on About.com]

Литература

  • Knight, Vernon James, Jr. 2004 Characterizing Elite Midden Mounds at Moundville. American Antiquity 69(1):304-321.
  • Knight, Vernon James, Jr. 1998 Moundville as a Diagrammatic Ceremonial Center. In Archaeology of the Moundville Chiefdom , edited by V.J. Knight Jr. and V.P. Steponaitis, pp. 44–62. Smithsonian Institution Press, Washington.
  • Steponaitis, Vincas P. 1983 Ceramics, Chronology, and Community Patterns: An Archaeological Study at Moundville . Academic Press , New York.
  • Welch, Paul D. 1991 Moundville’s Economy . University of Alabama Press, Tuscaloosa.
  • Welch, Paul D., and C. Margaret Scarry. 1995 Status-related Variation in Foodways in the Moundville Chiefdom. American Antiquity 60:397-419.
  • Wilson, Gregory D. 2008 The Archaeology of Everyday Life at Early Moundville. University of Alabama Press, Tuscaloosa.

Примечания

  1. . "Moundville Archaeological Museum" . Дата обращения: 4 декабря 2007. 3 сентября 2006 года.
  2. . "Laura Lee News" . Дата обращения: 13 декабря 2007. 1 апреля 2012 года.
  3. . "University of Alabama: Office of Archaeological Research" . Дата обращения: 4 декабря 2007. 30 августа 2006 года.
  4. . "Department of Anthropology" . Дата обращения: 13 декабря 2007. 30 августа 2006 года.
Источник —

Same as Археологический парк Маундвиль