Домингес, Александер
- 1 year ago
- 0
- 0
Мария Хосефа Крессенсия Ортис Тельес-Хирон ( исп. María Josefa Crescencia Ortiz Téllez–Girón ) , более известная как Донья Хосефа Ортис де Домингес ( исп. Doña Josefa Ortiz de Domínguez ) или Ла Коррехидора ( исп. La Corregidora ; 8 сентября 1768 — 2 марта 1829 ), — инсургент и участница Мексиканской войны за независимость от Испании , шедшей в начале XIX века. Она была замужем за , коррехидором города Керетаро , от должности супруга и произошло её прозвище.
Ортис де Домингес ежегодно упоминается среди других героев войны за независимость в церемонии с участием президента Мексики « ».
Хосефа Ортис де Домингес родилась в семье дона Хуана Хосе Ортиса , капитан полка «Лос-Вердес», и его супруги доньи Мануэлы Хирон в городе Вальядолид (нынешняя Морелия , штат Мичоакан ) . Её крёстной матерью была донья Ана Мария де Анайя . Отец Ортис был убит в бою, когда Хосефа была ещё младенцем, а вскоре скончалась и её мать . Мария Сотера Ортис, сестра Хосефы, позаботилась о её воспитании и в 1789 году сумела определить её в престижную коллегию Лас-Вискайнас . 24 января 1791 года в Мехико Хосефа вышла замуж за Мигеля Домингеса, частого посетителя этой коллегии .
В 1802 году Мигель Домингес был назначен вице-королём Новой Испании на должность коррехидора (магистрата) в городе Керетаро. В это время Ортис де Домингес занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием их 14 детей. Она сочувствовала индейцам , метисам и сообществу , подвергавшимся угнетению со стороны испанских колониальных властей. Американские индейцы подвергались наибольшей дискриминации, а метисы и креолы зачастую чувствовали себя гражданами второго сорта, так как им отводилась второстепенная роль в управлении колонией. Это вызывало недовольство многих криолло, которые начали организовывать тайные и литературные общества, где обсуждались запрещённые местной католической церковью произведения авторов эпохи Просвещения . Сама Ортис де Домингес присутствовала на подобных собраниях и в конце концов сумела убедить своего мужа организовывать политических встречи в их доме. Их посещали известные интеллектуалы, в том числе Мигель Идальго-и-Костилья и Игнасио Альенде , которые быстро обратились к обсуждению революционных вопросов.
Свержение короля Испании Фердинанда VII в ходе Пиренейских войн в Испании внезапно увеличило шансы на независимость для испанских колоний в Америке. Дом Ортис де Домингес тогда стал местом, где осуществлялась большая часть работы по планированию действий повстанцев, боровшихся за независимость Мексики, включая сбор оружия и припасов и их хранение в разных домах. Начало восстания было намечено на 8 декабря 1810 года. Однако 13 сентября заговорщиков выдал сторонник, сообщивший испанским колониальным властям о деятельности повстанцев в Керетаро. Колониальные власти, не зная о роли жены Домингеса, попросили того провести обыск в городе, чтобы задержать лидеров повстанцев. Он заточил свою жену Ортис де Домингес в её комнате, чтобы она не могла сообщить об этом своим соратникам по заговору.
У повстанцев было много сторонников, и Ортис де Домингес в итоге удалось передать предупреждение через мэра города дона . Эта новость позволила лидерам заговора покинуть город и побудила Мигеля Идальго-и-Костилью объявить войну испанским колониальным властям раньше, чем планировалось. Он произнёс речь перед своими последователями, известную как « » ( исп. Grito de Dolores ), ранним утром 16 сентября 1810 года, что ознаменовало собой начало Мексиканской войны за независимость .
В конце концов, роль Ортис де Домингес и её мужа в заговоре была раскрыта. Их заключили под стражу отдельно друг от друга. Её отправили в монастырь Санта-Клара в Керетаро, а затем в Мехико , чтобы там она предстала перед судом. Несмотря на старания мужа в роли её адвоката, она была признана виновной и была заточена в монастыре Санта-Тереса. Из-за её бунтарского характера Ортис де Домингес вскоре перевели в монастырь Санта-Каталина-де-Сена. Ортис де Домингес была освобождена в 1817 году, принеся клятву, что воздержится от поддержки восстания.
После окончания войны за независимость в 1822 году мексиканский император Агустин де Итурбиде предложил Ортис де Домингес роль фрейлины при его супруге Ане Марии де Уарте-и-Муньис . Однако она считала, что создание Мексиканской империи вместо республики противоречило её идеалам, за которые она боролась в революционный период, и отказалась от этого предложения. В 1823 году императрица наградила Ортис де Домингес статусом «женщины чести», но та это также осудила.
В последние годы своей жизни Ортис де Домингес была связана с несколькими радикальными политическими группами. Она неизменно отказывалась от какой-либо награды за своё участие в движении за независимость, утверждая, что она лишь выполняла свой патриотический долг.
Ортис де Домингес умерла в 1829 году в Мехико. Первоначально она была захоронена в монастыре Санта-Каталина-де-Сена, но позднее её останки были перенесены в Керетаро, власти которого объявили её «Benemérita del Estado».
В 1910 году Ортис де Домингес и Леона Викарио стали первыми женщинами, изображёнными на мексиканских марках, и вторыми — на марках в Латинской Америке в целом. Её профиль также был изображён на 5 сентаво, имевших хождение с 1942 по 1976 год , а также на мексиканской монете в 5 долларов, окружённой словами «BICENTARIO DE LA INDEPENDENCIA», что переводится как «двухсотлетие независимости». Её имя высечено золотыми буквами (бронзой с позолотой) на Стене почёта в зале заседаний Палаты депутатов мексиканского Конгресса .