Interested Article - Большой театр (Санкт-Петербург)

Большо́й теа́тр ( Ка́менный театр ) — петербургский театр, существовавший в 1784—1886 годах, с 1886 года — Петербургская консерватория . Первое постоянное в Санкт-Петербурге , крупнейшее в России и одно из крупнейших театральных зданий в Европе XVIII — первой половины XIX века [ источник не указан 772 дня ] . Находился на Театральной площади . В 1886 году здание Каменного театра было частично разобрано и перестроено в современное здание Петербургской консерватории .

Архитектура Петербургского Большого театра

Вид Большого (Каменного) театра после перестройки по проекту Тома де Томона.
С гравюры неизв. художника (1810)

Как свидетельствуют архивные документы, первое каменное здание Большого театра начали возводить в 1775 году по проекту Антонио Ринальди . В дальнейшем, после того как Ринальди упал с лесов и не мог лично наблюдать за ходом работ, Екатерина II поручила немецкому театральному декоратору и архитектору Людвигу Филиппу Тишбейну создать новый проект театра, который и был воплощён архитекторами Ф. В. фон Бауром и М. А. Деденёвым . Открытие его состоялось в 1783 году, хотя, основываясь на других свидетельствах, годом открытия можно считать 1784 год.

Массивное здание театра имело скромно оформленный фасад, украшенный дорическими пилястрами .

Зрительный зал петербургского Большого театра в 1820-е гг.
Гравюра С. Ф. Галактионова с рисунка П. П. Свиньина

Вот как Георги описывает здание Большого театра: «Снаружи оный представляет здание величественного вида. Над главным входом стоит изображение сидящей Минервы из каррарского мрамора, с её символами, и на щите: „Vigilando quiesco“ (покоясь, продолжаю бдение)». Здание имело 8 крылец, 16 выходов; копьё Минервы служило громоотводом. Театр вмещал около 2 тыс. зрителей, имел 3 яруса. Декорации для нового театра были написаны П. Гонзаго и Скотти .

В 1802 году император Александр I пожелал увеличить и отделать заново Большой театр, сделать более парадным его внешний облик. Эта задача была возложена на французского архитектора Тома де Томона . Все работы были выполнены за восемь месяцев — необычайно короткий по тому времени срок — и завершены в 1805 году, за что зодчий получил титул придворного архитектора.

Ф. Я. Алексеев , 7 ноября 1824 года на площади у Большого театра

Тома де Томон увеличил объём здания (причиной перестройки была именно малая вместимость театра), пристроил со стороны главного фасада восьмиколонный ионический портик с фронтоном в стиле высокого классицизма. Театр получил богатую внутреннюю отделку. Царская ложа из середины театра по желанию императора Александра I перенесена была в 1-й ряд лож и ничем не отличалась от остальных лож.

Большой Каменный театр, подобного которому по размерам не было тогда и в Париже, стал столичной достопримечательностью наряду с Адмиралтейством и Казанским собором . Большой театр — грандиозное здание с восьмиколонным портиком — можно видеть на многих рисунках и литографиях так называемой «пушкинской» эпохи.

В 1811 году театр сгорел. В 1813 году, обследуя театр после пожара, Тома де Томон упал со стены и от полученных травм скончался. И только 3 февраля 1818 года возобновлённый по проекту архитектора А. Модюи Большой театр открылся вновь прологом «Аполлон и Паллада на Севере» и балетом Шарля Дидло «Зефир и Флора» на музыку композитора Катарино Кавоса . Теперь это тот самый театр, куда Евгений Онегин мчался из . Здесь «блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна», танцевала Евдокия Истомина . [ источник не указан 161 день ]

После реконструкции в 1835—1836 годах архитектором А. Кавосом зрительный зал стал вмещать до 3 тысяч зрителей (первоначально зрительный зал имел 3, впоследствии 5 ярусов). Сцена переоборудована декоратором А. А. Роллером . Во всей Европе Каменный театр считался образцом театрального здания. [ источник не указан 161 день ]

История

С 1783 года в нём давались оперные , балетные , а также драматические (до создания в 1832 году Александринского театра ) спектакли, проводились концерты, балы и др. увеселительные мероприятия. До середины XIX века здесь выступала императорская придворная труппа.

В 1803 году капельмейстером итальянской и русской оперной труппы стал известный итальянский композитор Катерино Кавос , а балетную возглавил французский хореограф Шарль Дидло , задумавший сделать императорский балет лучшим в мире. Изрядно обрусевшие Кавос и Дидло не ограничивались в своём репертуаре зарубежной классикой. На сцене театра были поставлены балет «Ополчение, или Любовь к Отечеству» (посвящение войне 1812 года), опера «Иван Сусанин», ставшая одной из первых русских опер и в каком-то смысле предтечей « Жизни за царя » Михаила Глинки , «Кавказский пленник, или Тень невесты» по мотивам произведения Александра Пушкина . Музыку к ним написал Катерино Кавос, а написанием либретто и постановкой занимались Шарль Дидло и Иван Вальберх .

Обретение театром своего дома привело к становлению оперной и балетной культуры в России. Вплоть до конца XVIII века в Петербурге главенствовали итальянские и французские хореографы — Франц Гильфердинг, Шарль Лепик, Гаспаро Анджолини, Джузеппе Канциани, но вскоре здесь стали зажигаться и российские звёздочки. В Северной Пальмире начал работать первый русский хореограф Иван Вальберх (Лесогоров), в своём творчестве отдававший предпочтение пантомиме и балетам-дивертисментам. А танцовщики Адам Глушковский , Евгения Колосова , Евдокия Истомина , Вера Зубова и Екатерина Телешева стали первыми балетными знаменитостями со славянскими фамилиями.

Русская опера тоже стала постепенно теснить господствовавшую до этого времени итальянскую. На рубеже XVIII и XIX веков в театре были поставлены произведения отечественных композиторов, заложившие основы русского музыкально-драматического стиля — «Орфей» и «Ямщики на подставе» Евстигнея Фомина , «Мельник, колдун, обманщик и сват» Михаила Соколовского и «Несчастье от кареты» с текстом Княжнина и музыкой Василия Пашкевича .

В театре состоялись премьеры опер М. И. Глинки — « Жизнь за царя » ( 1836 ), ознаменовавшей рождение новой русской классической оперы, и « Руслан и Людмила » ( 1842 ). Ставились также оперы других русских композиторов; выступали певцы Е. С. Сандунова , П. В. Злов , П. Т. и В. Ф. Рыкаловы , А. Я. Петрова , О. А. Петров , Леон Леонов , Г. Климовский , А. Г. Ефремов , В. А. Шемаев , Я. С. и А. И. Воробьёвы .

С 1843 года императорский театр абонировала итальянская оперная труппа, и с его сцены зазвучали голоса Джованни Рубини, Полины Виардо-Гарсиа , Аделины Патти, Джудитты Гризи. Здесь развернулась деятельность знаменитых балетмейстеров Ивана Вальберха и Шарля Дидло . Здесь танцевали Мария Тальони , Жюль Перро , Фанни Эльслер .

Большой (Каменный) театр в Санкт-Петербурге в 1790 году.
Фрагмент картины И. Г. Майра

В 1847 году на этой сцене дебютировал Мариус Петипа , сменивший в должности главного императорского балетмейстера другого французского хореографа Артура Сен-Леона и связавший свою жизнь с русским балетом на целых полвека. В их постановках выступали на сцене этого театра Е. О. Вазем , Т. А. Стуколкин , Каролина Розати , Л. И. Иванов , К. И. Канцырева , Н. К. Богданова , М. Н. Муравьёва , М. М. Петипа , А. И. Прихунова , М. Н. Мадаева , , А. Н. Кеммерер .

В 1862 году в театре поставлена опера « Сила судьбы », написанная для Большого Каменного театра Джузеппе Верди .

В 1886 году прошёл последний спектакль (опера « Кармен » Ж. Бизе ); все спектакли были перенесены в здание Мариинского театра ; здание Большого театра было передано Русскому музыкальному обществу для перестройки под консерваторию и частично разобрано и вошло в новое здание Консерватории .

Примечания

Литература

Источник —

Same as Большой театр (Санкт-Петербург)