Гончаров, Николай Артёмович
- 1 year ago
- 0
- 0
Артем Артемович Агажанов (род. 3 февраля 1958, Москва) — советский и российский композитор и пианист. Преподаватель, автор инновационного учебного комплекса «Музыка. Теория и практика. Учебник»/ проекта ИКАМ (исполнительский комплексный анализ музыки).
1958 — родился в Москве в семье музыкантов (отец, — специалист в области сольфеджио, автор известных учебников и трудов)
1965—1976 — обучение в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории по специальностям фортепиано и сочинение
1976—1984 — обучение в Московской государственной консерватории им. Чайковского по специальностям сочинение и фортепиано ( С. Баласанян и Н. Сидельников — сочинение, В. Горностаева — фортепиано)
1981 — н. время — творческая деятельность, концертные выступления в России и за рубежом
1983—2007 — преподавание в Центральной музыкальной школе
1984 — член Союза композиторов СССР, после распада СССР — .
2005 — н. время — профессор (Япония)
2009 — н. время — руководитель специальных музыкальных проектов «Ассоциации лауреатов конкурса Чайковского»
2018 — н. время — создание и развитие авторского проекта ИКАМ (исполнительский комплексный анализ музыки), предмет изложен в учебном комплексе преподавание этого инновационного предмета в Московской государственной консерватории.
Пройдя в своем творчестве естественный для композитора конца 20 века путь и опробовав на практике различные, типичные для своего времени направления, жанры и техники: максимально структурированные, вплоть до сериализма , максимально свободные, вплоть до алеаторики , т. н. « атональность »- сложная тональность , «простая» тональность , джаз , поп-рок и т. д.), композитор постепенно осознал свои приоритеты. Как сформулировал сам Агажанов (эта фраза записана на одном из его ): «Музыка должна быть красивой, выразительной, человечной».
Важнейшую роль в становлении этого приоритета сыграло то, что на протяжении всей творческой жизни музыканта практически в равных пропорциях присутствовали и — как отмечал сам музыкант, постоянное общение с высокими образцами классической музыки, «постоянный разговор с великими музыкантами прошлого» не позволил удалиться от этих, обозначенных в цитате, общих для всех, целей.
Придя к такому осознанию приблизительно в 1990-е годы (знаковое сочинение — , 1989) , в зрелом творчестве (приблизительно от 2000 г.), характерными чертами индивидуального стиля композитора становится свобода «перетекания» весьма контрастных стилей в рамках одного произведения, но здесь существенно, что это осуществляется не так, как в известном более раннем течении « полистилистика » (контрастное противопоставление стилей, подобное «составным формам»), а именно как естественное «прорастание» их внутри непрерывного развития одного произведения — наподобие сонатного принципа «производного контраста» (зрелые образцы: фортепианная пьеса , 1999», кантата ) . То есть этого требует именно содержание, смысл, выразительность музыки, а употребление той или иной стилистики и техники является лишь следствием, «служанкой» этих смыслов.
Работа в прикладных жанрах ( ) также занимает заметное место в деятельности музыканта — она пришлась на 1995—2005 годы. Сотрудничество с К. Райкиным ( театр «Сатирикон» ) — важная его часть .
Основные жанры сочинений: вокально-симфоническая, сценическая, симфоническая, камерная, хоровая музыка, музыка для театра и кино. Произведения композитора исполняются в России и за рубежом: в Австрии, Болгарии, Германии, Италии, Франции, Чехословакии, Японии.
Сценические:
Вокально-симфонические
Симфонические:
Хоровые:
Камерные:
Камерные вокальные:
Фортепиано:
Театр, кино:
является равным по значению сочинительству в музыкальной деятельности Агажанова, формируя его музыкальную личность — в этом смысле он является продолжателем естественной традиции композиторов и исполнителей в одном лице. Эта традиция несколько угасла в 20 веке лишь в академической музыке (но не в джазе или поп-музыке), что, как считает музыкант, привело к некоторым кризисным явлениям в развитии академической музыки в 20-м веке, лишило её естественных основ.
Кредо и особенностью исполнительского стиля Агажанова является стремление к максимальному постижению замысла автора — именно это ведет к истинной максимальной выразительности великих сочинений. Поэтому часто исполнения музыканта носят характер «реставрации», снятия вредных «наслоений», которые безосновательно, наперекор великому тексту наросли над многими произведениями, лишая их истинного задуманного смысла и выразительности (см. например: CD «Никому не известный Бах » , Бетховен . Соната № 32 , ор.111 или Рахманинов . Концерт № 3 ). Некоторые важные разъяснения по поводу отношения к непростому понятию «истинного стиля»: что в рамках данного стиля позволительно, а что нет (например, в рубато, педализации, динамике, интонировании), автор высказывает в развернутых текстах в дисках (см. , с.14-16), его взгляды, выраженные в исполнении, очевидно гораздо шире некоторых принятых, но ничем убедительно не мотивированных рамок. Такие условные рамки мешают раскрыться истинной выразительности и смыслам, заложенным в великие произведения, по мнению Агажанова-исполнителя.
Помимо упомянутых, можно выделить как наиболее характерные, «знаковые» исполнительские записи А. Агажанова: Бетховен. Соната № 29, ор. 106 (Grosse Sonate fur das Hammmerklavier) , Шуберт . «Скиталец» , Шуман . «Юмореска», ор.20 , Шопен . Ноктюрн cis-moll (op. post) и этюд 10-4 , Равель . Вальс , Равель. Концерт № 1 G-dur, Скрябин . Соната-фантазия № 2, ор.19 , Скрябин. Соната № 5, ор. 53 .
Весь исполнительский (но также и композиторский, преподавательский) опыт А. Агажанова привел его к мысли о необходимости формулирования и фиксации основных положений исполнительского искусства, которые, к сожалению, столь широко и повсеместно нарушаются — в силу отсутствия доступного ясного свода очевидных положений (см. ниже раздел «Преподавание: ИКАМ и учебный комплекс „Музыка. Теория и практика. Учебник“»).
Сочинение:
Исполнение:
Весь разносторонний и обширный опыт А. Агажанова, как практический: композитора и исполнителя, так и преподавательский: на протяжении жизни музыкант как практического (композиторского и исполнительского), так и теоретического цикла, в основном в России и Японии, привел его к мысли о .
Не вдаваясь в , необходимых и неизбежных в деятельности каждого практикующего музыканта (что достаточно удивительно), Агажанов осуществил это начинание, создав фундаментальный труд (собственно учебник — 480 стр. и 17 приложений — 1280 стр.) .
Главная идея этого труда — создание — , с одной стороны, — с другой. Отсекая все лишнее, непрактичное (наросшее за столетия существования системы профессионального музыкального образования), добавляя все необходимое, отсутствующее в ней, автор опирается на перечисленные им (их 15 [22]) то есть существующие средства музыкальной выразительности (мелодия, гармония, ритм, форма, фактура, тембр/звук, интонирование, артикуляция, фортепианная педализация и т. д.) — эти параметры составляют суть структуры книги и системы музыкального образования. Многие из этих параметров вообще отсутствуют в систематическом изложении и в качестве предмета изучения в традиционной системе. Концентрированно разъясняя каждый из параметров, в практической плоскости автор опирается на сформулированные положения («правила»), ведущие к (вне зависимости от стиля). Такие положения так или иначе передаются учащимся всеми преподавателями, однако источник их получения и степень полноты неопределенны, поскольку получение таких знаний до сих пор носит случайный «изустный» характер (в силу отсутствия ясного концентрированного и полного источника).
Этот метод, воплощенный в предмете «Исполнительский комплексный анализ музыки» (ИКАМ), автор ведет его в Московской государственной консерватории и университете «Сакуйо», и изданном учебном комплексе «Музыка. Теория и практика. Учебник», (проектом). Суть этого процесса — в совершенствовании изложенных в базовом труде положений. Это осуществляется посредством (что очень существенно — не только ныне живущих коллег, но и великих музыкантов прошлого, оставивших нам в разрозненном виде эти ценнейшие положения).
Помимо перечисленных основных направлений деятельности, в силу разносторонних интересов, А. Агажанов принимал также участие в музыкальных проектах различной направленности, среди них упомянем: « » (мультимедийный образовательный проект, 2008), « » (издательский и концертный мультимедийный проект: Президентский грант, 2009), « » (инновационный: Президентский грант, 2011).