Годунова, Ксения Борисовна
- 1 year ago
- 0
- 0
Ксения Атанасиевич ( серб. Ксенија Атанасијевић , 5 февраля 1894, Белград — 28 сентября 1981, Белград ) — сербская писательница, переводчик и философ.
Ксения была младшей из шести детей врача и директора больницы в Белграде Светозара Атанасиевича и Елены, урождённой Чумич . Мать умерла после рождения дочери, а отец умер через двенадцать лет от туберкулёза . Девочку воспитывала мачеха София Кондич, которая преподавала в женской школе в Белграде. Благодаря ей Ксения в юности увлеклась философией .
Учась в школе, в 1911 году опубликовала свой первый текст. В журнале «Ново коло» опубликован перевод произведения «Тройка» русского поэта Николая Некрасова . По настоянию Нады Стоилкович, которая была её учительницей в средней школе, Ксения в 1918 году решила изучать философию в Белградском университете . Получила образование у профессора философии столичного университета Бранислава Петрониевича. Во время учёбы вместе с Илией Петровичем основала журнал «Дан», для которого писала тексты по литературе . В январе 1920 года Ксения уехала на трёхмесячную стажировку в Женевский университет . С отличием защитила дипломную работу на философском факультете Белградского университета 21 июня 1920 года и начала работать преподавателем 3-й женской гимназии в Белграде .
Благодаря поддержке Бранислава Петрониевича ей удалось получить годовой отпуск, который она использовала для обучения в аспирантуре Парижского университета . 20 января 1922 года она защитила в Белграде докторскую диссертацию , посвящённую мысли Джордано Бруно ( Бруново учење о најмањем ) . В возрасте 28 лет она стала первой женщиной в истории Сербии, защитившей докторскую диссертацию . После этого Ксения работала в средних школах Белграда и Ниша , только в январе 1924 года получила должность доцента на философском факультете Белградского университета, где в течение 12 лет читала лекции по средневековой и современной философии, а также эстетике . В то время она начала работать в Белградской женской ассоциации, в 1920-1938 годах она была издателем журнала Ženski pokret (Женское движение), первого феминистского журнала в истории Сербии . Она также читала лекции по философии на Белградском радио . В 1928 году Атанасиевич стала членом Сербского ПЕН-клуба .
В 1928 году, когда Совет философского факультета рассматривал вопрос о приёме Ксении Атанасиевич на должность профессора, археолог Милое Васич обвинил её в плагиате, якобы она в одном из своих текстов процитировала мнение другого исследователя, не назвав его имени. Совет факультета приостановил процедуру повышения и назначил комиссию по делам расследовать правдивость утверждений Васича. Комиссия не подтвердила однозначно обвинение в плагиате , посоветовав исследователю быть внимательнее при написании последующих текстов . Решение комиссии не остановило клеветническую кампанию против Атанасиевич. 24 октября 1935 года Совет философского факультета принял решение не продлевать ей трудовой договор, не дав ей возможности защитить себя и изложить свою позицию по делу . Её исключение из университета в 1936 году было встречено протестами белградской интеллигенции (в том числе , а также поэтов Растко Петровича и Симы Пандуровича ?! ). Протестующие были убеждены, что настоящей причиной её отстранения стали либеральные взгляды Атанасиевич, не принятые в университетской среде . После окончания университета она осталась без средств к существованию. На жизнь зарабатывала переводами, благодаря помощи друзей начала работать инспектором в министерстве образования, а также писала статьи для прессы. В 1940 году, после смерти мачехи Софии Кондич, она жила со своей подругой Зорой Станкович в доме на улице Господара Йованова, 49. По четвергам в этом доме собирались белградские художники, писатели и философы .
Во время немецкой оккупации Ксения сначала работала в министерстве, а затем Национальной библиотеке . Она отказалась подписать обращение Милана Недича к сербскому народу против коммунистов . В октябре 1942 года сотрудники гестапо провели в её квартире обыск, на основании донесения о том, что там устраиваются собрания масонской среды и хранится оружие. На допросе Ксения отвергла выдвинутые против неё обвинения, признавшись лишь в том, что в межвоенный период писала статьи, в которых выступала против антисемитизма . В 1945 году она была снова арестована, на этот раз коммунистическими властями и обвинена в том, что работала учителем во время немецкой оккупации, а также в том, что она убедила своего друга Милана Гроля уйти в отставку с министерского поста, что вызвало кризис в правительстве . Освобождена 17 мая 1946 года, на тот момент все её произведения были включены в индекс запрещённых . До выхода на пенсию работала в Национальной библиотеке Сербии . В 1954 году она снова начала писать статьи для прессы. Журнал Republika опубликовал её текст, подписанный доктором К. А. Она также читала публичные лекции по философии. В 1972 году в США был опубликован перевод докторской диссертации о Джордано Бруно , но заболевшая Атанасиевич не приняла приглашение читать лекции в одном из американских университетов .
Она умерла в 1981 году от травмы головы после падения в квартире . Похоронена в семейной могиле на Новом кладбище (Ново Гробле) в Белграде. В конце 1980-х её могилу ликвидировали в связи с отсутствием оплаты за её дальнейшее содержание .
Она оставила после себя более 400 текстов в области философии, психологии , истории и литературоведения . Она перевела на сербский язык произведения Платона ( Парменид ), Аристотеля ( Органон ), Бенедикта Спинозы ( Этика ) и Альфреда Адлера ( Индивидуальная психология ) .
Была замужем (в 1947 году вышла замуж за врача Милана Марковича).
После её смерти библиотека и личный архив Ксении Атанасиевич пополнили коллекцию Музея Сербской православной церкви . В её честь названа одна из улиц Белграда, а на доме по улице Господара Йованова, 49, где она жила, установлена мемориальная доска, посвящённая ей . В 2005 году была опубликована её биография, написанная Лиляной Вулетич.