Погребение
- 1 year ago
- 0
- 0
Погребе́ние за́живо — способ смертной казни , убийства или пытки, а также возможный результат несчастного случая , например, при обрушении зданий, авариях в шахтах либо ошибки (похороны живого человека, ошибочно считаемого мёртвым, находящегося в коме), при которой живой человек оказывается погребён под слоем земли. Страх быть погребённым заживо по ошибке ( тафофобия ) является одной из распространённых человеческих фобий . По российскому законодательству умышленное погребение заживо, приведшее к смерти, квалифицируется как убийство, совершённое с особой жестокостью .
Как способ смертной казни известно в Древнем Риме : к примеру, весталка , нарушившая обет девственности, погребалась заживо с запасом пищи и воды на один день. При этом закапывали осуждённых, как правило, под Коллинскими воротами на Квиринале на т. наз. Злодейском поле ( лат. Campus Sceleratus ; в истории известны Оппия , казнённая в 483 до н. э. , и старшая весталка Корнелия , умерщвлённая по указу Домициана в 87 году ). Путём погребения заживо были казнены некоторые христианские мученики. В 945 году княгиня Ольга приказала закопать живьём древлянских послов вместе с их ладьёй. В средневековой Италии заживо хоронили нераскаявшихся убийц. В Запорожской Сечи убийцу хоронили заживо в одном гробу с его жертвой [ неавторитетный источник ] .
Согласно статье СХХХI уголовно-судебного уложения « Священной Римской империи германской нации » («Каролина»), «ради вящего устрашения подобных жестоких женщин»: «Женщина, которая злоумышленно, тайно и по своей воле убьет своего ребенка, уже получившего жизнь и сформировавшиеся члены, да будет, согласно обычаю, заживо погребена и пробита колом» .
Вариант казни — закапывание человека в землю по шею, обрекающее на медленную смерть от голода, жажды и холода. В России в XVII — начале XVIII века заживо закапывали в землю по шею женщин, убивших своих мужей . B законодательство такая мера была введена Соборным уложением 1649 года (глава XXII ст. 14) :
А будет жена учинит мужу своему смертное убийство, или окормит его отравою, а сыщется про то допряма, и ея за то казнити, живу окопати в землю, и казнити ея такою казнею безо всякия пощады, хотя будет убитого дети, или иныя кто ближния роду его, того не похотят, что ея казнити, и ей отнюд не дати милости, и держати ея в земле до тех мест, покамест она умрёт.
Закапывание было подтверждено в 1663 году и в последующих Новоуказных статьях о татебных, разбойных и убийственных делах 1669 года. Хотя указ 1689 года отменил такую меру, заменив отсечением головы, практика погребения заживо продолжала применяться и в XVIII веке (нормы Соборного уложения в соответствии с указом 1714 года, имели в уголовном праве преимущество перед позднейшими указами). Немецкий дипломат Иоганн Корб в своём Дневнике путешествия в Московию (1698 и 1699), который он вёл во время пребывания посольства императора Леопольда I , приводит примеры такой казни. В отношении матери, которая задумала убить своего мужа, и их дочери, которые наняли для этой цели убийц: «Обе женщины понесли казнь, соразмерную их преступлению: они были закопаны живые по шею в землю. Мать переносила жестокий холод до третьего дня, дочь же более шести дней» . Также он писал, что «если только слух о сём справедлив» такой казни, по приказу царя Петра, были подвергнуты две постельницы цариц Марфы Алексеевны и Софьи Алексеевны за участие в их политических интригах .
Ещё в 1752 году в одном из приговоров указывали, что, хотя по Уложению 1649 года мужеубийцу нужно закопать в землю, но по силе указов Елизаветы Петровны 1744 и 1745 годов, требующих пересмотра смертных приговоров, «смертной казни чинить ей не подлежит» .
Начиная с этнографа И. М. Снегирёва («Русские в своих пословицах. Рассуждения и исследования об отечественных пословицах и поговорках, кн. 3, 1832»), поддержанного другими исследователями, с этим видом казни связывается происхождение русского фразеологизма (устойчивого сравнения) «стоит как вкопанный», хотя есть и мнения, оспаривающие данную точку зрения .
Подобный вид казни использовали нацисты по отношению к населению СССР во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов и японцы во время Нанкинской резни в 1937—1938.
Случайное погребение человека, находящегося без сознания или в летаргическом сне , встречалось довольно редко, и не всегда дело доходило до самого погребения. К примеру, в 1344 году итальянский поэт Франческо Петрарка впал в летаргию, был сочтён мёртвым и пролежал в таком качестве 20 часов. В соответствии с итальянскими законами того времени умершего полагалось похоронить в течение суток после его смерти, но Франческо пришёл в себя, шокировав этим присутствовавших. После этого случая Петрарка прожил ещё почти 30 лет.
Ещё в 1772 году герцог Мекленбургский ввёл обязательную отсрочку похорон до третьего дня после смерти для предотвращения возможного погребения заживо. Вскоре эта мера была принята в ряде стран Европы, и её одобрил философ Мозес Мендельсон . В XIX веке страх быть погребённым заживо стал достаточно распространённой фобией, получив даже имя тафофобия — от др.-греч. τάφος — гроб, могила и φόβος — страх. Начиная со второй половины XIX века и вплоть до 1934 года в странах Европы и Северной Америки патентовались и производились специальные « безопасные гробы », оборудованные средствами спасения для погребённых заживо. Эти средства позволили бы похороненному по ошибке подать сигнал другим людям или же самостоятельно выбраться из могилы. Кроме того, подобными приспособлениями оборудовались некоторые склепы . Свидетельства о том, что данные средства спасения действительно кому-либо помогли, отсутствуют [ источник не указан 2386 дней ] .
Страх быть погребёнными заживо испытывал ряд известных личностей. К примеру, Гоголь и Цветаева боялись быть похороненными живьём и специально это подчеркнули — Гоголь в « Выбранных местах из переписки с друзьями », Цветаева — в предсмертной записке перед самоубийством (распространённая легенда о том, что Гоголь действительно был похоронен живым — при эксгумации его тело было обнаружено лежащим ниц в гробу, — несостоятельна ). Известной жертвой страха погребения заживо был Альфред Нобель , у которого этот страх являлся «наследственным» — его отец, изобретатель Эммануил Нобель, также боялся быть похороненным заживо и даже изобрёл один из первых «безопасных гробов». Британский писатель Уилки Коллинз также страдал данной фобией, причём в настолько сильной форме, что каждую ночь оставлял «предсмертную записку», в которой просил читающего тщательно удостовериться в его смерти, если он не проснётся. По этой же причине философ Артур Шопенгауэр завещал ждать со своими похоронами пять дней после смерти, в результате чего похоронам философа мешал запах разложения тела.
Своего рода легендой стала жительница Манчестера Ханна Безуик, богатая англичанка, испытывавшая патологический страх ошибочного погребения заживо (причём у неё были для этого основания: её брата по ошибке чуть не похоронили заживо). В соответствии с завещанием тело Ханны Безуик после её смерти в 1758 году было забальзамировано и более ста лет сохранялось без погребения «для периодической проверки на наличие признаков жизни» . За время своего существования мумия Ханны Безуик приобрела широкую известность под названием Манчестерская мумия , несколько десятилетий являлась экспонатом музея Манчестерского общества естествознания . Лишь в 1868 году, после признания Ханны Безуик «безвозвратно и несомненно мёртвой», её тело было наконец предано земле.
Считается, что при современном уровне медицины в развитых государствах ошибочное погребение заживо исключено полностью [ источник не указан 2386 дней ] . Случаи неверного установления смерти — как правило, вследствие безграмотности обывателей или ошибки врачей — периодически фиксируются в разных точках Земли в XXI веке.
В некоторых случаях людей хоронили под землёй с их добровольного согласия для ритуала или в качестве доказательства их способности пережить захоронение или по какой-нибудь другой причине.
Так, описывается случай, когда около 1837 года по повелению Ранджита Сингха , сомневавшегося в том, что йогины могут длительное время обходиться без дыхания, в герметически закрытом гробу был закопан и через шесть недель раскопан Садху Харидас . У него отсутствовали пульс и дыхание, но его помощникам удалось привести его в чувство . По другим данным, Харидас был закопан на десять месяцев. Многие фокусники и эскейпологи считают это обманом .
В 1897 году в Терновке появилась монахиня Виталия уверявшая крестьян, что ни в коем случае нельзя идти на перепись населения . Кто её пройдёт — получит печать антихриста . Поддавшись уговорам, вся семья Ковалёва и ещё несколько человек решили вблизи Тирасполя похоронить себя, заживо закопав. Могильщиком выступил Фёдор Ковалёв , на тот момент времени крестьянин лет 30, заживо закопавший 25 терновских односельчан . После этого монахиня Виталия очень быстро исчезла, а убитый горем Фёдор Ковалёв был заключён в Суздальский монастырь .
В 2010 году в Вологодской области человек был зарыт под землёй с целью преодолеть страх смерти, и был раздавлен весом земли уже через полтора часа. В следующем году около Благовещенска другой человек умер после захоронения «на удачу», перед смертью он позвонил своему другу из гроба чтобы сказать, что с ним всё в порядке .