Рокфеллер, Нельсон
- 1 year ago
- 0
- 0
Антибиогра́фия — , модификация жанра биографии . Художественная структура антибиографии в значительной степени определяется особенностями формы «породившего» её биографического жанра и наполняется содержанием с противоположной идейной направленностью. Идея антибиографии воплощается по принципу «от противного». Антибиографию можно сравнивать с пародией . В случаях особой шаржированности героя (антигероя), антибиографию часто называют биографией- памфлетом .
В периоды культурного перелома появляется необходимость перехода от одного, исчерпавшего себя, литературного направления к другому, только складывающемуся. В эти периоды происходит размывание жанров и стилей как следствие отказа от старых мировоззренческой и культурной парадигм .
Об этом свидетельствует редактор и издатель Елена Шубина , имея в виду, в первую очередь, самую известную антибиографию 2000-х «Анти-Ахматову» :
Книги о знаменитостях — как мемуарные , так и биографические — востребованы, однако иначе, чем раньше. Сегодня в них ищут не столько вдохновляющий, сколько оправдывающий пример: все по Пушкину — «Он мал, как мы, он мерзок, как мы!». Это нормальная черта кризисных эпох — отсюда мода на «антибиографии», развенчания и демифологизации . Сегодня будет охотно раскуплена любая разоблачительная книга о кумире, которая во время общественного подъема вызвала бы общие нарекания .
О том же пишет бравший у Шубиной интервью литератор Дмитрий Быков :
Интерес к жанру разоблачительной биографии — вещь закономерная и, так сказать, обратно-предсказуемая, то есть задним числом она представляется безукоризненно логичной, да только знал бы прикуп — жил бы в Сочи. Впрочем, и зная этот прикуп, большинство исследователей не пожелали бы гнаться за новым трендом , но появление его оправданно. Разоблачительная биография сродни антиутопии и появляется в такие же времена — в эпохи великих разочарований и надломов .
Начиная с 1970-х годов авторы многих антибиографий используют метод деконструкции .
На вопрос, читал ли он «Анти-Ахматову» , Томас Венцлова ответил:
Да, книгу читал, впечатление ужасное. Это сплошная деконструкция, хотя я узнал некоторые факты, которые были мне неизвестны. По поводу деконструкции один польский философ говорил: «Что бы вы ни говорили об этом, смысла в этом всё равно нет», и я с ним согласен .
Известный польский писатель Войцех Кучок , автор книги «Говно» (в русском переводе ) с подзаголовком «Антибиография», так определяет для себя антибиографию:
«Антибиография» — это отрицание биографии <…> или негативная биография: семейный альбом с непроявленными снимками, рассказ, сотканный из событий, которые герой не хочет или не может помнить, поскольку их не было. Или кошмарная биография, которой мы не пожелали бы даже своим худшим врагам .