Семья Рафаэля Даянова проживала в
Ленинграде
, дедушка Назыфьян и бабушка Салиха Даяновы работали на
Ижорских заводах
. Дедушка погиб во время
Великой Отечественной войны
в ходе обороны этих заводов; был похоронен в
Колпино
. Бабушка с тремя дочерями (Халимой, Рашидой и Миной, мамой Рафаэля Даянова) находилась в эвакуации, после окончания войны вернулась в Ленинград. Рафаэль родился в 1950 году. Занимался рисованием во
Дворце пионеров и школьников
, затем в художественной школе и Ленинградском архитектурном техникуме, проходил практику в институте ЛенНИИпроект
.
В 1980 году окончил
Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им И. Е. Репина
по специальности «архитектор-художник». Позже стажировался в мастерской
в институте «Ленпроект», которая специализировалась на реставрации памятников архитектуры. Далее работал 10 лет в
Художественном фонде РСФСР
. Затем 2 года занимался интерьерами архитектурных памятников в Ленинградском отделении Ассоциации «Фонд молодёжной инициативы» КМО «Смена» Леноблисполкома и обкома ВЛКСМ. В 1991 году создал и 30 лет (до конца своей жизни) был руководителем проектной организации «Архитектурное бюро „Литейная часть-91“»
. В 2007 году окончил
Северо-Западную академию государственной службы
.
В статье, посвящённой творчеству Рафаэля Даянова (сайт Союза реставраторов Санкт-Петербурга), отмечалось
:
Рафаэль Даянов получил признание как один из лучших специалистов в области реставрации архитектурного наследия города на Неве.
Своё отношение к реставрационно-проектной деятельности Рафаэль Маратович формулировал так:
А ценность памятников не всегда бесспорна, но для архитектора-реставратора не важно, каков объект реставрации. Как только ты к нему приступаешь, то забываешь про свое «я». Плохо ли, хорошо ли с нашей точки зрения был нарисован проект автором, мы должны сделать, как это было задумано. Иначе через 20 лет потомки скажут: «Почему так? Это же было искусство, срез времени, а вы не поняли»... Когда спокойно, методично работаешь, это больше удовлетворяет, чем штурмы или прорывы. Если моими руками осуществляется связь времен в архитектуре, то это и есть мое жизненное предназначение.
За личный вклад в восстановление исторических зданий, имеющих большую архитектурную ценность Рафаэлю Маратовичу были присвоены почётные звания: в 2005 году — Заслуженный строитель России, в 2011 году — Почётный реставратор Санкт-Петербурга
.
III Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие 2020», Санкт-Петербург, Золотой диплом (в номинации «Реализованные проекты реставрации объектов архитектурного и ландшафтного наследия и приспособления их к современным условиям»)
Жюри конкурсов
Конкурс молодых архитекторов «Петербург: новый взгляд», г. Санкт-Петербург, 2012 год, член жюри
II открытый архитектурно-дизайнерский конкурс «Золотой Трезини», г. Санкт-Петербург, 2019 год, член жюри
Научно-практическая и просветительская деятельность
«Архитектура звука», презентация проекта концертного зала
Мариинского театра
, 2011 год, Санкт-Петербург
Лекция «Архитектура советских кинотеатров. Кинотеатр „Москва“ и творчество архитектора Л. М. Хидекеля», 2016 год, Санкт-Петербург
Семинар «Уходящая натура: проблемы сохранения дачной архитектуры побережья Финского залива», 2016 год, Санкт-Петербург
Награды и признание
Медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2003)