Interested Article - Пятый театр (Омск)

Омский государственный драматический «Пятый театр» — один из ведущих государственных театров города Омска . Основное отличие от других театров — в смелых творческих экспериментах, постановках, рассчитанных на прогрессивного зрителя. Творческий костяк театра составили бывшие актёры Омского ТЮЗа , ушедшие за режиссёром в свободный путь. Первое время театр не имел собственной площадки, работая на сценах Дома актёра и других театров. Впоследствии «Пятый театр» занял помещение бывшего ДК «Юбилейный», в котором находится до сих пор.

История

В 1990 году режиссёр Омского театра юных зрителей Сергей Рудзинский решает уйти из ТЮЗа и организовать собственную труппу. Идею поддерживают ведущие актёры Татьяна Казакова, Владимир Остапов, Людмила Ковальчук и др. Вместе они создают «Пятый театр» (в Омске на тот момент существовало 4 государственных театра).

Первоначально в театре было всего 9 актёров. Базовой площадкой служил Дом актёра им. Н. Чонишвили по ул. Ленина . Часть костюмов и декораций приходилось выполнять своими руками .

Театр задумывался как студия, экспериментальная площадка для творческих поисков и новых решений. Первые спектакли ставились по пьесам молодых драматургов и произведениям, не имеющим широкой сценической истории. Каждая постановка стала ярким самовыражением режиссёра.

Первый спектакль театра, «Мириам» по пьесе О. Юрьева , состоялся в августе 1991 года . Он входит в основной репертуар до сих пор. Творческий эксперимент — «Трёхгрошовая опера» — стал блестящей находкой, завоевавшей расположение зрителей и критиков. Для участия в постановке режиссёр специально пригласил ведущего омского певца и композитора, бывшего солиста группы «Мамочка» Алексея Гализдру.

В апреле 1993 года «Пятый театр» принимает участие в III Международном фестивале « Балтийский дом . Тысяча лиц театра» ( Санкт-Петербург ). В декабре 1993 года спектакль «Похвала глупости» (сценическая версия трактата Э. Роттердамского ) удостоен звания лауреата Фестиваля малых форм городов Сибири в Новокузнецке .

Сергей Рудзинский не успел реализовать все свои художественные идеи. Он умер от сердечного приступа в 1994 году . На общем совете труппа театра приняла решение продолжить дело своего творческого лидера. «Пятый театр» продолжает показывать спектакли, принимая участие в различных фестивалях и форумах. Вскоре театр получает статус областного государственного.

В октябре 1994 года театр принимает участие в фестивале «Русская комедия: от Фонвизина до наших дней» в Ростове-на-Дону . Спектакль «Фиктивный брак» был награждён призом за режиссуру и дипломами за исполнение главных ролей.

В октябре 1995 года «Пятый театр» принял участие в фестивале города ( Япония ) со спектаклем «Етэко — невеста обезьяны».

Были установлены тесные дружеские связи с японскими коллегами, и в октябре 1996 года на базе театра в Омске был проведён Фестиваль культуры и искусства Японии. В этом же году со спектаклем «Васса Железнова» театр принимает участие в Днях омской культуры в Москве.

В 1997 году режиссёр Андрей Любимов ставит спектакль «Три визита доктора Астрова» по пьесе А. Чехова « Дядя Ваня ». С этой постановкой «Пятый театр» приглашают на фестиваль «Театр без границ» в Магнитогорск . Вскоре Любимов реализует ещё несколько проектов и остаётся в труппе на должности главного режиссёра. К сожалению, в качестве главного он работает в театре недолго, и уже скоро «Пятый театр» на несколько лет остаётся без главного режиссёра, хотя А. Любимов продолжает с ним тесное сотрудничество.

По итогам сезона ведущая актриса театра Лариса Гольштейн награждена премией им. Т. Ожеговой .

Совместно с группой актёров из Московского театра « АпАРТе » по роману Ф. Достоевского « Братья Карамазовы » А. Любимов ставит спектакль «Иван и чёрт», который с успехом показывает в Париже .

В октябре 1998 года «Пятый театр» принимает участие в программе Недели омской культуры в Германии .

К 200-летию А. Пушкина в течение двух лет готовится ряд премьерных спектаклей для разных возрастов зрителей. Проект «Пушкиниана» высоко оценён критиками и зрителями. В частности, спектакль «Повести Белкина» стал лауреатом VI Всероссийского Пушкинского театрального фестиваля в 1999 году . Летом 1999 года спектакли проекта «Пушкиниана» были показаны в Берлине и Брюсселе на юбилейных празднованиях, организованных Российским домом науки и культуры.

В марте 2000 года спектакль «Старосветская история» стал номинантом театральной премии « Золотая Маска ».

В апреле 2001 года был организован первый российско-грузинский проект — спектакль «Кавказский меловой круг».

В 2001 году «Пятый театр» был назван «Театром года» по итогам конкурса «Окно в Россию», учреждённого газетой « Культура », войдя в пятёрку лучших провинциальных театров страны .

С октября 2002 года «Пятый театр» стал инициатором и организатором проведения ежегодного Международного фестиваля Молодые театры России. Это был проект, положивший начало фестивальному движению в регионе . Директор театра, Александра Юркова , удостаивается премии губернатора Омской области «За заслуги в развитии культуры и искусства».

В рамках международных проектов летом 2004 года Финский театрально-информационный центр при поддержке Европейского союза проводит в театре летнюю театральную школу «Методы современного европейского театра». Партнёры проекта: ( Москва ), Союз театральных деятелей Российской Федерации и др.

В августе 2004 года В. Смехов ставит в театре спектакль «Красавец-мужчина» (подробнее в статье Корнеева И. // Российская газета : газета. — 11.10.2004. ).

В ноябре 2004 года театр принимает участие в фестивале Sib-Altera в Новосибирске с театральной фантазией по мотивам произведений Д. Хармса «Пейте уксус, господа!».

Благодаря устойчивым связям с Санкт-Петербургским сообществом после фестиваля Балтийский дом, театр тесно сотрудничает со многими режиссёрами из других городов России и зарубежья. В 2005 году Анатолий Праудин ставит здесь спектакль «Чудаки» по пьесе М. Горького . Постановка принимает участие в нескольких фестивалях и даже номинируется на «Золотую маску» .

Длительное время театр существует без главного режиссёра. 29 декабря 2006 года на эту должность приглашается . Поскольку режиссёр являлся гражданином Прибалтики, возникли сложности с оформлением документов, и Зайкаускас не успел поставить ни одного спектакля. Уже через полгода пребывания в Омске он был депортирован на родину .

В 2008 году состоялась премьера постановки австрийского режиссёра Петра Шальши по пьесе Петера Туррини «Альпийское сияние». По признанию актёров театра, драматургия оказалась философски сложной и многогранной. Были сомнения в том, что омский зритель готов к подобным постановкам, но публика оценила спектакль по достоинству .

В апреле 2009 года на базе театра состоялся фестиваль «Играем Гоголя !». В этом же месяце «Пятый театр» принимает участие в IV Международном театральном фестивале «М@rt.контакт» в Могилёве . Омская постановка «От красной крысы до зелёной звезды» названа лучшей режиссёрской работой .

Фестивали

С 2021 г. «Пятый театр» проводит всероссийский театральный фестиваль «лиТЕрАТуРа» .

Репертуар

Режиссёры

«Пятый театр», служивший длительное время открытой площадкой для режиссёров разных школ и направлений, обрел, наконец, художественного руководителя. 30 апреля 2014 г. на сборе труппы директор театра Александра Юркова представила актёрам нового (старого) главного режиссёра Олега Матвеева, который уже служил главным режиссёром театра в 1993-1995 гг.

Сергей Рудзинский

Основатель «Пятого театра». Первый художественный руководитель театра, работавший с 1990 года по 1994 год.

В «Пятом театре» поставил спектакли:

  • Главная тайна кота Макмурра (С. Белов) — 1991
  • Мириам ( О. Юрьев ) — 1991
  • Bona Fide — Всерьёз без дураков (Б. Кифф) — 1991
  • Жорж Данден, или Одураченный муж (Ж.-Б. Мольер) — 1992
  • Похвала глупости (Э. Роттердамский) — 1993
  • Фиктивный брак (В. Войнович) — 1994

Главный режиссёр театра с 1993 по 1995 гг. Окончил в 1987 году ГИТИС (мастерская А. Эфроса и А. Васильева). Преддипломную практику проходил в Александринском театре. Работал главным режиссёром Хабаровского краевого театра драмы, режиссёром-постановщиком МХАТ им. А. П. Чехова и театра им Маяковского. Сотрудничал с театрами Японии и США, вел мастер-классы по системе Станиславского и современной режиссуре. В Сорбонне читал курс лекций «Русская театральная классика и современность». Был мастером курса в Ярославском государственном театральном институте. В копилке мастера более 30 театральных проектов, в числе которых «Русская театральная деревня», "День Европы в саду «Эрмитаж», «Международный клуб драматургов».

В «Пятом театре» поставил спектакли:

  • Н. Островского «Светит да не греет»
  • М. Горького «Васса Железнова»
  • Т. Уильямса «Прекрасное воскресенье на острове Крев-Кер».

Главный режиссёр театра с 1995 года по 1998 год. Работал в драматических театрах России и Ближнего зарубежья. Был сценаристом программ «На здоровье» и «Что хочет женщина», режиссёром-постановщиком на канале « Культура ». Снял сериалы « », « », « Бедная Настя » .

В «Пятом театре» поставил спектакли:

  • Кто сделал ребёнка моей дочери? (К. Манье) — 1996
  • Малыш и Карлсон (А. Линдгрен) — 1996
  • Кот в сапогах (С. Прокофьева, Г. Сапгир) — 1997

Главный режиссёр «Пятого театра» с 21 июля 1999 года по 2003 год. Окончил актёрский и режиссёрский факультеты ГИТИСа . Работал в , ставил спектакли в Париже , Берлине , Барселоне , Амстердаме . В настоящее время — художественный руководитель Московского драматического театра «АпАRTе»

В «Пятом театре» поставил спектакли:

  • Хозяйка гостиницы (К. Гольдони) — 1996
  • Три визита доктора Астрова (А. Чехов) — 1997
  • Повести Белкина (А. Пушкин) — 1997
  • Иван и Чёрт (Ф. Достоевский, А. Бородыня ) — 1998
  • И всё-таки о любви (А. Арбузов) — 1999
  • Что в имени тебе моём?.. — 1999
  • Носороги (Э. Ионеско) — 2001
  • Хочу жениться (Ю. Ким, Л. Эйдлин) — (2002)
  • Ох, уж эти волки (по сказке «Красная Шапочка» Ш. Перро) — 2002
  • Брак по принуждению (Ж.-Б. Мольер) — 2003
  • Недоросль (Д. Фонвизин) — 2006
  • Хроники забытого острова (Г. Егоркин) — 2006
  • Французские страсти на подмосковной даче (Л. Разумовская) — 2007
  • Всё, что я знаю о мужчинах и женщинах (Н. Птушкина) — 2008

Сергей Цветков

Московский режиссёр, работавший в «Пятом театре» в конце 1990-х годов. Окончил актёрское отделение ГИТИСа. В прошлом — артист и балетмейстер Московского театра пластической драмы им. А. Пушкина . Принимал участие в постановках Новогоднего шоу в Кремле (Москва, 1994 год), «Мир и война» (Москва, Хабаровск, 1995 год), «Весна священная. Москва на все времена» (Москва, 1997). Лауреат международных фестивалей .

В «Пятом театре» поставил спектакли:

  • Отравленная туника (Н. Гумилёв) — 1998
  • Гаупабакоа — остров любви (А. Копит) — 1999

Марина Глуховская

Сотрудничает с «Пятым театром» много лет. Ученица Петра Фоменко , М. Глуховская поставила около двадцати спектаклей в разных театрах России. Спектакль «Старосветская история» выдвигался на премию «Золотая маска». В 2005 году была режиссёром телесериала « Адъютанты любви » .

В «Пятом театре» поставила спектакли:

  • Старосветская история (Н. Гоголь) — 1999
  • Демон (М. Лермонтов) — 2000
  • Человек из ресторана (И. Шмелёв) — 2000
  • Фердинанд VIII (Н. Гоголь) — 2002

Сергей Грязнов

Актёр «Пятого театра», окончивший режиссёрский факультет Екатеринбургского театрального института. До «Пятого театра» работал в театрах Усть-Каменогорска , Тюмени , Екатеринбурга . В труппе «Пятого театра» с 1998 года. С 1999 года в театре работала его жена Ольга Грязнова .

В «Пятом театре» поставил спектакли:

  • Емелино счастье (В. Новацкий, Р. Сеф) — 1999
  • Не хочу быть собакой (С. Белов, С. Куваев) — 2001
  • Золотой цыплёнок (В. Орлов) — 2001
  • Тёмная история (П. Шеффер) — 2001
  • Сказочный балаганчик (В. Лифшиц) — 2004
  • Весёлый светофор — 2007

Автандил Варсимашвили

Генеральный директор Тбилисского театрального центра, режиссёр театра и кино. Поставил более двадцати спектаклей в Грузии и за рубежом. Режиссёр художественного фильма « » (совместный проект Италии и Грузии), телевизионного фильма « » .

В «Пятом театре» поставил спектакли:

  • Кавказский меловой круг (Б. Брехт) — 2001
  • Что с того что мокрая, мокрая сирень (Л. Табукашвили) — 2003
  • Кроткая (Ф. Достоевский) — 2006

Анатолий Праудин

Режиссёр из легендарной театральной династии Праудиных (дед, заслуженный артист Чувашской АССР, заслуженный деятель искусств Латвии, был основателем Рижского ТЮЗа, бабушка — заслуженная артистка Латвии, мать и отец — народные артисты Латвии, отец — бывший директор Рижского русского театра драмы). Работал в театрах Владимира, Екатеринбурга, Риги, Одессы и др. Лауреат многочисленных международных фестивалей. С июня 1998 года руководит «Экспериментальной сценой» под крышей театра «Балтийский дом» . Поставленный им спектакль «Чудаки» номинировался на «Золотую маску».

В «Пятом театре» поставил спектакли:

  • Женитьба (Н. Гоголь) — 2002
  • Чудаки (М. Горький) — 2004
  • Зойкина квартира (М. Булгаков) — 2012

Борис Цейтлин

Ведущий российский театральный режиссёр. Окончил кафедру драматического искусства ЛГИТМиК . Поставил более пятидесяти спектаклей в театрах Самары , Вологды , Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Орла, Брянска . В 1995 году его спектакль «Буря» был удостоен «Золотой маски». В 2001 году спектакль «Ангел приходит в Вавилон» номинировался на «Золотую маску», а спектакль «И вновь цветёт акация…» стал лауреатом данной премии .

В «Пятом театре» поставил спектакли:

  • Очень простая история (М. Ладо) — 2003
  • Завтра была война (Б. Васильев) — 2005
  • Разведённые мосты (Т. Москвина) — 2007

Зрители театра

Общая вместимость зрительного зала 300 человек . Средняя наполняемость более 80%.

За годы своего существования театр сумел воспитать своего зрителя. Это отмечают многочисленные гости фестиваля «Молодые театры России», который ежегодно проходит на базе «Пятого театра» . Большую часть лояльной аудитории составляет молодёжь в возрасте 17-35 лет. По словам директора театра А. Юрковой, «театр абсолютно адекватен запросам молодого зрителя». В процентном отношении зрителя можно поделить следующим образом: 70% — это молодёжь, большей частью студенты, 30% — взрослая аудитория.

Несмотря на то, что некоторые постановки вызывают неоднозначную реакцию со стороны более зрелого зрителя с консервативными установками (например, спектакль «Калека с острова Инишмаан» Макдонаха), публика старше сорока также активно посещает театр, поскольку в репертуаре присутствуют спектакли, рассчитанные и на них. А. Юркова считает, что опытный зритель — человек думающий. Даже если в спектакле присутствуют эпатажные моменты, публика, наблюдая страдания героев, сострадает им. И тогда даже недоверчивый зритель становится союзником театра, включаясь в общее действие .

Труппа театра

Актёры, покинувшие театр, снимаются в кино и работают в других городах России (Москва, Санкт-Петербург и др.). Так, снялась в сериалах « След », « », в эпизодах фильма « Адмиралъ » . снималась в фильмах « Полумгла » и « Бумажный солдат » .

Интересные факты

  • Периодически в «Пятом театре» проводятся ночные показы для зрителей, «которые не могут уснуть». Спектакли и шоу-постановки длятся с 23.00 до 01.00 .

Примечания

  1. Малахевич Л., Алексеева Л. Листая страницы столь короткой ещё истории… // Пятый театр. Буклет. — Омск: Омскбланкиздат, 2001.
  2. . Дата обращения: 3 августа 2009. Архивировано из 22 декабря 2010 года.
  3. . Дата обращения: 3 августа 2009. Архивировано из 2 мая 2009 года.
  4. // Культура : газета. — 26.04.2007 — 2.05.2007. — № 16 (7577) . 31 августа 2011 года. )
  5. (недоступная ссылка)
  6. Калашникова В. // Страстной бульвар : журнал. — 2008. — № 2 (112) . 26 октября 2009 года. )
  7. (недоступная ссылка)
  8. . Дата обращения: 3 августа 2009. 11 апреля 2009 года.
  9. (англ.) . Пятый Театр . Дата обращения: 29 октября 2023. 4 июня 2023 года.
  10. . Дата обращения: 3 августа 2009. Архивировано из 21 октября 2007 года.
  11. . Дата обращения: 3 августа 2009. 2 февраля 2009 года.
  12. . Дата обращения: 3 августа 2009. 8 августа 2010 года.
  13. Соломонов А. // Известия : газета. — 28.06.2006. 4 августа 2012 года. )
  14. . Дата обращения: 3 августа 2009. 13 августа 2009 года.
  15. . Дата обращения: 3 августа 2009. 21 апреля 2009 года.
  16. (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2785 дней])
  17. Кошепалова И. // Комсомольская правда. Омск : газета. — 8.10.2008. 4 марта 2016 года. )
  18. . Дата обращения: 3 августа 2009. 24 июля 2009 года.
  19. Ночной полёт на «Боинге» // Новое обозрение : газета. — Омск, 13—19 июня 2007. — № 23 . — С. 11 .

Литература

  • Омский государственный драматический «Пятый театр». Омск. 1993.

Ссылки

Пресса о театре

  • Сатонкина С. Жизнь — театр, где все мы актёры // Четверг : газета. — Омск, 16.12.2004. — № 51 . — С. 19 .
  • Кудрявская А. Живущая по солнцу // Бизнес-курс : газета. — Омск, 14.09.2004. — № 33 . — С. 73—76 . — о директоре «Пятого театра» А. Юрковой
  • Премьеры в «Пятом театре» // Омский вестник : газета. — Омск, 8.09.2004. — С. 9 .
  • Басманова А. Свет издалека… // Омская правда : газета. — Омск, 5.04.2004. — С. 4 .
  • Минаева Т. Самый первый и самый главный // Аргументы и факты (Омск) : газета. — март 2004. — № 12 . — С. 19 .
  • Дёмина Е. Театр, который построил Сергей // Четверг : газета. — Омск, 26.02.2004. — № 9 . — С. 5 .
  • Першина Л. Сергей Рудзинский: 10 лет спустя // Новое обозрение : газета. — Омск, 18—24 февраля 2004. — № 6 . — С. 5 .
  • Яркие имена «Пятого театра» // Третья столица. — Омск, 16.08.2007. — № 53 . — С. 1 .
  • Шипилова Т. Театр — это маленькое государство // Омская правда. — Омск, 15.08.2007. — С. 1 .
  • Першина Л. Нам интересно сверять свой шаг со временем // Новое обозрение : газета. — Омск, 2—8 мая 2007. — № 17 . — С. 9—10 .
Источник —

Same as Пятый театр (Омск)