Родилась в семье художника Г. Д. Нечаева. В 1938 году поступила на археологическое отделение исторического факультета
Ленинградского университета
, в годы
блокады Ленинграда
была мобилизована и работала на строительстве
железной дороги по льду Ладожского озера
. Закончив университет в 1947 году, поступила в аспирантуру, работала над диссертацией, посвящённой
на Северном Кавказе, защитила её в 1956-м
.
С 1962 года занималась проблемой этногенеза
осетин
по археологическим данным, исследовала средневековые склепы Северного Кавказа в разных республиках, участвовала в экспедициях
Северо-Кавказской экспедиции
ИЭ АН СССР (до 1975 года), искала общие явления и закономерности склеповой архитектуры в регионе
.
На основе некоторых конструктивных аналогий и исторических данных Л. Г. Нечаева выступила с гипотезой о связи между катакомбной и склеповой погребальными традициями (склеп — это катакомба в камне, обустроенная в местности, где грунт не позволяет рыть катакомбу)
. Одним из возражений против этой гипотезы было то, что катакомбы и склепы не встречаются в одних и тех же районах — в частности,
В. Х. Тменов
писал: «
Даргавсская котловина
представлена множеством склепов, а катакомбы здесь не известны»
(однако позже именно в этой котловине был обнаружен
могильник с десятками катакомбных захоронений
).
До сих пор накопленные Л. Г. Нечаевой во время полевых исследований на Кавказе материалы были опубликованы лишь частично
. Они хранятся в фондах Отдела Востока
Государственного Эрмитажа
.
Научные труды
Древнее население Кавказа и его культура (совместно с С.Н. Замятниным, при участии А.А. Формозова) // Народы Кавказа. М., 1960. Т. I. С. 33-60;
Краткие итоги исследований первой группы археологического отряда ТКАЭИЭ (совместно с А.Д. Грачом) // Ученые записки Тувинского НИИЯЛИ. Кызыл, 1960. Вып. 8. С. 185-192;
Археологическое собрание МАЭ АН СССР (совместно с Т.А. Поповой, В.В. Федоровым, Э.Е. Фрадкиным) // Сборник МАЭ. 1964. Т. 22. С. 151-168;
Катакомбы могильника Былым // Археологические открытия 1969. М., 1970. С. 101-102;
Осетинские погребальные склепы и этногенез осетин // Этническая история народов Азии. М., 1972. С. 267-292;
О жилище кочевников Юго-Восточной Европы в железном веке (I тыс. до н.э. — первая половина II тыс. н.э.). Древнее жилище народов Восточной Европы. М., 1975. С. 7-49;
О мавзолеях Северного Кавказа // Сборник МАЭ. 1978. Т. 34. С. 85-112
.
Примечания
↑
, с. 104.
.
, с. 106-108.
, с. 193—194: «Возникновение склепов обусловлено, очевидно, отсутствием в горах грунта, пригодного для вырубания катакомб и обилием строительного камня. В горных условиях племени с катакомбной погребальной традицией пришлось приспосабливаться к новым условиям и воспроизводить катакомбы в камне».
, с. 66.
(неопр.)
.
ethnographica.kunstkamera.ru
. Дата обращения: 24 апреля 2022.
19 апреля 2021 года.
Литература
Нечаева Л. Г.
Могильник Алхан-Кала и катакомбные погребения сарматского времени на Северном Кавказе. —
Л.
: Архив ИА АН СССР, р-1, д. 1791, 1791-а, 1956.
Нечаева Л. Г.
(рус.)
. —
М.
, 1972.
от 9 сентября 2019 на
Wayback Machine
Нечаева Л. Г.
Происхождение осетин (по данным погребальных сооружений)
(рус.)
. — Архив МАЭ РАН. Ф. 40. Оп. 1. Д. 88, 89. — 1980.
Тменов В. Х.
«Город мёртвых». (Позднесредневековые склеповые сооружения Тагаурии). — Орджоникидзе: Ир, 1979. — 151 с.
Чижова А. А.
(рус.)
// Лавровский сборник: Материалы XL Среднеазиатско-Кавказских чтений 2016 г. Этнология, история, археология, культурология. — 2017. —
С. 104—109
.
28 октября 2020 года.