Сисиньо
- 1 year ago
- 0
- 0
Исаак бен-Абба-Мари (род. в Провансе ок. 1122 г., жил в Марселе и ум. после 1193 г.) — французский раввин -кодификатор периода ришоним .
По общему мнению исследователей, которое, впрочем, некоторыми оспаривается, отец Исаака — рав Абба-Мари бен-Исаак — занимал должность бальи (судьи) в Сен-Жилле , второй столице графа Раймунда V Тулузского , где путешественник Вениамин Тудельский встретил его в 1165 году .
Исаак получил образование под руководством отца и дяди, ученика Альфаси . Вёл дружескую переписку с раббену Тамом и советовался с ним по вопросам религиозно-правового характера .
Первой литературной работой Исаака была написанная им на 17-м году жизни книга о правилах резки скота ( шхита , «Schechitah u-Terefoth»). Затем вышло его сочинение о правилах ношения « цицит », которое было составлено по просьбе первоначально в виде комментария к 4-й главе трактата Менахот , где излагаются правила о «цицит». Оба сочинения составили позже часть ритуального отдела кодекса «Иттур», или «Иттур Соферим», над которым Исаак трудился 23 года (1170—1191).
«Иттур» написан на «шуадите» ( еврейско-провансальском диалекте ) и состоит из трёх частей :
«Иттур» является классическим произведением раввинской литературы во Франции и обнаруживает в авторе глубокое знание обоих Талмудов (вавилонского и иерусалимского), основательное знакомство с литературой гаонейского периода и с произведениями северно-французских талмудистов, от которых отличается тем, что посвящает должное внимание иерусалимскому Талмуду, пополняя им галахическую часть вавилонского, между тем как у талмудистов главным и почти исключительным источником толкований и законодательства служит Талмуд вавилонский.
Исаак проявляет полную независимость мысли и свободное критическое отношение даже к таким общепризнанным авторитетам, как гаоны и Альфаси. Французские евреи руководствовались решениями Исаака, и Иосиф Каро пользовался «Иттуром» для своего . Несмотря на это, «Иттур» постигла та же судьба, что и другие кодексы, которые утратили всякое значение после появления полного кодекса « Шулхан-Аруха » Иосифа Каро.
1-я часть «Иттура» была издана Иосифом бен-Сарук ( Венеция , 1608 г., затем Варшава , 1801 г.) .
В конце XVII века написал комментарий к части «Иттур» под заглавием «Bene Jakob» ( Константинополь , 1704). В XVIII веке были составлены следующие комментарии к «Иттур» :
Глава о жиловании мяса, «Dine Nikkur», комментирована и издана отдельно под заглавием «Тоharat Aharon» (Оффенбах, 1712). сообщает о своем комментарии на «Иттур» под заглавием «Ziknat Schelomo», впоследствии затерявшемся, так что в прежние века об этой книге сложилось поверье, будто она принадлежит к категории сочинений, которые должны оставаться некомментированными (или комментарии утрачиваются, или авторы последних умирают безвременно; комментарии «Nachum», «Ziknat Schelomo» и отчасти де Ботона утеряны, а Яков Сасон умер молодым). Комментарием XIX века является составленный Меиром Ионой бен-Самуил (с текстом, ч. I, Варшава, 1883, ч. II и III, Вильна, 1874).
Исаак, кроме «Иттур», написал заметки (на полях) к «Halachoth» Альфаси под заглавием «Meah Schearim» (впервые напечатаны в виленском издании Альфаси 1887—1897); некоторые приписывают их авторство .
Исаак упоминает («Иттур», I, 15) также о своём комментарии к трактату « Кетубот » .