Балич, Саша
- 1 year ago
- 0
- 0
Саша Оганезашвили (настоящее имя — Александр Аршакович Оганян ; май 1887 , Соганлык , Тифлисская губерния , Российская империя — 31 мая 1932 , Тифлис , ЗСФСР , СССР ) — армянский и азербайджанский советский композитор, исследователь музыкального фольклора , исполнитель на кеманче и создатель её четырёхструнной разновидности.
Родился в Тифлисской губернии. Долгое время работал в Баку , где написал и поставил оперу «Фархад и Ширин» (1911) и организовал музыкальные курсы (1914), на которых одним из первых на Ближнем Востоке использовал западную нотацию при обучении игре на восточных инструментах. Там же в 1920 году возглавил Народную (Восточную) консерваторию, ставшую предшественницей Государственной консерватории Азербайджана . В 1920-х годах жил в Тифлисе и Эривани , где руководил оркестрами и преподавал (с 1927 года — профессор Эриванской консерватории ). Получил признание в качестве кеманчиста, об исполнительском мастерстве Оганезашвили высоко отзывались его современники Борис Асафьев и Ованес Туманян .
Александр Оганян родился в 1887 году в селе Соганлык Тифлисской губернии в армяно-грузинской семье. С 7 лет играл в ансамбле отца, в детстве исполнял музыку на диплипито , обучался пению, игре на дудуке и кеманче . В дальнейшем учился у кеманчиста Оганеза Оганезова, в честь которого взял псевдоним Оганезашвили (буквально — сын Оганеза). В Тифлисе играл в ансамбле ашуга , после переезда в Баку выступал в Восточном оркестре Антона Маиляна .
В 1905 году Оганезашвили познакомился с азербайджанскими музыкантами : ханенде Джаббаром Карьягдыоглы и исполнителем на таре Курбаном Пиримовым — вместе с ними он создал мугамное трио . В 1906—1912 годах записи трио выпускали звукозаписывающие компании « » и , среди записанных произведений были мугамы (« », « Раст », « » и др.), мелодии армянских народных песен (« », « » и др.) и курдская мелодия «Дло» . В составе трио Оганезашвили гастролировал по Закавказью , Средней Азии и Персии , по приглашению «Спортъ-Рекордъ» ансамбль посетил Варшаву . Дружба, завязавшаяся между участниками трио, продолжалась более двадцати лет .
В 1910—1911 годах Оганезашвили работал над оперой «Фархад и Ширин» по поэме Низами Гянджеви , либретто которой написал Мирза Джалал Юсифзаде . Опера была поставлена в 1911 году в Баку, роль Фархада исполнил Джаббар Карьягдыоглы, Хосрова — Меджид Бейбутов . В 1914 году музыкант организовал в Баку курсы восточной музыки, где преподавал искусство мугамата . В том же году на одном из концертов Оганезашвили побывал армянский писатель Ованес Туманян , передавший свои впечатления в статье для тифлисской газеты « » :
Когда мы говорим о Востоке и Персии, мы вспоминаем о таких гигантах, как Фирдоуси , Хафиз , Саади , Омар Хайям , Низами , но мы также представляем себе С. Оганезашвили с его меланхолической кеманчой, чудесную игру и величественную гармонию его чистой восточной музыки. В его искусстве для нас сливаются и дополняют друг друга Чаргях и Фирдоуси, Хафиз и Раст, Махур и Омар Хайям.
В 1915 году Оганезашвили был призван в армию , во время службы он руководил военным оркестром. В 1918 году музыкант вернулся в Баку, где продолжал заниматься педагогической деятельностью. В 1920 году Оганезашвили участвовал в основании Народной (Восточной) консерватории и стал её первым ректором. На этом посту Оганезашвили сосредоточился на преподавании музыкального фольклора , организовал оркестр народных инструментов . Народная консерватория стала прямой предшественницей Государственной консерватории Азербайджана .
В начале 1921 года Оганезашвили вернулся в Тифлис, где руководил оркестром Театра Руставели и участвовал в работе . 12 апреля 1923 года в Тифлисском азербайджанском театре дирижировал постановкой оперетты « Аршин мал алан » У. Гаджибекова . В 1926 Оганезашвили получил приглашение преподавать на кафедре восточных инструментов Эриванской консерватории и переехал в Армению , в 1927 ему было присвоено звание профессора. Среди его учеников были Арам Мерангулян и . В Эривани при поддержке А. Спендиарова Оганезашвили создал Ансамбль народных инструментов Республиканского радио Армении , в составе трио играл с ( канон ) и ( уд ) .
В 1927 году в составе делегации советских музыкантов Оганезашвили участвовал в международном музыкальном фестивале во Франкфурте-на-Майне . В Германии музыкант также выступал с лекциями и вместе с Е. М. Браудо работал в музыкальных архивах — целью исследования учёных была подготовка обновлённой методологии записи музыки народов СССР . Информация о работе Оганезашвили сохранилась в : по предложению директора архива музыкант прокомментировал хранившиеся в архиве записи грузинской народной музыки , в свою очередь Дёген записал игру Оганезашвили на кеманче .
После возвращения из Германии музыкант выступал с докладами об армянской и персидской музыке в Государственном институте музыкальной науки в Москве . В этот же период Оганезашвили вместе с таристом Балой Меликяном создал ансамбль армяно-персидской музыки, с которым в мае — июне 1928 года гастролировал в Москве и Ленинграде . Рецензия на ленинградский концерт ансамбля вышла в еженедельнике « » за подписью музыковеда Бориса Асафьева :
Игра на кеманче Оганезашвили именно по своей глубокой артистичной природе, когда можно говорить о том, что исполнитель холит и нежит каждое звучание, — вызывает в памяти образы таких великих европейских утонченнейших художников звука, как Дебюсси и Скрябин . Я сравниваю не личные особенности творчества и воспроизведения, а атмосферу артистизма и утонченнейшего звукоощущения, окутывавшую их.
В конце 1929 года музыкант, тяжело заболев, вернулся в Тифлис. Несмотря на слабое здоровье, он продолжал преподавать. В мае 1932 года Оганезашвили умер после продолжительной болезни . Его похоронили в пантеоне Ходживанка .
Наиболее крупным музыкальным произведением Оганезашвили стала опера «Фархад и Ширин» (1911) , продолжившая заложенную У. Гаджибековым традицию мугамной оперы . Кроме того, в корпус наследия Оганезашвили входят произведения для кеманчи, скрипки и фортепиано .
При жизни музыкант был известен не только как композитор, но и как исполнитель на кеманче , широкую популярность получило трио Оганезашвили, Джаббара Карьягдыоглы и Курбана Пиримова . Советский музыковед В. Кривоносов писал, что одной из причин влиятельности трио было преобладание в его репертуаре песен на азербайджанском языке, тогда как ханенде того времени пели преимущественно по-персидски . Вместе с этим музыкальные качества ансамбля положительно оценивал историк музыки Фирудин Шушинский , отмечавший высокую сыгранность музыкантов, а также плавную и выразительную манеру исполнения, характерную для трио . К крупнейшим представителям мугамного искусства второй половины XIX — первой половины XX века Оганезашвили относит Большая российская энциклопедия .
Оганезашвили владел как западной, так и восточной музыкальной традицией, его авторству принадлежит ряд публикаций, среди которых — сочинения, посвящённые теории персидской музыки, методике обучения игре на восточных инструментах, специфике монодии в музыкальной культуре Закавказья . Круг исследовательских интересов Оганезашвили нашёл выражение в учебном плане, который музыкант составил для кафедры восточных инструментов Эриванской консерватории. Помимо инструментоведческих тем, план включал занятия, посвящённые месту пентатоники в восточной музыке, арабским, персидским и армянским ладам и ритмике . Ещё в 1914 году, организовав в Баку курсы восточной музыки, Оганезашвили одним из первых на Ближнем Востоке использовал западную нотацию для обучения игре на восточных инструментах , его авторству также принадлежат нотные записи мугамов, азербайджанских и армянских народных песен .
Наряду с преподаванием и исполнительством, Оганезашвили работал над усовершенствованием конструкции кеманчи. В 1909 году он добавил к традиционной трёхструнной конструкции кеманчи четвёртую струну . Модификация превратила старинную кеманчу с квартовым способом настройки (ми — ля — ми) в инструмент, настраиваемый в зависимости от лада исполняемого произведения в различные кварто-квинтовые строи . В результате преобразования кеманчи, осуществлённого Оганезашвили, инструмент стал адаптированным для исполнения сочинений, написанных для больших составов: для этого кеманча настраивалась в строю равномерной темперации , нехарактерном для армянской народной музыки . По оценке турецкой исследовательницы Э. Беркман, работа Оганезашвили по приведению армянской музыки к равномерной темперации привела к новаторским теоретическим результатам , а опыт усовершенствования кеманчи стал одним из наиболее ранних примеров вестернизации народной музыки Армении .
The kamancheh's strings were originally tuned in fourths, but are now tuned in fourths and fifths: a-e'-a'-e''. This tuning was standardized by Armenian virtuoso Sasha Oganezashvili (1889-1932) in the early 20th century.