Сомов, Павел Иосифович
- 1 year ago
- 0
- 0
Па́вел Ио́сифович Бориско́вский ( 27 мая 1911 — 27 сентября 1991 ) — советский археолог , специалист по археологии палеолита и первобытной истории , доктор исторических наук (1952), профессор (1959).
Родился в еврейcкой семье. Сын врача Иосифа Павловича Борисковского (1872—1930).
Окончил девять классов СЕТШ № 217 (1927) и историко-лингвистический факультет Ленинградского университета по специальности «археолог-музеевед» (1930), ученик профессора П. П. Ефименко . Поступил в аспирантуру Государственной академии истории материальной культуры , заявив в качестве диссертационной тему формирования человека современного типа на базе археологических источников. В 1932—1933 годах работал в Государственном Русском музее и в Музее антропологии и этнографии , был руководителем студенческого научного археологического кружка ЛИФЛИ .
В 1934 году защитил кандидатскую диссертацию «Исторические предпосылки оформления так называемого Homo sapiens », с этого же времени в должности доцента преподавал на кафедре археологии исторического факультета ЛГУ . Работал в секторе полевых исследований, с 1935 года — в Институте истории доклассового общества ГАИМК. В 1937—1941 годах — в Секторе палеолита и неолита ЛОИИМК АН СССР .
В 1941 году мобилизован в РККА Ленинградским горкомом ВКП(б) , тогда же вступил в партию. С 8 июля 1941 года находился на фронте в составе 10-й стрелковой дивизии , до 27 августа воевал на Эстонском участке фронта, с 28 августа — на Ленинградском фронте . 3 декабря был ранен, с марта 1942 года, после завершения лечения, преподавал дисциплины социально-экономического цикла в Ашхабадском военно-пехотном училище, собирал сведения о палеолите Туркмении.
В сентябре 1946 года вернулся в Ленинград. В феврале 1952 года завершил написание докторской диссертации «Палеолит Украины. Историко-археологические очерки», через год выпущенной в виде монографии . С 1962 года — заведующий сектором (позднее — отделом) палеолита Ленинградского отделения Института археологии. В 1960—1961 годах читал курс лекций в в Демократической Республике Вьетнам ; Награждён орденом Труда I степени и медалью. С 1979 года — старший научный сотрудник -консультант ЛОИА АН СССР.
Дочь — историк античного искусства София Павловна Борисковская (1937—2001).
Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище .
С 1929 года участвовал в археологических экспедициях: Костёнковской (на стоянках Боршево II, Костенки II, X, XVII—XIX), Поднестровской ( Лука-Врублевецкая ), Приазовской ( Амвросиевка ), Деснинской (Пушкари I), Одесской и др. За три сезона 1937—1939 годов им было вскрыто 180 м 2 культурного слоя .
В 1948 году принял участие в раскопках стоянки Авдеево в составе Деснинской экспедиции М. В. Воеводского , впервые дал подробный обзор палеолита Средней Десны . Позднее провёл раскопки в Воронежской области и разведки по реке Оскол , которые вывели учёного на месторождения кремня в Валуйках, окружённые стоянками-мастерскими каменного века.
Исследовал ряд палеолитических памятников в Европейской части СССР ( Лука-Врублевецкая , Пушкари-I , погребение кроманьонца в Костёнках-II, Большая Аккаржа и др.), а также, совместно с вьетнамскими археологами, стоянки и пещеры в Демократической Республике Вьетнам (1960—1961).
В 1962—1964 годах под руководством П. И. Борисковского курский палеолитический отряд исследовал открытые местными жителями стоянки Курск 1 на ул. Полевой и Курск 2 на ул. Котлякова.
В 1966 году изучал палеолитические коллекции в нескольких научных центрах Индии .
В разное время П. И. Борисковский подвергался критике и «проработкам» по политическим причинам . В 1937 году редакция журнала « Советская этнография » утверждала: « Гнусный призыв вредителя Быковского к ревизии взглядов Энгельса нашел, например, отклик со стороны П. И. Борисковского. В своей книжке „К вопросу о стадиальности в развитии верхнего палеолита“, вышедшей с предисловием и под редакцией Быковского, П. И. Борисковский не остановился перед тем, чтобы прямо заявить: „эта часть работы Энгельса в наибольшей степени требует уточнений и видоизменений“, имея в виду периодизацию истории доклассового общества в „ Происхождении семьи… “ Ф. Энгельса » .
А. А. Формозов отмечал: « Выходцы из „бывших“ нередко рьяно выслуживались перед новой властью. <…> Власть умело использовала таких людей. Проработчиком был в начале 1930-х годов и Борисковский. <…> Борисковский старался попасть в число „хороших евреев“, даже борцов с космополитизмом . Он изобличал в этом страшном грехе В. И. Равдоникаса , чью панегирическую биографию только что напечатал. В своей книге „Начальный этап первобытного общества“ <…> не назвал ни одного иностранного ученого, перечисляя самые незначительные заметки отечественных авторов. Все это было замечено наверху. <…> Конечно, и Борисковскому пришлось пережить трудные минуты. Когда расстреляли его руководителя по аспирантуре С. Н. Быковского, когда развернулась антисемитская кампания , Павел Иосифович очень боялся. Но в целом он всегда был на плаву. Он был старательный, полезный ученый, в зрелые годы достаточно терпимый во взаимоотношениях с коллегами, но это совсем иной тип, чем Грязнов , прежде всего приспособленец » .