Interested Article - Сомов, Вячеслав Вячеславович

Вячеслав Вячеславович Сомов ( 1910 1988 ) — советский актёр, мастер художественного слова. Заслуженный артист РСФСР ( 1954 ).

Биография

Окончил Ленинградское балетное училище . Выступал на эстраде в пантомиме и танцевальном дуэте. Работал наездником в цирке. Играл в Государственном театре им. Вс. Мейерхольда , Драматическом театре им. Баумана. Участник Великой Отечественной войны (ушёл на фронт добровольцем). С 1945 г. артист Центрального театра Красной Армии . В знаменитом «Учителе танцев» Л. де Вега в роли Альдемаро Сомов успешно дублировал Владимира Зельдина .

С 1948 г. выступал на эстраде с сольными программами художественного чтения . Он представил на эстраде произведения многих зарубежных поэтов-классиков и ещё более — современников. Сомову были свойственны влюблённость в поэзию, желание поделиться с аудиторией счастьем приобщения к стихам Дж. Г. Байрона , Ф. Вийона , Ф. Гарсиа Лорки или радостью открытия новых, ещё не знакомых поэтических имен. В его репертуаре были поэты Франции , Великобритании , Германии , Испании , Турции , Бельгии , Чехословакии и др. стран. Французскую поэзию он представлял в программе от XV в. до современности. В неё входили Ф. Вийон, В. Гюго , Э. Ронсар , Ш. Бодлер , Ж. Дю Белле , П. Ж. Беранже , П. Верлен , Г. Аполлинер . Он часто предварял стихи краткими рассказами об авторах и для каждого находил особые ритмы, интонации, пластический рисунок. В 1956 году Сомов открыл для себя Н. Гильена , прочитав в журнале его стихотворение «Колыбельная, чтобы разбудить маленького негра». Он влюбился в этого кубинского поэта-изгнанника, выучил испанский язык и стал читать сначала стихи Гильена, а потом и других современных латиноамериканских поэтов. К 1960 году у него сложилась обширная программа «Современные зарубежные поэты». Кроме исполняемых ранее поэтов в неё входили Ж. Превер , Э. Гильвик , Жан Марсенак, отрывок из «Зеленых холмов Африки» Э. Хемингуэя (проза), американские поэты: К. Сэндберг , Р. Фрост , Л. Ферлингетти , никарагуанский — Р. Дарио , колумбийский — Луис Карлос Лопес. Сомов читал их в той национальной народной традиции, в которой они исполнялись на родине.

Ему помогали музыканты-гитаристы — в разное время с ним работали , Алексей Кузнецов-старший . Читая с музыкальным сопровождением, артист погружал зрителей в самые недра поэтической стихии, в её ритмы. Тонко чувствуя музыкальную природу стиха, Сомов выражал её в пластике, иногда — в мелодекламации. В 1963 году Сомов стал лауреатом конкурса «За мир и дружбу между народами». Круг исполняемых поэтов все время расширялся, пополнялся новыми именами. «Испания в сердце» ( 1965 ), чешская поэзия ( 1967 ). В старые программы включались новые имена и страны. Это не значит, что Сомов обходил своим вниманием русскую поэзию. В 70-е годы он создал композиции « А. Блок Б. Пастернак , М. Цветаева А. Ахматова », «Женщина и поэзия»; «Современники» ( Д. Самойлов , Б. Окуджава , Б. Слуцкий , А. Межиров и др.). Одна из последних программ называлась «Открытие Америки» ( Р. Лоуэлл , О. Нэш , Р. Фрост и др. в переводах А. Вознесенского ). Последняя, итоговая композиция — «Люди, которых я видел», о незабываемых встречах с крупнейшими поэтами и деятелями эпохи. Режиссёром программ Сомова была его жена, заслуженная артистка РСФСР Зинаида Бокарева .

Отмечая «великолепную пластику речи, простоту, не снижающую, однако, стихотворную речь до прозы, а прозу — до речи разговорной, обыденной», — Вс. Н. Аксенов главным в искусстве Сомова считал «подтекст». «Не только тот подтекст, который выявляет скрытый замысел автора, а и тот, что порожден собственным представлением исполнителя…» Эти слова своего товарища по искусству Сомова называл «самой дорогой похвалой». Сомов вместе с другими выдающимися мастерами художественного слова середины XX века, такими, как Сурен Кочарян , Всеволод Аксенов , Дмитрий Журавлев , Яков Смоленский , неустанно приобщал массового советского зрителя и слушателя к сокровищам мировой литературы.

Похоронен на Ваганьковском кладбище . в родственной могиле на участке 32, позже здесь же была похоронена жена Зинаида Бокарева.

Литература

  • Сомов В. В. Песни Гильена // Нева. М.; Л., 1961. № 5. С. 212—214.
  • Сомов В. В. Полководец человечьей силы // Театральная жизнь. 1966. № 16. С. 7-8.
  • Аксенов Вс. Слово — полководец человечьей силы // Театральная жизнь. 1960. № 6. С. 25.
  • Лазарев М. Люблю сам и заставляю любить тысячи // Молодая гвардия. М., 1963. № 11. С. 304—307.
  • Нифонтов А. И. Сокровенные тайны поэзии // СЭЦ. М., 1964. № 10. С. 17.
  • Ленинский А. Звучащий поэтический образ // СЭЦ. 1977. № 8.
  • Смирнова Н. Вячеслав Сомов // Мастера художественного слова. М., 1988. Вып. 2. С. 247—264.

Ссылки

  • в Энциклопедии циркового и эстрадного искусства
  • на Неофициальном сайте Центрального академического театра Российской армии
Источник —

Same as Сомов, Вячеслав Вячеславович