Interested Article - Беленский кансионейру
- 2021-02-01
- 1
«Беле́нский пе́сенник» ( порт. Cancioneiro de Belém ), также «Беле́нский музыка́льный кансионе́йру» ( порт. Cancioneiro musical de Belém ) — один из четырёх текстомузыкальных рукописных кодексов Португалии эпохи Возрождения . Составлен в Порту в самом начале XVII века , около 1603 года. Этот самый краткий из 4-х сохранившихся нотированных португальских кансионейру содержит 18 композиций ренессансной полифонии XVI века для 3-х и 4-х голосов. Среди трёх других дошедших песенников: « Лиссабонский кансионейру », « Элвашский кансионейру » и « Парижский кансионейру ». В настоящее время рукопись находится на хранении в Лиссабоне в Национальном музее археологии и этнографии ( Museu Nacional de Arqueologia e Etnologia ) под кодом Ms 3391 (P-Lma Ms 3391). Поэтому в некоторых источниках также используется наименование антологии по месту хранения — «Кансионе́йру Национа́льного музе́я археоло́гии и этногра́фии» .
Описание
Манускрипт песенника был обнаружен в 1969 году исследователями иберийской поэзии профессорами Артуром Ли-Фрэнсисом Эскинсом ( Arthur Lee-Francis Askins ) и Джэком Сэйджем ( Jack Sage ) среди неисследованных кодексов Национального музея археологии и этнографии , расположенного в районе Белен ( Belém ) в Лиссабоне . Поэтому оригинал музыкального сборника был назван по месту его находки. Описание рукописи опубликовано в статье Эскинса и Сэйджа . Заглавие на титульном листе кодекса гласит: «В этой книге содержится много любопытных вещей как в прозе, так и в стихах. В конце некоторые церемонии и т. пр.» ( порт. Em este liuro se contem muitas cousas curiosas asi em prosa Como em Verso. Em o fim Algũas ceremonias etc ) . Первая часть оригинала содержит различные прозаические и поэтические тексты в основном религиозного содержания , а собственно сам песенник занимает часть рукописи — 16 листов (58v—73r) . На обороте титульного листа видимо обозначено имя составителя и/или переписчика антологии — брат Сантьягу ( Frei Santiaguo ), а на фолио 31v имеется надпись «В Порту в день св. Мигела 603» ( No Porto dia de S. Miguel 603 ) . Песенник записан одним переписчиком .
Имена авторов в рукописи не обозначены. Несмотря на то, что тексты композиций сочинены неизвестными поэтами (17 на кастильском языке и 1 на португальском ), а музыка создана неизвестными композиторами, предполагается что их могли сочинить португальцы, поэтому некоторые музыковеды Португалии используют относительно них термин « вилансете » или « вилансику » вместо испанского понятия « вильянсико ». По мнению Эскинса и Сэйджа, музыку создали испанские композиторы 2-й половины XVI века, за исключением № 6 (№ 5 у Эскинса и Сэйджа), выполненного в португальской манере ( lusismos ) .
Музыкальная антология включает 18 композиций (вилансете/вилансику/вильянсико, кантиги и мадригалы ) с текстами на испанском языке; из них только один единственный текст записан в оригинале на португальском языке (№ 6 — ) . Кодекс составлен в Португалии в Порту около 1603 года , но содержит пьесы 1550—1580 годов . №№ 5, 8, 9 и 10 (соответственно №№ 6, 9, 10 и 11 в описании Эскинса и Сэйджа) воспроизведены в Элвашском песеннике (манускрипт P-Em 11793). Значимость обнаружения антологии определил М. Морайш . Её ценность представляют наиболее ранние из известных до настоящего времени 2 религиозных вилансику (№ 1 вероятно предназначался для исполнения на Рождество Христово и № 15 создан для песнопения в Праздник Тела и Крови Христовых ) и первые португальские мадригалы . М. Морайш в своём критическом издании определил 2 религиозные пьесы как «песнопения» ( Chançonetas religiosas ) . Португальский музыковед Руй Виейра Нери ( Rui Vieira Nery ) отнёс эти песнопения к самым ранним религиозным вилансику . Традиционные вилансете и кантиги отражают любовную тематику . В данной антологии как поэтические так и музыкальные формы 8 из 18 пьес испытали при своём создании некоторое итальянское воздействие . 12 песен написаны для 3-х голосов (альт, тенор и бас — ATB), 4 — для 4-х голосов ( альт , сопрано , тенор и бас — ASTB), 1 — для 3-х голосов (сопрано, тенор и бас со вспомогательным сопрано — S(S)TB) .
Первая песня сборника обозначена в оригинале термином «песнопение» ( chanconeta ( sic ) шансонета) . Данный термин в орфографии chançoneta , chanzoneta , canzoneta широко использовался на Пиренейском полуострове с 1550 года и на протяжении XVII века для обозначения короткой песни с рефреном , чаще всего рождественской кэрол , структура которой весьма схожа с вильянсико . №№ 6, 7, 12 и 13 (у Эскинса и Сэйджа №№ 5, 6, 11 и 12) Эскинс и Сэйдж отнесли к вильянсико, т. е. к песням с рефреном типа виреле . №№ 5, 6, 9, 10, 11, 12, 15 и 16 (у Эскинса и Сэйджа №№ 4, 5, 8, 9, 10, 11, 14 и 15) не имеют рефрена . Композиции №№ 2, 4, 17 и 18 (у Эскинса и Сэйджа №№ 2, 3, 16 и 17) относятся к мадригалам .
Содержание кансионейру
№ |
№
Askins & Sage |
листы | наименование | жанр | музыкальная форма | голоса |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1 | 58v—59r | Ch | 3-4 ▪ S(S)TB | ||
2 | 2 | 59v—60r | M | 4 ▪ ASTB | ||
3 | — | 60v—63r | V | |||
4 | 3 | 63v—64r | M | 4 ▪ ASTB | ||
5 | 4 | 65r | V | ABB | 3 ▪ ATB | |
6 | 5 | 65v—66r | C | ABBC | ||
7 | 6 | 66v | V |
ABB
CC ABB |
||
8 | 7 | 67r | V | ABBA | ||
9 | 8 | 67v | C | AABCC ? | ||
10 | 9 | 68r | C | AABCC | ||
11 | 10 | 68v | V |
ABB
ABB CC |
||
12 | 11 | 69r | V |
ABB
CC ABB CC ? |
||
13 | 12 | 69v—70r | V | ABBA | 4 ▪ ASTB | |
14 | 13 | 70v—71r | V | ABBA | 4 ▪ ASTB | |
15 | 14 | 71v | V | AABCC ? | 3 ▪ ATB | |
16 | 15 | 72r | C/V |
ABCC
ABCC DD ? |
||
17 | 16 | 72v—73r | M | |||
18 | 17 | 73v—74r | M |
- Позиция № 3 отсутствует в описании Эскинса и Сэйджа
- Жанры: C — кантига; Ch — chanconeta/chanzoneta; M — мадригал; V — вильянсико/вилансете/вилансику
- Предполагается, что тексты сочинили: № 2 — кастильская поэтесса Сетина-монахиня ( Cetina «la monja» ), № 10 — Вимиозу ( Manuel de Portugal, comendador de Vimioso ), № 12 — Антониу де Вильегас ( Antonio de Villegas ), № 17 — Гарсиласо де ла Вега , № 18 — Жорже де Монтемор . , командор де
Критическое издание
В 1988 году после изучения манускрипта португальский музыковед Мануэл Морайш ( Manuel Morais ) опубликовал критическое издание кансионейру в серии «Португальская маньеристская музыка» .
- Morais M. Cancioneiro musical de Belém : Estudo introdutório e transcrição de Manuel Morais : [ порт. ] / Manuel Morais. — Lisboa : Imprensa Nacional – Casa da Moeda, 1988. — 140 p. — (Música Portuguesa Maneirista). (англ.)
Записи
- 1988 — / Movieplay
Все 18 пьес сборника записаны ансамблем старинной музыки «Сегрелы Лиссабона» ( Segréis de Lisboa ), основанном музыковедом Мануэлом Морайшем (Manuel Morais) в 1972 году. В 1992 году в Бразилии эта запись вышла на CD.
См. также
Примечания
- ↑ , p. 129.
- ↑ , p. 41.
- , p. 134.
- ↑ .
- , p. 129—134.
- , p. 129—130.
- ↑ , p. 40.
- ↑ , p. 130.
- , p. 42, 48, 60.
- , p. 130—131.
- , p. 49.
- Raimundo N. : [ англ. ] : [ 23 марта 2020 ] / Nuno de Mendonça Freire Nogueira Raimundo // Revista Portuguesa de Musicologia. — 2019. — Vol. 6, № 1. — P. 223. — ISSN .
- ↑ , p. 131.
- , p. 132—133.
- .
Литература
- Askins A. L-F., Sage J. : [ англ. ] / Arthur Lee-Francis Askins, Jack Sage // Luzo-Brazilian Review. — 1976. — Vol. 13, № 2. — P. 129—137. — ISSN .
- (порт.) (23 марта 2005). Дата обращения: 26 апреля 2020. 18 ноября 2011 года.
- Vieira L. P. Vilancico religioso na Península Ibérica – século XVI : Os vilancicos de Pedro de Cristo (c. 1551—1618) : [ порт. ] / Luísa Pais Vieira. — Lisboa : Universidade Católica Portuguesa, 2013. — 133 p.
Ссылки
- на International Music Score Library Project
- на YouTube — № 5 из «Беленского песенника», пасторальный вилансику . Segréis de Lisboa под управлением Мануэла Морайша, запись 1988 года
- на YouTube — № 18 из «Беленского песенника», Segréis de Lisboa под управлением Мануэла Морайша, запись 1988 года
- 2021-02-01
- 1